2.4 РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ. Группа Гр*4 - конструктивно-технологические факторы
Данная группа включает факторы, отражающие влияние качества основных проектных решений на вероятность аварии. Здесь оценивают точность учета всех возможных нагрузок и воздействий на ОПО МН и МНПП при расчете его конструкции.
Обозначения и наименования факторов влияния приведены в таблице N 39 данного приложения.
Таблица N 39
Факторы группы Гр*4
Обозначение и наименование фактора влияния в четвертой группе
|
Доля в группе,
q4j
|
|
F*41
|
Отношение фактической толщины стенки трубы к требуемой
|
0,35
|
F*42
|
Усталость металла
|
0,30
|
F*43
|
Возможность возникновения гидравлических ударов
|
0,15
|
F*44
|
Системы телемеханики
|
0,20
|
2.4.1. Фактор F*41 - отношение фактической толщины стенки трубы к требуемой.
Расчетное значение толщины стенки ОПО МН и МНПП сравнивается с наименьшим в пределах данного участка фактическим значением толщины стенки
, полученным либо путем измерений, либо вычитанием максимального производственного допуска из номинального значения толщины стенки труб, уложенных на анализируемом участке ОПО МН и МНПП. Итоговую балльную оценку рассчитывают через отношение
с помощью следующих формул:
|
при
|
|
(16)
|
B*41 = 0
|
при
|
|
(17)
|
2.4.2. Фактор F*42 - усталость металла.
Циклические изменения напряжений в стенке ОПО МН и МНПП в основном вызываются колебаниями давления перекачиваемой среды, которые в стационарном режиме перекачки обусловлены конструктивными особенностями рабочих органов насосов, а в нестационарном - частичными или полными отказами насосов. Зоны активных динамических нагрузок наблюдаются на расстоянии от двух до 15 км от НПС вниз по потоку. Кроме того, циклы изменения нагрузок на ОПО МН и МНПП наблюдаются на переходах через авто- и железные дороги.
Для проектируемых ОПО МН и МНПП балльную оценку данного фактора влияния на трех километровых участках вблизи НПС принимают равной 2.
2.4.3. Фактор F*43 - возможность возникновения гидравлических ударов.
Степень влияния данного фактора на вероятность возникновения аварийной ситуации при перекачке жидких сред определяется вероятностью образования волн давления, превышающих рабочее давление в ОПО МН и МНПП Pраб более чем на 10%. Балльную оценку определяют по таблице N 40 данного приложения.
Таблица N 40
Возможность возникновения гидравлических ударов
N п/п
|
Наименование фактора F*43 - возможность возникновения гидравлических ударов
|
B*43
|
1
|
Высокая вероятность гидравлических ударов
|
8
|
2
|
Средняя или низкая вероятность гидравлических ударов (параметры и скорость жидкости не исключают возможности возникновения волн давления, но опасности они не представляют, поскольку гасятся соответствующими устройствами - уравнительными резервуарами, предохранительными клапанами, устройствами медленного закрытия трубопроводной арматуры)
|
4
|
3
|
Низкая или нулевая вероятность гидравлических ударов (практически исключена возможность возникновения всплеска давления, превышающего на 10% Pраб)
|
0
|
2.4.4. Фактор F*44 - системы телемеханики и автоматики.
Степень влияния данного фактора на вероятность возникновения аварии вследствие повышения давления сверх допустимого уровня определяется тем, насколько полно (по охвату эксплуатационного участка), точно (по месту) и оперативно система обеспечивает дистанционное измерение давления в пределах эксплуатируемого участка, обеспечивает ли аварийную сигнализацию по давлению, автоматическое управление системами отключения перекачивающих агрегатов и соответствующей арматуры, включает ли подсистему предотвращения гидроударов.
Данные о системах телемеханики и автоматики приведены в таблице N 41 данного приложения.
Таблица N 41
Системы телемеханики и автоматики
N п/п
|
Наименование фактора F*44 - системы телемеханики и автоматики
|
F*44
|
1
|
Системы телемеханики и автоматики обеспечивают телеизмерение давления на НПС и ЛЧ ОПО МН и МНПП в пределах эксплуатируемого участка, телесигнализацию положения запорной арматуры по трассе, аварийную сигнализацию и автоматическое отключение магистральных насосов (остановку перекачки) в случае недопустимого повышения давления. На ОПО МН и МНПП имеются системы гашения ударной волны и системы обнаружения утечек на участках ОПО МН и МНПП
|
0
|
2
|
Системы телемеханики обеспечивают телеизмерение давления в пределах эксплуатируемого участка, телесигнализацию положения запорной арматуры по трассе, аварийную сигнализацию технологических параметров
|
5
|