2.3 РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ. Группа Гр*3 - природные воздействия
В данной группе рассматривают факторы влияния, связанные с природными воздействиями механического характера:
а) повреждения ОПО МН и МНПП при деформациях грунта, происходящих в форме обвалов, оползней, селевых потоков, термокарста, пучения грунта, солифлюкции;
б) повреждения прямых и слабоизогнутых участков ОПО МН и МНПП вследствие продольно-поперечного изгиба ОПО МН и МНПП от действия термических сжимающих нагрузок с разрушением засыпки, полной потерей устойчивости изогнутого состояния и резким нарастанием прогибов и пластических деформаций в сечении ОПО МН и МНПП;
в) неравномерная осадка ОПО МН и МНПП, которая более всего проявляется на наземных узлах разветвленной конфигурации (узлах подключения к НПС), линейной арматуре, камерах пуска и приема очистных устройств, береговых "гребенках" и на примыкающих к ним участках;
г) размывы траншеи на подводном переходе ОПО МН и МНПП, связанные с переформированием русла реки, и повреждения ОПО МН и МНПП от гидродинамического воздействия потока.
Данная группа включает четыре фактора влияния, сведения о которых приведены в таблице N 33 данного приложения.
Таблица N 33
Факторы группы Гр*3
Обозначение и наименование фактора влияния
|
Доля в группе, q3j
|
|
F*31
|
Вероятность перемещений грунта
|
0,2
|
F*32
|
Несущая способность грунта
|
0,15
|
F*33
|
Наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов
|
0,15
|
F*34
|
Проведение превентивных мероприятий
|
0,5
|
2.3.1. Фактор F*31 - вероятность перемещений грунта.
Балльную оценку определяют в соответствии с вероятностью перемещений грунта или размыва подводного перехода, данные о которой приведены в таблице N 34 данного приложения. Классификация подводных переходов по степени опасности размыва дюкера при переходах через водные преграды принимается в соответствии с таблицей N 35 данного приложения.
Таблица N 34
Вероятность перемещения грунта или размыва
подводного перехода
N п/п
|
Наименование фактора F*31 - вероятность перемещения грунта
|
B*31
|
1
|
Высокая вероятность. Перемещения грунта являются обычным явлением, наблюдаются регулярные сдвиги и разрывы грунта, оползни, оседания, обвалы, пучения. Зоны опасных сейсмических процессов (выше 8 баллов по СП 14.13330.2011), зоны вечной мерзлоты, зоны шахтных разработок, горные районы. Подводный переход относится к типу 3 или 4 по степени опасности размыва
|
10
|
2
|
Средняя вероятность. Топография и типы грунта не исключают возможности перемещений грунта, однако значительные деформации грунта наблюдаются редко. Повреждений или недопустимых изменений положения ОПО МН и МНПП по этой причине не зарегистрировано. Зоны малоопасных сейсмических процессов (6 или 7 баллов по СП 14.13330.2011). Подводный переход относится к типу 2
|
5
|
3
|
Низкая вероятность. Перемещения грунта наблюдаются редко. Смещения и повреждения ОПО МН и МНПП практически исключены. Подводный переход относится к типу 1. Участок ОПО МН и МНПП расположен вне сейсмически опасных зон
|
1
|
4
|
Никаких признаков, указывающих на потенциальную угрозу, связанную с перемещениями грунта, нет
|
0
|
5
|
Информация о возможности перемещений грунта на подводном переходе отсутствует
|
10
|
Таблица N 35
Классификация подводных переходов по степени опасности
размыва дюкера
Тип участка перехода
|
Характеристика водной преграды
|
Степень опасности размыва
|
1
|
Глубинные переформирования незначительны, ОПО МН и МНПП, как правило, не размываются (переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами)
|
Незначительная. Эксплуатация перехода ведется без осложнений
|
2
|
Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 10 м (средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов)
|
Умеренная и умеренно высокая. Размывы часты при неправильной глубине заложения дюкера
|
3
|
Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 100 м (мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования и пойменной многорукавности). Возможные размывы представляют большую опасность из-за трудности точного определения максимальных плановых переформирований. Возможны повреждения ОПО МН и МНПП водным потоком, ледоходом, якорями, волокушами судов
|
Высокая. Размывы очень часты и нередко сопровождаются разрушениями труб
|
4
|
Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев
|
Очень высокая. Строительство подводных ОПО МН и МНПП не рекомендуется
|
2.3.2. Фактор F*32 - несущая способность грунта.
Состав грунта определяет его несущую способность, влияющую на устойчивость проектного положения оси ОПО МН и МНПП, и, следовательно, на вероятность нарушения целостности ОПО МН и МНПП. Чем выше несущая способность грунта, тем устойчивее положение ОПО МН и МНПП и тем меньше вероятность возникновения недопустимых напряжений в стенке трубы, которые могут привести к ее разгерметизации. Балльную оценку проводят по таблице N 36 данного приложения.
Таблица N 36
Несущая способность грунта
N п/п
|
Наименование фактора F*32 - несущая способность грунта
|
B*32
|
1
|
Низкая (торфяники - сильно и слаборазложившиеся; зоны болот; пески - пылеватые твердомерзлые и пылеватые с включениями гальки, гравия и валунов; супеси пластичные, мерзлые, мало- и сильнольдистые; мягкопластичные глины и суглинки)
|
10
|
2
|
Средняя (суглинки полутвердые тугопластичные, твердомерзлые - малольдистые и льдистые, суглинки с включениями гравия и гальки, полутвердые тугопластичные глины; мелкие плотные влажные и водонасыщенные пески)
|
5
|
3
|
Нормальная (глины твердомерзлые - малольдистые и льдистые, глинистые сланцы с кварцевыми жилами, твердые суглинки и супеси; гравелистые крупные влажные и водонасыщенные пески)
|
2
|
2.3.3. Фактор F*33 - наличие на участке линейной арматуры и надземных технологических трубопроводов.
Фактор учитывает дополнительное влияние, оказываемое наличием на ОПО МН и МНПП тяжелой наземной арматуры, на вероятность возникновения при сезонных колебаниях температуры и неравномерной осадке грунта значительных напряжений и деформаций изгиба участков ОПО МН и МНПП, примыкающих к наземным узлам и, следовательно, на вероятность разрушения ОПО МН и МНПП. Балльную оценку определяют по таблице N 37 данного приложения.
Таблица N 37
Наличие на участке линейной арматуры и надземных
технологических трубопроводов
N п/п
|
Наименование фактора F*33 - наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов
|
B*33
|
1
|
На участке присутствует надземный узел со сложной обвязкой и арматурой без фундамента
|
10
|
2
|
На участке присутствует сложный надземный узел с арматурой на фундаменте, рамная конструкция рассчитана с учетом рекомендаций современных нормативных документов
|
5
|
3
|
На участке присутствует линейная арматура без фундамента
|
7
|
4
|
На участке присутствует линейная арматура на фундаменте
|
3
|
5
|
Надземные сооружения отсутствуют
|
0
|
2.3.4. Фактор F*34 - проведение превентивных мероприятий.
К превентивным мероприятиям относятся:
а) меры, обеспечивающие физическую защиту или ослабление напряжений в ОПО МН и МНПП: заложение ОПО МН и МНПП ниже глубины деформаций грунта (для подводных переходов ниже предполагаемой глубины размыва), перенос участка трассы, устройство подпорных стенок на косогорах, установка компенсаторов, грунтовая разгрузка ОПО МН и МНПП с помощью устройства параллельных траншей;
б) меры по изменению свойств грунта, например, осушение грунта с помощью систем дренажа;
в) проведение мониторинга деформаций грунта и перемещений ОПО МН и МНПП.
Балльная оценка зависит от наличия или отсутствия предупредительных мероприятий на анализируемом участке трассы, в случае необходимости их проведения. Балльную оценку рассчитывают как сумму балльных оценок трех составляющих. Сведения о проведении превентивных мероприятий приведены в таблице N 38 данного приложения.
Таблица N 38
Проведение превентивных мероприятий
m
|
Наименование составляющей m фактора F*34 - проведение превентивных мероприятий
|
||
1
|
Меры по ослаблению напряжений в ОПО МН и МНПП
|
не требуются
|
0
|
не планируются
|
2
|
||
2
|
Мероприятия по изменению свойств грунта
|
планируются или не требуются
|
0
|
не планируются
|
1,5
|
||
3
|
Мониторинг деформаций грунта и перемещений ОПО МН и МНПП
|
планируется с помощью, например, инженерно-сейсмометрических станций
|
0
|
планируется проведение визуального мониторинга 2 раза в год (весной и осенью) с помощью неподвижных реперов на трассе
|
1
|
||
не планируется
|
3
|
||
напряженно-деформированное состояние будет контролироваться с помощью "интеллектуальных вставок"
|
0
|