ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 7 августа 2018 г. N 338
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА
УЯЗВИМОСТИ ЯДЕРНОГО ОБЪЕКТА И АНАЛИЗА УЯЗВИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ
И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
В целях совершенствования контроля и надзора за физической защитой объектов использования атомной энергии приказываю:
Утвердить прилагаемую Инструкцию по проверке результатов проведения анализа уязвимости ядерного объекта и анализа уязвимости перевозки и транспортирования ядерных материалов и ядерных установок.
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждена
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 7 августа 2018 г. N 338
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА
УЯЗВИМОСТИ ЯДЕРНОГО ОБЪЕКТА И АНАЛИЗА УЯЗВИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ
И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по проверке результатов проведения анализа уязвимости ядерного объекта и анализа уязвимости перевозки и транспортирования ядерных материалов и ядерных установок (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 (далее - Правила физической защиты), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (далее - НП-083-15), утвержденными приказом Ростехнадзора от 8 сентября 2015 г. N 343.
2. Инструкция устанавливает единый подход к проверке результатов проведения анализа уязвимости ядерного объекта (далее - ЯО) и анализа уязвимости перевозки и транспортирования ядерных материалов (далее - ЯМ) и ядерных установок (далее - ЯУ) и определяет объем проверки результатов проведения анализа уязвимости ЯО и анализа уязвимости перевозки и транспортирования ЯМ и ЯУ (далее - анализ уязвимости, если имеется в виду любой из них).
Инструкция предназначена для использования работниками центрального аппарата Ростехнадзора, межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора и их структурных подразделений при проведении проверок (инспекций) выполнения требований к физической защите ЯМ, ЯУ и пунктов хранения ядерных материалов (далее - физическая защита) на ядерном объекте.
3. Проверка проведения анализов уязвимости проводится на основании пунктов 21, 36, 60 и 80 Правил физической защиты и пунктов 26 - 30 НП-083-15.
II. Порядок проверки результатов проведения анализа
уязвимости в процессе проверки (инспекции) выполнения
требований к физической защите на ядерном объекте
4. Вопросами проверки результатов проведения анализа уязвимости в процессе проверки (инспекции) выполнения требований к физической защите на ЯО являются:
4.1. Наличие нормативного правового акта, устанавливающего порядок проведения анализа уязвимости ЯО, и нормативного акта, устанавливающего порядок проведения анализа уязвимости перевозки и транспортирования ЯМ и ЯУ (если указанные акты отсутствуют, рекомендуется уточнить у проверяемой организации, в соответствии с каким документом проводился анализ уязвимости).
4.2. Наличие отчета по анализу уязвимости.
4.3. Участие должностного лица (должностных лиц) из руководства воинской части (подразделения) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющей охрану ЯО (на ЯО, охраняемых этими войсками) и наличие его подписи в отчете по анализу уязвимости ЯО.
4.4. Соблюдение периодичности (своевременности) проведения анализа уязвимости ЯО.
Проверяется, что время, прошедшее со дня утверждения указанного отчета, не превышает пяти лет. В случае превышения этого срока проверяется наличие отметки о том, что результаты анализа уязвимости ЯО не требуют изменений.
4.5. Проведение анализа уязвимости ЯО в случаях, указанных в пункте 27 НП-083-15:
при изменении угроз и модели нарушителей;
при изменении категорий предметов физической защиты и (или) мест их размещения.
4.6. Соответствие основных этапов проведения анализа уязвимости порядку, установленному нормативным правовым или нормативным актом.
Этапами проведения анализа уязвимости, как правило, являются:
создание рабочей группы по проведению анализа уязвимости;
разработка плана (программы) проведения анализа уязвимости;
сбор информации для проведения анализа уязвимости;
описание ЯО и маршрутов перевозки и транспортирования ЯМ и ЯУ;
определение уязвимых мест ЯУ и пунктов хранения ЯМ;
определение угроз;
определение модели нарушителей;
оформление результатов анализа уязвимости.
4.6.1. Проверка результатов выполнения этапа "Создание рабочей группы по проведению анализа уязвимости".
Проверяется наличие приказа руководителя ЯО о создании рабочей группы по проведению анализа уязвимости, наличие в приказе состава рабочей группы и установление срока проведения анализа уязвимости.
4.6.2. Проверка результатов выполнения этапа "Разработка плана (программы) проведения анализа уязвимости".
Проверяется наличие утвержденного руководителем ЯО плана (программы) проведения анализа уязвимости, включающего конкретные мероприятия по проведению анализа уязвимости, сведения об исполнителях и ответственных лицах, а также условия и сроки выполнения работ.
4.6.3. Проверка результатов выполнения этапа "Сбор информации для проведения анализа уязвимости ЯО".
Проверяется наличие в отчете по анализу уязвимости информации по направлениям, соответствующим установленному порядку.
4.6.4. Проверка результатов выполнения этапа "Описание ядерного объекта и маршрутов перевозки и транспортирования ЯМ и ЯУ".
Проверяется наличие необходимой информации, в т.ч. описание:
географических и природных характеристик ЯО и маршрутов транспортных средств, перевозящих ЯМ и ЯУ;
технологических процессов на ЯО;
транспортных средств, перевозящих ЯМ и ЯУ;
транспортных упаковочных комплектов и транспортных защитных устройств;
маршрутов перевозки и транспортирования.
4.6.5. Проверка выполнения этапа "Определение уязвимых мест ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов".
Проверяется наличие перечня предметов физической защиты и уязвимых мест с указанием зданий и помещений, в которых они находятся, перечня уязвимых мест маршрутов при внутриобъектовых перевозке и транспортировании ЯМ и ЯУ), а также при перевозке и транспортировании с выездом за пределы ядерного объекта, в т.ч. по территории закрытого административно-территориального образования.
4.6.6. Проверка результатов выполнения этапа "Определение угроз".
Проверяется наличие в отчете по анализу уязвимости объектового перечня угроз, то есть совокупности условий и факторов, создающих возможность совершения хищения ЯМ либо совершения диверсии, и описания способов осуществления угроз.
4.6.7. Проверка результатов выполнения этапа "Определение модели нарушителей".
Проверяется наличие в отчете по анализу уязвимости необходимых сведений, характеризующих нарушителей.
4.6.8. Проверка результатов выполнения этапа "Оформление результатов анализа уязвимости".
Проверяется наличие в отчете по анализу уязвимости подписей:
руководителя ЯО;
заместителя руководителя ЯО по безопасности;
начальника службы безопасности;
руководителя рабочей группы, проводившей анализ уязвимости;
представителя руководства воинской части (подразделения) войск национальной гвардии Российской Федерации (на ЯО, охраняемых этими войсками).
III. Оформление сведений о проверке результатов
проведения анализа уязвимости ядерного объекта и анализа
уязвимости перевозки и транспортирования ядерных
материалов и ядерных установок
5. Сведения о проверке результатов проведения анализа уязвимости при проведении проверки (инспекции) выполнения требований к физической защите на ядерном объекте приводятся в прилагаемом к акту проверки (инспекции) отчете, в котором указывается объем проверки результатов проведения анализа уязвимости (проверенные вопросы), выявленные нарушения и несоответствия установленному порядку проведения анализа уязвимости или указывается, что таковые отсутствуют.