IX. Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами, размещенными в поверхностных (промышленных) водоемах-хранилищах жидких радиоактивных отходов и хвостохранилищах

IX. Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами, размещенными в поверхностных (промышленных) водоемах-хранилищах жидких радиоактивных отходов и хвостохранилищах

81. При обращении с РАО, размещенными в поверхностных (промышленных) водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, должны быть предусмотрены технические средства и организационные мероприятия, направленные на:

предотвращение облучения работников (персонала) и населения выше уровней, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;

предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды; минимизацию пылеобразования и пылеуноса радиоактивных аэрозолей.

К водоемам-хранилищам ЖРО относятся стационарные сооружения открытого типа, предназначенные для размещения, хранения низко- и среднеактивных ЖРО, располагающиеся в пределах определенной проектом ОИАЭ территории.

К хвостохранилищам относятся стационарные сооружения открытого типа, предназначенные для размещения, хранения и (или) захоронения очень низкоактивных и низкоактивных РАО, образовавшихся при добыче, переработке, обогащении урановой руды, а также минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, располагающиеся в пределах определенной проектом территории.

Комментарий

В комментируемом пункте установлены основные требования к обеспечению безопасности при обращении с РАО, размещенными в поверхностных (промышленных) водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, отнесенными как к удаляемым, так и особым, и определены соответствующие термины "поверхностные (промышленные) водоемы-хранилища ЖРО" и "хвостохранилища" (далее также - "хранилища").

К РАО, размещенным в поверхностных (промышленных) водоемах-хранилищах ЖРО (далее - водоемы-хранилища ЖРО), относятся РАО, содержащиеся в воде и в донных отложениях хранилищ, представляющие собой жидкие технологические отходы, образующиеся в результате текущей производственной деятельности ОИАЭ, на территории которых расположены водоемы-хранилища, и жидкие нетехнологические отходы; данные РАО могут содержать трансурановые радионуклиды и продукты деления.

К РАО, размещенным в хвостохранилищах, относятся хвосты переработки урановых руд и отходы обогащения некоторых видов минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов; данные РАО содержат природные радионуклиды рядов урана и тория.

Основным механизмом радиационного воздействия РАО, размещенных в водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, на работников (персонал), население и окружающую среду является внешнее и внутреннее облучение человека, обусловленное выходом ионизирующего излучения и радионуклидов из хранилищ вследствие различных процессов (фильтрации, пылеобразования, ветрового и пылеуноса радиоактивных аэрозолей), распространения радионуклидов в окружающей среде (по воздуху, с подземными и поверхностными водами), и загрязнение объектов окружающей среды в результате указанных процессов.

Требования к предотвращению облучения работников (персонала) и населения и радиоактивного загрязнения окружающей среды при обращении с РАО, размещенными в водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, направлены на реализацию целей и принципов обеспечения безопасности при обращении с РАО, установленных в пунктах 3 и 4 НП-058-14. Выполнение установленных требований обеспечивается, в том числе, путем выполнения требований, установленных в пунктах 82 - 89 НП-058-14.

Комментарий понятия "радиоактивное загрязнение окружающей среды" даны в комментарий к пункту 4 НП-058-14. Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды при обращении с РАО, размещенными в водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, обеспечивается, в том числе, соблюдением требований разъясняемой главы НП-058-14.

Предотвращение ветровой эрозии поверхности (пыления) отвалов и пляжей хвостохранилищ обеспечивается комплексом технических мер, например путем создания покрывающих экранов, поддержания стабильного уровня в водоемах на обоснованном в проектной и (или) эксплуатационной документации уровне, закрепления поверхности пляжей специальными растворами, полива автодорог, гребня и пляжей хвостохранилищ.

В случае отнесения РАО, размещенных в водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, к особым, а водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ РАО - к ПРОРАО или ПКОРАО, на обращение с ними распространяются требования главы VI НП-058-14 и НП-103-17.

82. При обращении с РАО, размещенными в поверхностных (промышленных) водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов радиационной безопасности должен осуществляться радиационный контроль, включающий в том числе:

контроль радионуклидного, химического состава и состояния водной фазы и донных отложений;

контроль радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, почвы и растительности прилегающей территории радионуклидами и радиоактивной пылью (вследствие ветровой эрозии поверхности отвалов и пляжей хвостохранилищ);

контроль радиоактивного загрязнения подземных и поверхностных вод, обусловленного фильтрационными утечками из поверхностных (промышленных) водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ.

Комментарий

Установленные в комментируемом пункте требования по проведению радиационного контроля при обращении с РАО, размещенными в водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, дополняют общие требования к радиационному контролю при обращении с РАО, установленные в пунктах 9 - 11 НП-058-14 (см. комментарий к указанным пунктам НП-058-14).

При эксплуатации водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ к контролируемым показателям, определяющим радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду, относятся, в том числе:

мощность дозы гамма-излучения на поверхности хранилищ, на территории, прилегающей к хранилищам, площадке, в санитарно-защитной зоне и за ее пределами;

плотность потока альфа-, бета-частиц на поверхности почвы и загрязненных территориях;

плотность потока радона с поверхности хвостохранилищ;

удельные и объемные активности радионуклидов в атмосферном воздухе, в почве, поверхностных, подземных, фильтрационных и дренажных водах, воде водной фазы и донных отложениях хранилищ;

радионуклидный и химический состав поверхностных, подземных, фильтрационных и дренажных вод, водной фазы и донных отложений;

радиоактивное загрязнение иных компонентов (объектов) окружающей среды (см. комментарий к пункту 4 НП-058-14), включая снег, объекты растительного и животного мира в районе расположения хранилищ.

Кроме того, при обращении с РАО, размещенными в водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, может осуществляться радиационный контроль сельскохозяйственной и животной продукции.

Для осуществления контроля загрязненности подземных вод вокруг хранилищ в соответствии с проектом оборудуется сеть наблюдательных скважин. Положение, глубина и конструкция скважин зависят от конкретных гидрогеологических условий, объема и характеристик размещенных РАО.

Согласно требованиям пункта 11 НП-058-14, виды и объекты радиационного контроля, контролируемые параметры и их допустимые значения, порядок и периодичность проведения радиационного контроля, перечень технических средств для проведения радиационного контроля, а также состав службы радиационного контроля должны быть определены в проектной и эксплуатационной документации водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ (соответствующих ОИАЭ) (см. комментарий к пункту 11 НП-058-14).

83. При эксплуатации поверхностных (промышленных) водоемов- хранилищ ЖРО и хвостохранилищ должен быть обеспечен мониторинг их состояния, включающий:

контроль состояния барьеров безопасности (контроль фильтрационных потерь воды, миграции радионуклидов в окружающую среду, радионуклидного и химического состава подземных вод);

мониторинг устойчивости и технического состояния гидротехнических сооружений;

мониторинг состояния дренажных устройств, водоотводных, водоприемных и водосбросных сооружений.

Комментарий

В комментируемом пункте установлены требования к проведению при эксплуатации водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ мониторинга их состояния в целях подтверждения обеспечения их безопасности, своевременного обнаружения нарушения целостности барьеров безопасности или ухудшения технического состояния гидротехнических сооружений, дренажных устройств, водоотводных, водоприемных и водосбросных сооружений.

Контроль состояния барьеров безопасности водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ осуществляется, преимущественно, путем контроля параметров, указанных в абзаце втором комментируемого пункта.

Помимо показателей, указанных в комментируемом пункте, в целях контроля состояния водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ при их эксплуатации могут контролироваться следующие показатели:

уровень воды в водоемах;

расход воды на водосбросах водоемов, расход воды в каналах; контроль проб воды из водоемов и каналов;

уровень воды в пьезометрах;

гидродинамическое и гидрохимическое состояние подземных вод.

Технические решения и организационные мероприятия предусмотренные для осуществления мониторинга состояния водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ, включая виды и объекты мониторинга, контролируемые параметры и их допустимые значения, порядок и периодичность проведения мониторинга, перечень технических средств для проведения мониторинга, а также состав работников (персонала), осуществляющих мониторинг, устанавливаются и обосновываются в проектной документации водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ (соответствующих ОИАЭ) и в ООБ, как следует из требований пункта 7 НП-058-14 (см. комментарий к указанному пункту). Детальный порядок и условия выполнения работ при проведении мониторинга по каждому объекту и виду мониторинга представляется в эксплуатационной документации в соответствии с требованиями пункта 16 НП-058-14 (см. комментарий к указанному пункту).

84. Хвостохранилище должно быть оборудовано барьерами безопасности, предотвращающими радиоактивное загрязнение поверхностных и подземных вод свыше установленных допустимых уровней. Должны быть предусмотрены технические средства для сбора фильтрационных вод, возврата их в хвостохранилище или передачи в систему оборотного водоснабжения технологического процесса.

Комментарий

К барьерам безопасности хвостохранилища относятся покрывающие и подстилающие противофильтрационные экраны (донные и боковые части хвостохранилища), дамбы и откосы, а также подстилающие грунты.

Инженерные противофильтрационные экраны, относящиеся к инженерным барьерам безопасности, могут выполняться из грунтовых (торф, суглинок, глина) и иных материалов (полимерные пленки, асфальтобитум). Экраны могут быть однослойными и многослойными и включать дренажные устройства.

Технические решения, предусмотренные для сбора фильтрационных вод, возврата их в хвостохранилище или передачи в систему оборотного водоснабжения технологического процесса, могут включать организацию дренажных систем, каналов, водоотводов и трубопроводов, применение оборудования, обеспечивающего их возврат в хвостохранилище или передачу в систему оборотного водоснабжения после соответствующей очистки и контроля.

Как следует из требований пункта 7 НП-058-14, технические и организационные решения, предусмотренные для обеспечения безопасности при обращении с РАО, к которым относятся состав и характеристики барьеров безопасности, а также технические средства для сбора, возврата и передачи фильтрационных вод, устанавливаются и обосновываются в проекте и ООБ.

85. При эксплуатации поверхностных (промышленных) водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ эксплуатирующая организация должна разработать и осуществлять технические и организационные мероприятия, направленные на:

ограничение поступления в водоемы-хранилища и хвостохранилища радионуклидов сверх установленных в проектной и (или) эксплуатационной документации уровней;

предотвращение недопустимых выбросов и сбросов (протечек) из водоемов-хранилищ и хвостохранилищ.

При эксплуатации поверхностных (промышленных) водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ должны быть разработаны технические решения, направленные на обеспечение их безопасного вывода из эксплуатации или закрытия.

Комментарий

Ограничение поступления радионуклидов в водоемы-хранилища ЖРО и хвостохранилища сверх установленных в проектной и (или) эксплуатационной документации уровней, требуемое согласно абзацу второму комментируемого пункта, обеспечивается соблюдением значений по количеству (массе, объему) размещенных РАО, контролем их радионуклидного состава, удельной и общей активности в соответствии с требованиями пунктов 86 и 87 НП-058-14, пункта 45 НП-058-14 (при хранении удаляемых РАО) и пункта 14 НП-103-17 (при хранении особых РАО в ПРОРАО).

Под недопустимыми выбросами и сбросами из водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ в абзаце третьем комментируемого пункта понимается поступление радионуклидов в окружающую среду с выбросами и сбросами, превышающими установленные нормативы ДВ и ПДВ.

Под протечками (фильтрационными утечками) в данном абзаце понимаются выход радионуклидов из хранилищ с фильтрационными водами вследствие их просачивания через дамбы хранилища.

Недопустимыми являются протечки (фильтрационные утечки), при которых количество поступающих в окружающую среду радионуклидов превышает пределы, установленные в соответствии с требованиями пункта 87 НП-058-14, а также нормативы допустимого воздействия на водные объекты, установленные в соответствии с требованиями статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, что приводит к радиоактивному загрязнению окружающей среды (см. комментарий к пункту 81 НП-058-14).

Как следует из требований пункта 7 НП-058-14, соответствующие технические решения и организационные мероприятия, направленные на реализацию требований комментируемого пункта, устанавливаются и обосновываются в проекте и ООБ.

Требования к обеспечению безопасности при подготовке к выводу из эксплуатации и при выводе из эксплуатации поверхностных водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ, не относящихся к ПРОРАО или ПКОРАО, установлены в НП-091-14 и ФНП "Требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации пунктов хранения радиоактивных отходов" (НП-097-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2016 г. N 304 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2016 г., регистрационный N 43223). Рекомендации по выводу из эксплуатации хвостохранилищ даны в руководстве по безопасности при использовании атомной энергии "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации (закрытии) хвостохранилищ" (РБ-078-12), утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2012 г. N 787.

Закрытие осуществляется в отношении водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ, которые отнесены к ПРОРАО или ПКОРАО и переведены в эксплуатируемые ПЗРО, либо хвостохранилищ, создаваемых как ПЗРО. Требования к переводу водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ, отнесенных к ПРОРАО или ПКОРАО в ПЗРО, установлены в НП-103-17, соответствующие рекомендации по переводу ПРОРАО и ПКОРАО в ПЗРО даны в РБ-146-18. Рекомендации по закрытию хвостохранилищ даны в РБ-078-12.

Как следует из требований пунктов 8 и 12 НП-091-14, соответствующие технические решения и организационные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности работ по выводу из эксплуатации ОИАЭ, устанавливаются и обосновываются в проектной документации ОИАЭ и ООБ.

86. При эксплуатации поверхностных (промышленных) водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ должен быть обеспечен контроль поступающих РАО (номенклатуры, количества, радионуклидного и химического состава).

Комментарий

Контроль поступающих РАО осуществляется в целях обеспечения безопасности при размещении и хранении РАО в поверхностных (промышленных) водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах и подтверждения выполнения требований, установленных абзацем вторым пункта 85 НП-058-14 об ограничении поступления радионуклидов, содержащихся в РАО, в хранилища, соблюдении установленных, в соответствии с требованием абзаца третьего пункта 87 НП-058-14, показателей по количеству (массе, объему) размещенных РАО, их радионуклидному составу, удельной и общей активности и предотвращении приема РАО, не соответствующих установленным требованиям.

Контроль номенклатуры, количества, радионуклидного и химического состава поступающих РАО осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 11 и 50 НП-058-14 (см. комментарий к указанным пунктам).

87. При эксплуатации для каждого водоема-хранилища ЖРО и хвостохранилища должны быть установлены и обоснованы:

сроки хранения РАО;

предельно допустимое количество (масса, объем) размещенных РАО, их радионуклидный состав, удельная и общая активность;

допустимое количество радионуклидов, поступающих в окружающую среду с фильтрационными утечками, и допустимый уровень радиоактивного загрязнения подземных и поверхностных вод.

Комментарий

В комментируемом пункте указаны показатели, которые должны быть установлены при эксплуатации водоема-хранилища ЖРО и хвостохранилища и, соответственно, должны контролироваться при эксплуатации водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ в целях обеспечения их безопасности при эксплуатации.

Для водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ, в которых осуществляется размещение и хранение удаляемых РАО, указанные в комментируемом пункте показатели (допустимые сроки хранения РАО, предельно допустимое количество (масса, объем) хранящихся РАО, их радионуклидный состав и активность) рекомендуется устанавливать с учетом концепции (планируемых мер) их вывода из эксплуатации, поскольку предполагается извлечение удаляемых РАО из мест их хранения. Для хранилищ РАО, отнесенных к ПРОРАО или ПКОРАО, показатели устанавливаются с учетом последующего перевода в ПКОРАО или ПЗРО в целях обеспечения безопасности такого перевода. Для хранилищ, отнесенных к ПРОРАО, в которых выполняется размещение РАО, при установлении указанных показателей должны также учитываться требования пункта 14 НП-103-17. Для хвостохранилищ, в которых осуществляется размещение РАО на захоронение, данные показатели рекомендуется устанавливать с учетом сроков и мер по его последующему закрытию.

Допустимое количество радионуклидов, поступающих в окружающую среду с фильтрационными утечками (абзац четвертый комментируемого пункта), определяется как количество радионуклидов, поступающих в подземные и поверхностные воды, при котором обеспечивается непревышение нормативов радиоактивного загрязнения окружающей среды, включая загрязнение подземных и поверхностных вод (пункт 81 НП-058-14), и, соответственно, установленных пределов облучения населения (с учетом установленной квоты), что подтверждается результатами соответствующих расчетов и измерений. Обоснование допустимого количества радионуклидов, поступающих в окружающую среду с фильтрационными утечками, и допустимого уровня радиоактивного загрязнения подземных и поверхностных вод заключается в подтверждении, что радиационное воздействие на население и загрязнение окружающей среды при таких условиях не превышает установленных пределов. Допустимое количество радионуклидов, поступающих в окружающую среду с фильтрационными утечками, устанавливается с учетом утечек, имевших место в результате предыдущей деятельности и повлекших за собой загрязнение окружающей среды.

Допустимые значения показателей, указанных в комментируемом пункте, включая сроки хранения РАО, количество (массу, объем) размещенных РАО, количество радионуклидов, поступающих в окружающую среду, и уровень радиоактивного загрязнения подземных и поверхностных вод, должны устанавливаться, в том числе, с учетом результатов оценки безопасности водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ, включающей разработку моделей миграции радионуклидов с подземными водами в окружающую среду и прогнозный расчет оценки долговременной безопасности хранилищ (пункт 89 НП-058-14).

Указанные в комментируемом пункте показатели устанавливаются в проектной и (или) эксплуатационной документации и представляются в ООБ.

88. Установление единого (одного) выпуска для группы водоемов-хранилищ РАО, имеющих гидравлическую связь между собой и общий канал стока (или дренажа) в окружающую среду, должно быть обосновано.

Комментарий

Требование к обоснованию возможности установления единого выпуска для группы водоемов-хранилищ РАО обусловлено необходимостью контроля выхода радионуклидов в окружающую среду для группы водоемов-хранилищ РАО.

Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество РВ, содержащихся в сточных, в том числе дренажных, водах не должно превышать установленных нормативов допустимого воздействия, к числу которых, согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 7-ФЗ, относятся нормативы ДС, которые устанавливаются в соответствии с пунктом 6 Правил разработки и установления нормативов допустимых выбросов и сбросов РВ и утверждаются разрешениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Критерии, на основании которых принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешений на сбросы РВ, определены в пунктах 27 и 29 Правил разработки и установления нормативов допустимых выбросов и сбросов РВ, которые устанавливаются также в отношении сброса сточных вод, содержащих РВ, включая дренажные воды.

Обоснование решения об установлении единого выпуска для группы водоемов-хранилищ РАО представляется, согласно требованию пункта 8 НП-058-14, в проектной документации и ООБ.

89. Безопасность поверхностных (промышленных) водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ при эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии должна быть обоснована с учетом результатов оценки безопасности, включающей прогнозный расчет для оценки безопасности системы размещения (захоронения) РАО.

Комментарий

Общие требования к проведению оценки безопасности пунктов хранения РАО, к которым относятся водоемы-хранилища ЖРО и хвостохранилища, установлены в пункте 19 НП-058-14. Требования к обоснованию безопасности водоемов-хранилищ ЖРО и хвостохранилищ, отнесенных к пунктам хранения РАО, установлены в НП-099-17, рекомендации по оценке уровня безопасности пунктов хранения РАО, включая водоемы-хранилища ЖРО и хвостохранилища, даны в РБ-164-20.