5.11. Требования к перевозке радиоактивных материалов на судах морского и речного флота

5.11. Требования к перевозке радиоактивных материалов
на судах морского и речного флота

5.11.2-С1. В случае морского транспорта длительность перевозки может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев, а необходимость в постоянной штатной проверке в течение всей перевозки может приводить к значительному облучению за время перевозки РМ. Полагается, что просто исключительное использование трюма, отсека или обозначенной части палубы, особенно последнее, не обеспечивает достаточный радиационный контроль за упаковками с высокими уровнями излучения. Поэтому для упаковок, имеющих уровень поверхностного излучения больше чем 2 мЗв/ч, были введены дополнительные ограничения. Перевозить морем любую упаковку, имеющую уровень поверхностного излучения, превышающий 2 мЗв/ч, необходимо производить в специальных условиях, за исключением тех случаев, когда упаковки размещены или в вагоне, или автотранспортном средстве, находящемся в условиях исключительного использования. Кроме этого, доступ и уровни излучения при этом контролируются положениями п. 5.9.4 НП-053-04 (п. 572 Правил МАГАТЭ-96) для вагонов или автотранспортных средств или элементами контроля, соответствующими конкретным обстоятельствам и предписанными компетентным органом при определении специальных условий (п. 574.1 TS-G-1.1).

5.11.2-С2. Однако в последнем случае для радиационной защиты может быть желательным, чтобы специальная площадь для размещения вагона или автотранспортного средства была выделена капитаном судна или распоряжением заинтересованного компетентного органа. Это было бы подходящим при перевозке таких транспортных средств на борту ройлерных судов, таких как паромы. Дополнительные руководства можно найти в Кодексе МК МПОГ (IMDG) (п. 574.2 TS-G-1.1).

5.11.2-С3. См. справку 5.11.9-С1 настоящего Руководства.

5.11.3-С1. Простой контроль за накоплением упаковок как средство ограничения радиационного облучения согласно п. 5.3.7 НП-053-04 (п. 566 Правил МАГАТЭ-96), может не подходить для судов, специально предназначенных для перевозки РМ. Поскольку судно само по себе может перевозить грузы более чем от одного грузоотправителя, перевозку на нем нельзя считать условиями исключительного использования и требования табл. 5.2 и 5.3 НП-053-04 могут быть излишне ограничивающими (п. 575.1 TS-G-1.1).

5.11.3-С2. Имеются в виду суда, спроектированные или переоборудованные специально для перевозки только РМ.

Требуемую программу радиационной защиты для такого судна следует основывать на предварительно запланированном размещении, специфичном для судна и для количества и природы упаковок, которые нужно перевозить. В программе радиационной защиты следует учитывать природу и интенсивность излучения, вероятные для упаковок; факторы аренды, основанные на запланированной максимальной длительности рейсов, также следует принимать во внимание. Эту информацию следует использовать для определения мест размещения по отношению к нормально занятым рабочим местам и жилым зонам, чтобы обеспечивать адекватную защиту людей от излучения. Компетентные органы (обычно компетентный орган государства, под чьим флагом ходит судно) могут определять максимально допустимое количество упаковок, их идентичность и содержимое, точное размещение, которые следует контролировать, и максимальные уровни облучения, допустимые в ключевых позициях. Программа радиационной защиты обычно включает требование относительно проведения соответствующего мониторинга в процессе и после завершения размещения, что необходимо для гарантии того, что установленные дозы или мощности доз не превышены. Детали результатов такого исследования, включая любые проверки загрязнения упаковок и грузовых мест, следует предоставлять компетентному органу по запросу (п. 575.2 TS-G-1.1).

5.11.3-С3. Для упаковок, содержащих делящийся материал, в программе радиационной защиты следует учитывать необходимость контроля ядерной критичности (п. 575.3 TS-G-1.1).

5.11.3-С4. Хотя и не в качестве части программы радиационной защиты, следует предусматривать ограничения по размещению, связанные с тепловыделением каждой упаковки. Для этих целей следует оценивать отвод тепла естественным путем и за счет механических средств и, если необходимо, определять тепловыделение от каждой упаковки (п. 575.4 TS-G-1.1).

5.11.3-С5. Необходимость одобрения программы радиационной защиты компетентным органом страны каждого из портов захода регламентируется законодательством этих стран. С вопросами о процедуре получения одобрения программы радиационной защиты следует обращаться в компетентный орган данной страны.

5.11.3-С6. Записи измерений, проведенных в течение каждого рейса, необходимо предоставлять компетентному органу по запросу. Это один из методов обеспечения того, чтобы программа радиационной защиты и все другие элементы контроля функционировали нормально (п. 575.5 TS-G-1.1).

5.11.3-С7. Следует привлекать "лиц, квалифицированных в области перевозки радиоактивных материалов", т.е. лиц, обладающих соответствующими специальными знаниями обращения с РМ (п. 575.6 TS-G-1.1).

5.11.3-С8. Судно само по себе может перевозить грузы более чем от одного грузоотправителя.

5.11.3-С9. Грузоотправителям и перевозчикам облученного ядерного топлива, плутония или высокоактивных отходов, желающим перевозить эти материалы морем, рекомендуется найти Код безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и высокоактивных радиоактивных отходов в контейнерах на борту судов (Код INF), как дополнение к Кодексу МК МПОГ (IMDG). Этот кодекс относит суда, перевозящие такие материалы, к одному из трех классов, в зависимости от общей активности РМ, который может перевозиться, и формулирует требования для каждого класса относительно устойчивости к повреждениям, противопожарной защиты, температурного контроля грузового пространства, конструктивных соображений, безопасного размещения груза, снабжения электричеством, оборудования радиационной защиты, а также управления, обучения и корабельных противоаварийных планов (п. 575.7 TS-G-1.1).

5.11.4-С1. Запрет на размещение между грузами с делящимися материалами других грузов связан с мерами ядерной безопасности. Хотя это и крайне маловероятно, но другие грузы могут иметь характеристики замедления нейтронов более эффективные, чем у воды, наличие которой между упаковками принимается в расчетах ядерной безопасности.

5.11.9-С1. Дополнительные требования могут быть введены санитарными или санитарно-гигиеническими правилами, регламентирующими перевозки РМ. Перевозку радиоактивных материалов регламентируют Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03.

5.11.11-С1. Дополнительные требования к регламентации условий перевозки РМ на судах морского и речного транспорта могут быть введены Правилами морской перевозки опасных грузов (РД 31.15.01-89) и требованиями Кодекса МК МПОГ (IMDG).