5.12. Требования к перевозке радиоактивных материалов воздушным транспортом

5.12. Требования к перевозке радиоактивных материалов
воздушным транспортом

5.12.2-С1. Ограничения и требования могут быть также введены санитарными или санитарно-гигиеническими правилами, регламентирующими перевозки РМ. Перевозку радиоактивных материалов (веществ) регламентируют Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03.

5.12.2-С2. Минимальные расстояния от РМ до мест постоянного пребывания экипажа определены в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (документ ИКАО, 9284-AN/905) [35]. Однако при этом не могут быть нарушены требования санитарных или санитарно-гигиенических правил, в том числе Санитарных правил по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03, в отношении мощности дозы излучения.

5.12.3-С1. Это требование распространяется и на багаж пассажиров, размещаемый в пассажирском салоне, и на багаж пассажиров в багажных отсеках.

5.12.3-С2. Естественно, требование не запрещает перевозку в багажных отсеках грузов (а не багажа пассажира) РМ, представленных грузоотправителем в установленном порядке, и не запрещает следования представителя грузоотправителя тем же самолетом.

5.12.4-С1. Это требование связано, скорее всего, с фактом присутствия или отсутствия пассажиров на борту самолета, чем с его возможностью перевозить пассажиров. Самолет, приспособленный для перевозки пассажиров, но не перевозящий никаких пассажиров в данном полете, может удовлетворять определению грузового самолета и использоваться для перевозки упаковок типа В(М) и грузов на условиях исключительного использования (п. 576.1 TS-G-1.1).

5.12.5-С1. Специфические условия авиатранспорта могут приводить к повышенному уровню опасности, в случае использования типов упаковок, описанных в п. 5.12.5 НП-053-04 (п. 577 Правил МАГАТЭ-96). Это может быть обусловлено значительным снижением давления окружающего воздуха на высоте. Для некоторых воздушных судов это частично компенсируется системой герметизации, однако такая система никогда не полагается надежной на 100% (п. 577.1 TS-G-1.1).

5.12.5-С2. Если был разрешен сброс давления из упаковки, эта опасность будет значительно увеличиваться, так как внешнее давление уменьшено и трудно обеспечивать в конструкции упаковки, чтобы это происходило безопасно. Обеспечение вспомогательного охлаждения и функционирование других систем контроля для самолета при нормальных и аварийных условиях гарантировать сложно (п. 577.2 TS-G-1.1).

5.12.5-С3. Любой жидкий самовоспламеняющийся материал вносит особую опасность в полет самолета, и поэтому для таких материалов устанавливаются серьезные ограничения. Если РМ, создающий дополнительный риск самовоспламенения, является одновременно жидкостью, то, учитывая большой риск разлива, он запрещен для транспортирования по воздуху (п. 577.3 TS-G-1.1).

5.12.6-С1. Требование пункта относится к перевозчикам, а не к грузоотправителям. Однако при перевозке РМ с коротким периодом полураспада соответствующее требование может быть оговорено грузоотправителем с перевозчиком (см., например, п. 5.12.16 НП-053-04).

5.12.7-С1. Воздушное судно следует загружать таким образом, чтобы сводить к минимуму уровни облучения в местах, занятых людьми. Этого можно достичь, помещая упаковки с более высокими уровнями излучения наиболее далеко от зоны, занятой людьми, а тяжелые упаковки с низкими уровнями излучения - ближе к этой зоне.

5.12.7-С2. Выбирая минимальные расстояния, определенные в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (документ ИКАО, 9284-AN/905) [35], также следует убедиться, что не будут нарушены требования санитарных или санитарно-гигиенических правил, в том числе Санитарных правил по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03, в отношении мощности дозы излучения.

5.12.10-С1. Это требование является общим при перевозке любых грузов авиатранспортом.

5.12.12-С1. Данное требование обусловлено тем, что не всегда грузовые отсеки воздушных судов герметичны. В зависимости от высоты полета значения давления и температуры в негерметизированных грузовых отсеках могут выйти за допустимые пределы для перевозимых упаковок.

5.12.16-С1. Требование пункта не освобождает от необходимости оформления других транспортных документов с приведением в них информации, не указываемой в грузовой накладной, согласно п. 5.14.1 НП-053-04.

5.12.17-С1. Обоснования, условия и порядок реализации выполнения соответствующих положений при перевозке, вытекающие из требований данного пункта, могут быть предметом программы радиационной защиты (см. п. 5.1.18 НП-053-04).

5.12.20.1-С1. Для сопровождения следует привлекать "лиц, квалифицированных в области перевозки радиоактивных материалов", т.е. лиц, обладающих соответствующими специальными знаниями обращения с РМ.

5.12.20.2-С1. Действовавшие ранее для перевозки ЯМ правила ОПБЗ-83 не распространялись на перевозки ядерных материалов воздушным транспортом. Поэтому для таких перевозок было разработано ПВП ЯДМ-93. В соответствии с этим положением для конкретных перевозок ЯДМ разрабатывались специальные требования к перевозке.

В настоящее время, согласно НП-053-04, разработка таких требований не требуется, а необходим план мероприятий по предупреждению аварий и ликвидации их последствий, согласованный в указанном в пункте порядке.

5.12.21-С1. Дополнительные требования могут быть введены санитарными или санитарно-гигиеническими правилами, регламентирующими перевозки РМ. Перевозку радиоактивных материалов регламентируют Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03.

5.12.21-С2. Дополнительные требования по регламентации условий перевозки радиоактивных материалов на воздушных судах могут быть введены в Технических инструкциях ИКАО (документ ИКАО, 9284-AN/905) [35].