5.10. Требования к перевозке радиоактивных материалов железнодорожным транспортом

5.10. Требования к перевозке радиоактивных материалов
железнодорожным транспортом

5.10.2-С1. Возможный вид отправки радиационного груза зависит от массы отправляемой партии груза и ее ТИ.

При достаточном размере партии радиационный груз может быть отправлен повагонной отправкой (понятие, принятое на железнодорожном транспорте, практически эквивалентное понятию "исключительное использование"). Независимо от массы, повагонными отправками должны перевозиться упаковки, требующие перевозки на условиях исключительного использования, а также группы упаковок любой категории, сумма ТИ которых выше 50.

Мелкими отправками принимаются упаковки с РМ массой не более 500 кг в одном месте. Упаковки с большей массой могут быть приняты к перевозке с согласия начальников железнодорожных станций отправления и назначения груза.

Упаковки с РМ, следующие в один адрес, грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке в пакетированном виде в соответствии с требованиями правил перевозок грузов в транспортных пакетах. Масса пакета, отправляемого мелкой отправкой, не должна превышать 1 т.

Учитывая частые случаи задержек грузовых составов, упаковки с короткоживущими нуклидами (с периодом полураспада до 15 сут.) рекомендуется отправлять только в скорых пассажирских поездах.

Это же условие Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам относят к упаковкам, требующим соблюдения определенного температурного режима. Такое правило, однако, в общем виде неприемлемо. Возможность, условия и способ перевозки таких упаковок должны в каждом отдельном случае определяться грузоотправителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в зависимости от характеристик груза, условий и возможностей соблюдения установленного температурного режима во время перевозки.

К перевозке грузобагажом в почтово-багажных и пассажирских поездах радиационные упаковки принимаются при соблюдении следующих условий:

- перевозка осуществляется без перегрузки в пути следования;

- количество одновременно перевозимых в багажном вагоне упаковок категории "I-БЕЛАЯ" не ограничивается;

- общее количество упаковок категорий "II-ЖЕЛТАЯ" и "III-ЖЕЛТАЯ" таково, что сумма ТИ не превышает 10;

- мощность эквивалентной дозы излучения в местах постоянного пребывания работников в багажном вагоне не превышает 0,01 мЗв/ч;

- максимальная масса одной упаковки не более 165 кг при погрузке и выгрузке средствами грузоотправителя и грузополучателя механизированным способом и не более 50 кг при ручной погрузке;

- минимальная масса брутто одной упаковки 10 кг, а размер не менее 0,2 х 0,2 х 0,2 м; один из минимальных наружных размеров упаковки не должен быть менее 0,1 м;

- в исключительных случаях по разрешению начальника железнодорожной станции может быть принята к перевозке упаковка массой 5 кг и выше и массой, меньшей чем 5 кг, - при перевозке соединений, "меченых" радиоактивными веществами, или медицинских препаратов;

- отправки массой более 50 кг принимаются к перевозке при условии, что на станции назначения пассажирский поезд имеет стоянку не менее 5 мин.;

- грузополучатель обязан явиться за прибывшим в его адрес радиационным грузом к приходу пассажирского поезда.

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам предусматривают, что перевозка радиационных упаковок должна осуществляться только в закрытых транспортных средствах - крытых вагонах и контейнерах.

При включении в состав грузового поезда вагона с радиационными упаковками этот вагон прикрывается не менее чем одним вагоном (порожним или с неопасным грузом) от пассажирских вагонов, грузовых вагонов с людьми, вагонов, имеющих тормозную площадку, и вагонов с другими опасными грузами.

5.10.7-С1. Речь идет о нормированных в правилах уровнях излучения, а также о возможном наличии на поверхностях вагонов снимаемого загрязнения.

5.10.9-С1. Знаки опасности наносятся на обе боковые стенки вагона с РМ.

5.10.9-С2. Сопровождающий персонал, обязательно выделяемый для сопровождения грузов РМ в вагонах, на которых не устанавливаются знаки (радиационной опасности), фактически должен обеспечивать функции, возлагаемые на такие знаки, а именно предупреждение о потенциальной опасности и недопущение нахождения посторонних лиц вблизи вагона.

Этот персонал должен предупреждать о потенциальной опасности транспортных рабочих, обслуживающих вагоны, и обеспечивать, чтобы они без необходимости не находились вблизи вагонов с грузом РМ.

Соответствующие положения и указания должны содержаться в программе радиационной защиты и инструкциях сопровождающего персонала.

5.10.11-С1. Грузоотправитель (грузополучатель) ставится в известность о неисправности вагона и необходимости перегрузки груза специалистом, сопровождающим груз, начальником железнодорожной станции или соответствующим органом федерального органа исполнительной власти, которому подведомствен конкретный грузоотправитель (грузополучатель).

Передача такой информации осуществляется в соответствии с порядком, установленным нормативными документами.

5.10.13.2-С1. Запрет роспуска с горки вагонов с некоторыми опасными грузами (в том числе и с ядерными материалами) или маневров толчками с такими вагонами обусловлен необходимостью снижения рисков соударения таких вагонов с другими вагонами с превышением допускаемых скоростей соударения, которые не должны быть выше 5 км/ч.