5.9. Требования к перевозке радиоактивных материалов автомобильным транспортом

5.9. Требования к перевозке радиоактивных материалов
автомобильным транспортом

5.9.2-С1. В данном пункте речь идет о возможности использования обычных транспортных средств, не являющихся специальными транспортными средствами, предназначенными для перевозки РМ.

5.9.2-С2. Ограничения на то, кому может быть разрешено присутствовать в машинах, перевозящих радиоактивные упаковки со значительным уровнем излучения, предназначены для предотвращения ненужного или неконтролируемого облучения людей (п. 573.1 TS-G-1.1).

5.9.2-С3. Термин "сопровождающее лицо" следует интерпретировать как работники, в чьи задачи на транспортном средстве входит забота как о самом транспортном средстве, так и о радиоактивном грузе. Этот термин, например, не может включать лиц из населения или пассажиров, которые находятся на транспортном средстве с целью путешествия. Однако термин может включать инспектора или специалиста по радиационной безопасности, присутствующего для выполнения своих обязанностей, или материально ответственного лица, выделенного для сдачи (приемки) груза (п. 573.2 TS-G-1.1).

5.9.2-С4. Транспортные средства следует загружать таким образом, чтобы сводить к минимуму уровни облучения в местах, занятых людьми. Этого можно достичь, помещая упаковки с более высокими уровнями излучения наиболее далеко от зоны, занятой людьми, а тяжелые упаковки с низкими уровнями излучения - ближе к этой зоне. В период загрузки и выгрузки время ручного обслуживания следует сводить к минимуму и предусматривать вспомогательные устройства, такие как сети или поддоны для увеличения расстояния от упаковки до тела. Следует предотвращать задержку персонала в зонах, где имеются значительные уровни излучения (п. 573.3 TS-G-1.1).

5.9.3-С1. С учетом дополнительного контроля при перевозках на условиях исключительного использования ТИ упаковки может быть более 10 и суммарный ТИ можно не ограничивать. На практике ограничение будет иметь место с точки зрения уровня излучения на поверхности и на расстоянии 2 м от транспортного средства.

5.9.3-С2. См. справки 5.3.4-С1 и 5.3.4-С2 настоящего Руководства.

5.9.4-С1. См. справки 7-С1 - 7-С8 настоящего Руководства по исключительному пользованию.

5.9.4.1-С1. В большинстве случаев уровень излучения в любой точке внешней поверхности упаковки ограничен значением 2 мЗв/ч. Для автомобильного транспорта при исключительном использовании для упаковок и транспортных пакетов превышение предела 2 мЗв/ч разрешается, если доступ к закрытым областям транспортного средства ограничен. Ограничение может быть достигнуто путем использования закрытого транспортного средства, которое может запираться, а также применения крепящейся на болтах запертой клетки, огораживающей груз. В некоторых случаях открытый верх транспортного средства с боковыми стенками может быть накрыт брезентом, однако обычно это не может рассматриваться как мера, предотвращающая доступ (п. 572.2 TS-G-1.1).

5.9.4.1-С2. При выполнении транзитных операций не следует производить выгрузку или входить в закрытые для доступа зоны транспортного средства. Если транспортное средство на какое-либо время помещается на огороженную территорию перевозчика, его следует парковать в месте, доступ к которому контролируется и рядом с которым маловероятно нахождение людей в течение продолжительного периода. Если необходимо выполнение работ по обслуживанию на транспортном средстве в течение продолжительного периода, грузоотправителю или грузополучателю следует обеспечивать требуемую защиту от излучения, например, за счет дополнительной защиты и мониторинга излучения (п. 572.3 TS-G-1.1).

5.9.4.1-С3. Важно предохранять упаковку или транспортный пакет в период транспортирования от перемещения, которое может приводить к увеличению уровня излучения выше установленных пределов или к увеличению дозы для водителя. В случае использования автодорожного транспорта упаковку или транспортный пакет следует закреплять с учетом воздействия сил, возникающих в результате ускорения, торможения, поворотов, которые возможны в условиях нормальной перевозки (п. 572.4 TS-G-1.1).

5.9.4.1-С4. При определении мощности дозы для транспортного средства возможно учитывать дополнительную защиту внутри перевозочного средства. Тем не менее в период обычного транспортирования следует поддерживать целостность защиты, иначе могут возникать проблемы с соблюдением предельного значения уровня излучения для перевозочного средства (п. 572.5 TS-G-1.1).

5.9.4.1-С5. Условия перевозки, в соответствии с которыми никакая загрузка или разгрузка не допускается в течение перевозки, не препятствуют перевозчику, собирающему грузы от одного или более источников, принимать на себя роль и ответственность грузоотправителя комбинированного груза и быть, таким образом, назначенным (грузоотправителем) для соответствующей перевозки в условиях исключительного пользования (п. 572.6 TS-G-1.1).

5.9.5-С1. См. справки 5.9.2-С2 и 5.9.2-С3 настоящего Руководства.

5.9.6-С1. См. справки 5.14.1-С1 - 5.14.1-С4 настоящего Руководства.

5.9.7-С1. См. справки 5.1.13-С1 - 5.1.13-С3 настоящего Руководства по размещению и креплению груза.

5.9.7-С2. В Правила не включено положение, касающееся уровня излучения во всех нормально занятых людьми зонах автодорожного транспортного средства. Это положение было, например, в Правилах МАГАТЭ более ранних изданий. Сейчас оно заменено введением концепции программ радиационной защиты, одной из задач которой и является регулирование на уровне предприятия в целях ограничения доз облучения ниже пределов, установленных нормами радиационной безопасности.

5.9.9-С1. Предупредительные знаки, использующиеся на больших грузовых контейнерах и резервуарах, а также на автотранспортных средствах, разработаны в некотором отношении подобно этикеткам на упаковках (хотя они не несут подробную информацию о ТИ, содержимом и активности) для ясного идентифицирования угрозы опасных грузов. Размещение предупредительных знаков со всех четырех сторон грузовых контейнеров и резервуаров обеспечивает их распознавание со всех сторон. Размер предупредительного знака следует делать таким, чтобы он легко читался даже на расстоянии.

5.9.9-С2. Изображение номера ООН может обеспечивать информацию о типе перевозимого РМ, включая сведения о том, делящийся это материал или нет, и информацию о типе упаковки. Эта информация важна в случае инцидентов или аварий, приводящих к утечке РМ, тем, что помогает лицам, ответственным за аварийное реагирование, определять надлежащие противоаварийные действия.

5.9.10-С1. Для внутренних перевозок РМ по территории России (т.е. не экспортно-импортных или транзитных перевозок через российскую территорию) действуют российские правила перевозки опасных грузов на соответствующих видах транспорта или международные правила, если они приняты в России для таких перевозок.

5.9.10-С2. Помимо Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, дополнительные ограничения и требования могут быть введены санитарными или санитарно-гигиеническими правилами, регламентирующими перевозки РМ. Перевозку РМ регламентируют Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03.

5.9.10-С3. Международные перевозки автомобильным транспортом по территории России регламентируются Европейским соглашением о дорожной перевозке опасных грузов в международном сообщении (ADR), к которому приложены Правила перевозок опасных грузов (ДОПОГ). Документ принят в России соответствующим постановлением правительства и обновляется под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.