Глава 2. Роль интервьюеров в проведении выборочного наблюдения о расходах на производство и продажу продукции (товаров, работ и услуг) и результатах деятельности индивидуального предпринимателя, расходах адвокатов, учредивших адвокатский кабинет
Глава 2. Роль интервьюеров в проведении выборочного наблюдения о расходах на производство и продажу продукции (товаров, работ и услуг) и результатах деятельности индивидуального предпринимателя, расходах адвокатов, учредивших адвокатский кабинет
2.1. Основные функции интервьюеров
Основные функции интервьюера при проведении выборочного наблюдения о расходах на производство и продажу продукции (товаров, работ и услуг) и результатах деятельности индивидуального предпринимателя, расходах адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, заключаются в следующем:
1) Ознакомление со всеми инструктивными и методическими материалами по вопросам проведения обследования.
2) Установление контакта с респондентом и получение согласия на опрос. В рамках переговоров о возможности интервью интервьюер должен получить согласие респондента на интервью и назначить с ним встречу.
3) Проведение интервью. Интервьюер должен посетить респондента и заполнить бланк формы выборочного федерального статистического наблюдения в строгом соответствии с инструкцией.
4) Сдача отчетных документов. Интервьюер должен подготовить отчет о проведении интервью и представить заполненные формы выборочного федерального статистического наблюдения в Федеральную службу государственной статистики в установленные сроки.
При проведении опроса важно помнить и при необходимости сообщать респондентам, что интервьюеры дают письменные обязательства о сохранении конфиденциальности получаемых сведений, причем обязательство действует не только в ходе сбора данных, но и после окончания исследования. Для обеспечения сохранности полученной информации интервьюер должен хранить заполненные бланки формы статистического наблюдения в охраняемых помещениях и помнить о запрете разглашения полученной информации.
2.2. Типичные ошибки интервьюеров
Для обеспечения качественной работы необходимо обратить внимание на основные возможные ошибки, которые могут быть совершены интервьюером.
1) Коммуникационные ошибки, связанные с нарушением психологического контакта интервьюера и респондента, в результате которого респондент "замыкается в себе":
- Отсутствие проявлений доброжелательности, внимания.
- Неадекватный темп речи.
- Невнятная, неинтонированная речь, которую сложно понять.
- Нарушение инструкции.
- Влияние интервьюера на ответы респондента (оценочные суждения, высказывание личного мнения, тенденциозный тон задания вопроса и пр.).
- Отсутствие навыков нейтрального слушания.
2) Содержательные ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемых респондентом сведений (непредставление данных или сообщение информации, не относящейся к делу и т.п.):
- Формулирование вопроса "своими словами". Нарушение порядка задавания вопросов, пропуск необходимых вопросов.
- Допущение присутствия третьих лиц, их вмешательство в опрос.
- Нарушение конфиденциальности, разглашение информации, полученной в ходе опроса.
- Неаккуратное ведение записей (неразборчивый почерк, хаотичные помарки).
Интервьюер должен стремиться к минимизации ошибок.
2.3. Эффективность работы интервьюеров
В целом под эффективностью работы интервьюеров следует понимать достижение поставленной цели (получение информации о затратах респондентов на производство и осуществление профессиональной деятельности) с наименьшими затратами (прежде всего, затратами времени). Чем быстрее интервьюер получит нужную информацию и передаст ее в органы государственной статистики, тем выше его эффективность. Помимо быстрых сроков проведения обследования, показателями эффективности работы интервьюеров также служат:
- комплексность и достоверность полученной информации от респондентов;
- отсутствие ошибок при подготовке отчетной документации;
- отсутствие претензий/нареканий со стороны респондентов;
- низкий процент респондентов, отказавшихся принять участие в обследовании, и др.
Эффективность проведения опроса, прежде всего, определяется такими качествами интервьюера, как:
- информированность о цели, задачах и контексте обследования - только зная, что и зачем вы делаете, вы сможете донести соответствующую информацию до респондента и убедить его принять участие в обследовании;
- вежливость и деликатность (если вы не проявите должного внимания к респонденту, он вряд ли согласится ответить на ваши вопросы);
- терпеливость (как правило, достижение результата не происходит так быстро и легко, как нам хотелось бы);
- готовность к общению (помните, что от вашего умения говорить, убеждать, договариваться зависит отношение и благосклонность к вам респондентов);
- пунктуальность (многие занятые респонденты не готовы тратить минуты на ожидание вашего прихода и прощать вас за опоздание);
- аккуратность и ответственность (что особенно важно при подготовке документов).
Для повышения эффективности интервьюера инструкция дополнена алфавитно-предметным указателем по ключевым словам и терминам, встречающимся в инструментарии выборочного обследования (Приложение 3).
Старайтесь подробно изучить его и развивать в себе указанные качества - и вы станете эффективным интервьюером.