2.1. Отбор услуг-представителей

2.1. Отбор услуг-представителей

Для наблюдения за ценами (тарифами) производителей на услуги производственного характера формируется набор услуг, т.е. выборочный круг производимых услуг, на которые с определенной периодичностью регистрируются цены (тарифы) с целью исчисления средних цен (тарифов) на услуги-представители и индексов цен непосредственно на сами услуги-представители, а также группы услуг по субъектам Российской Федерации и России в целом.

1) На федеральном уровне формируется набор услуг-представителей производственного характера для наблюдения за ценами и расчета индексов цен производителей.

Услуга-представитель - это совокупность определенных видов услуг (работ) производственного характера, выполняемых на заказ в отношении определенного товара и не приводящих к созданию самостоятельного продукта (товара). Они могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, относящимися как к самой услуге (например, состав мелких работ), так и к товару (например, виду оборудования), в отношении которого они выполняются.

Примером услуги-представителя может служить следующая - "услуги по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных тракторов".

Набор услуг-представителей формируется по принципу репрезентативности.

Критериями репрезентативности являются:

охват основных видов производственной деятельности (разделы A, B, C, D, E в соответствии с ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - далее ОКВЭД2);

значительный удельный вес услуг-представителей в данном виде деятельности;

отобранные услуги должны быть характерны для производственного сектора и должны регулярно предоставляться на протяжении нескольких лет.

Под видом экономической деятельности подразумевается классификационная единица в ОКВЭД2, характеризующая производственный процесс, целью которого является производство продукции (оказание услуг).

От правильного и репрезентативного отбора услуг-представителей для наблюдения за ценами (тарифами) зависит качество и достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования.

Формирование выборки услуг-представителей состоит из нескольких этапов:

определение основы выборки, т.е. генеральной совокупности услуг производственного характера для выполнения основной цели и охвата всей области данного наблюдения;

отбор основных видов экономической деятельности;

отбор наиболее представительных услуг в каждом из видов экономической деятельности.

Основой выборки услуг-представителей является перечень всех услуг производственного характера, предусмотренных Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (в рамках разделов A, B, C, D, E), производство которых осуществляется на территории Российской Федерации.

Отбор услуг для регистрации цен (тарифов) производится путем комбинирования различных методов выборки - целенаправленной (или невероятностной, детерминированной) и выборки методом "отсечения".

Виды экономической деятельности, которые необходимо охватить наблюдением за ценами на услуги производственного характера, отбираются методом "отсечения". В качестве порогового уровня устанавливается величина 0,1% удельного веса данного вида деятельности в общем объеме производства продукции и услуг по видам экономической деятельности разделов A, B, C, D, E. Таким образом в выборку попадают виды экономической деятельности на уровне трех (подкласс), в некоторых случаях четырех-пяти (группа-подгруппа) знаков в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Услуги-представители, относящиеся к конкретному виду экономической деятельности, отбираются по принципу "отсечения" тех из них, объем производства которых наиболее значительный и в сумме составляет не менее 50% в общем объеме выполненных работ в данном виде производственной деятельности.

Также осуществляется дополнительный целенаправленный отбор малораспространенных и незначительных по объему производства видов услуг для наиболее полного охвата перечня услуг, информация о ценах на которые необходима для обеспечения расчетов ВВП, таблиц "Затраты-выпуск" и других расчетов.

Номенклатура услуг-представителей, централизованно сформированная на федеральном уровне, доводится до территориальных органов государственной статистики, которые организуют наблюдение за ценами в организациях, оказывающих данные услуги другим предприятиям. В перечне услуг-представителей приводится общая их характеристика и коды на основе ОКПД2.

2) На региональном уровне формируется набор конкретных видов услуг по принципу разукрупнения перечня услуг-представителей. Виды услуг отбираются непосредственно специалистами каждого территориального органа государственной статистики совместно со специалистами организаций, оказывающих услуги и участвующих в наблюдении.

Наборы видов услуг индивидуальны в каждом субъекте Российской Федерации, в связи с чем может отсутствовать их территориальная сопоставимость.

Наблюдение за конкретными видами услуг с определенными специфическими особенностями сужает рамки ценовой категории, в которую они попадают, и обеспечивает соблюдение принципа сопоставимости цен при сравнении их во времени. Это позволяет при расчете индивидуальных индексов цен на отдельные виды услуг избежать изменений, вызванных различиями в характеристиках услуг и структурными сдвигами.

Вид услуги - конкретизированная минимальная единица услуги-представителя, обладающая определенными качественными характеристиками и признаками. Различия конкретных характеристик видов услуг может зависеть от ряда факторов. Например, от состава выполняемых мелких работ, входящих в услугу, от отсутствия стандартизации производства услуг и т.п.

Качественные характеристики видов услуг могут определяться различной квалификацией, а также количеством специалистов, выполняющих данную работу.

Примером вида услуги может быть "ремонт двигателя сельскохозяйственного трактора".

Специалисты территориальных органов государственной статистики по каждой услуге-представителю отбирают 3 - 5 наиболее представительных вида.

Специфика отдельных услуг-представителей состоит в том, что они могут включать значительное количество отдельных видов работ, различающихся по своим характеристикам, имеющих разные единицы измерения их цен и объемов.

Абзацы тридцатый - тридцать шестой исключены. - Приказ Росстата от 28.12.2016 N 876.

Такие позиции, как, например, услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию оборудования в наблюдении за ценами рекомендуется разделять как минимум на два вида - "монтаж и ремонт" и "техническое обслуживание".

По сути такие услуги-представители являются малыми группами услуг, и, соответственно, входящие в них виды работ необходимо наблюдать отдельно.

Справочник видов услуг, сформированный специалистами территориальных органов государственной статистики совместно со специалистами отчитывающихся организаций, включает подробные характеристики каждой услуги, коды и единицы измерения.

Детальное описание услуги позволит правильно идентифицировать данную услугу в следующем отчетном периоде и рассчитать чисто ценовое изменение по данному виду услуги.

Периодически, но не чаще одного раза в год (как правило, в начале календарного года), наборы услуг-представителей и видов услуг производственного характера актуализируются в зависимости от конъюнктурных изменений, а также в связи с дополнительной потребностью пользователей в получении информации о ценах и индексах цен на те или иные их виды.