Раздел I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды

Раздел I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды

Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов)

Россельхознадзор и его территориальные органы (далее - Служба) в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон) осуществляет государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор):

1) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, за транспортными средствами, которыми осуществляется ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции;

2) в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудованы пункты карантина растений, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, за подкарантинной продукцией при ее обороте на территории Российской Федерации;

3) в местах хранения и переработки подкарантинной продукции за подкарантинными объектами;

4) в указанных в пунктах 1 - 3 настоящей части местах за выполнением гражданами, юридическими лицами работ, связанных с подкарантинной продукцией или подкарантинными объектами.

Поднадзорными Службе субъектами являются граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции (далее - поднадзорные субъекты). Их обязанности закреплены статьей 32 Закона.

Состояние подконтрольной сферы

В 2017 году в рамках государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) (за исключением карантинного фитосанитарного контроля при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации) проведено проверок 14 507, в том числе плановых проверок - 8 397, внеплановых - 6 110. Выявлено свыше 35 тысяч нарушений законодательства в сфере карантина растений. Наложено штрафов - 47,5 млн. руб. (из них по ст. 10.1 КоАП РФ - 9,1 млн. руб., ст. 10.2 КоАП РФ - 6,8 млн. руб., ст. 10.3 КоАП РФ - 24,8 млн. руб.), взыскано 38,8 млн. руб. (из них по ст. 10.1 КоАП РФ - 7,9 млн. руб., ст. 10.2 КоАП РФ - 5,4 млн. руб., ст. 10.3 КоАП РФ - 21,9 млн. руб.), процент взыскиваемости составил - 81,7%. Выдано предписаний об устранении нарушений - 9 423.

При проведении карантинного фитосанитарного контроля при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации выявлено свыше 16 тысяч правонарушений. Вынесено 15 720 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 26,2 млн. руб. (из них по ст. 10.2 КоАП РФ - 23.7 млн. руб., ст. 10.3 КоАП РФ - 1,3 млн. руб.), взыскано 22 млн. руб. (из них по ст. 10.2 КоАП РФ - 20,3 млн. руб., ст. 10.3 КоАП РФ - 1,1 млн. руб.), процент взыскиваемости составил - 84,1%.

Состояние профилактической работы

Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2017 году регулярно публиковалась информация в рамках государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований законодательства о карантине растений.

Количество проведенных профилактических мероприятий - 22464.

Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 27240.

Количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов - 528.

Информирование неопределенного круга поднадзорных субъектов о необходимости соблюдения требований законодательства в сфере карантина растений, о результатах деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, основных нарушениях, а также краткий обзор изменений требований законодательства посредством (публикаций в СМИ (газеты, журналы); публикаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в т.ч. на сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов; выступлений на радио, телевидении, интервью) - 32462.

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований - 799.

Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Нормативно-правовые акты в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) размещены на сайте Россельхознадзора (http://fsvps.ru/fsvps/laws/class/20/65).

Проблемы, на решение которых направлена Программа,
и возможные варианты их решения

Основными проблемами, которые являются причинами основной части нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере карантина растений, выявляемых Россельхознадзором, являются:

1) незнание поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации в сфере карантина растений;

2) недостаточная жесткость мер административного наказания, предусмотренных законодательством;

3) недостаточная урегулированность нормативных правовых актов в сфере карантина растений;

4) недостаточное знание инспекторским составом законодательства Российской Федерации в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Возможными вариантами их решения могут быть соответственно:

1) активное проведение Россельхознадзором и его территориальными органами работы по разъяснению поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере карантина растений;

2) внесение в Минсельхоз России предложения о необходимости усиления административной ответственности за нарушения в сфере карантина растений;

3) внесение в Минсельхоз России предложений о необходимости разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона "О карантине растений" и устраняющих правовые пробелы и двоякость толкования отдельных норм;

4) проведение дополнительных занятий с инспекторским составом, в том числе путем направления в центры дополнительного образования и повышения квалификации.