3. Состояние подконтрольной сферы

3. Состояние подконтрольной сферы

3.1. Подконтрольными субъектами являются:

- юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере рыболовства, искусственного воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

- юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

3.2. Подконтрольными объектами являются: здания, помещения, сооружения, территории, водные объекты рыбохозяйственного значения, рыбопромысловые участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, перевозимые ими грузы, иные подобные объекты, используемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий в подконтрольной сфере.

3.3. Отнесение подконтрольных объектов к определенной категории риска (классу опасности) Росрыболовством в настоящее время не осуществляется в связи с тем, что федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов законодательно не отнесен к видам государственного контроля (надзора), осуществляемым с применением риск-ориентированного подхода.

3.4. Ключевыми, наиболее значимыми рисками в зависимости от видов подконтрольных субъектов являются:

- для юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность в сфере рыболовства, - риск причинения ущерба водным биологическим ресурсам и (или) среде их обитания в результате нарушения правил рыболовства;

- для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, - риск причинения ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания в результате осуществления указанной деятельности с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов и правил охраны среды их обитания;

- для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, их акклиматизации, - риск причинения ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания вследствие нарушения положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления вышеуказанных видов деятельности.

3.5. Анализ состояния подконтрольной среды, развитие профилактической деятельности контрольно-надзорного органа, определение проблем, на решение которых направлена программа.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами.

Состояние федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания отчасти характеризуется:

- количеством привлеченных к административной ответственности лиц за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части нарушения правил рыболовства;

- количеством привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части сохранения среды обитания водных биологических ресурсов;

- суммой ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания;

- количеством направленных материалов дел в следственные органы;

- количеством случаев гибели водных биологических ресурсов и загрязнения водных объектов в результате нарушений законодательства;

- количеством изъятых сетных орудий лова;

- количеством и результатами проведенных проверок поднадзорных объектов (плановых и внеплановых).

Рассматриваемые показатели в период 2013 - 2017 гг. характеризовались разнонаправленной динамикой. Так, показатель количества привлеченных к административной ответственности лиц за нарушения законодательства в области рыболовства характеризовался среднегодовой отрицательной динамикой снижения равной -4,8%, показатель количества привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания изменялся в незначительных пределах, имея среднегодовую положительную динамику равную +0,1%.

Основные показатели состояния подконтрольной сферы
2013
2014
2015
2016
2017
Среднегодовая динамика, %
Количество привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства должностных, юридических лиц и граждан
89145
87952
86120
79738
73214
-4,8
Количество привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства должностных лиц
742
640
601
688
697
-1,0
Количество привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства юридических лиц
179
165
164
173
205
+3,9
Количество привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства граждан
88224
87147
85355
78877
72312
-4,8
Количество привлеченных к ответственности за нарушения законодательства в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания должностных, юридических лиц и граждан
21947
23326
24178
22440
21925
+0,1
Количество привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания должностных лиц
2169
1978
2308
2176
1947
-2,1
Количество привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания юридических лиц
1804
1781
2030
1880
2021
+3,2
Количество привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания граждан
17974
19567
19840
18384
17957
+0,1
Общая сумма ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, млн. руб. <*>
64 284
195 430
99 986
80 121
87 956
+36,3
Сумма ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства, тыс. руб. <*>
48 610
102 279
57 344
48 702
57 102
+17,2
Сумма ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства в области сохранения водных биоресурсов в среды их обитания, тыс. руб. <*>
15 674
93 151
42 642
31 419
30 854
+103,0
Направлено материалов дел в следственные органы, дел
3 832
3 735
4 658
3 879
3 872
+1,3
Количество случаев гибели водных биоресурсов и загрязнения водных объектов в результате нарушений законодательства
32
57
63
77
45
+17,3
Количество изъятых незаконных сетных орудий лова, ед.
114198
130620
158972
143610
98787
-1,2
Количество проведенных проверок поднадзорных объектов (плановых и внеплановых)
2922
3065
2693
2190
1926
-9,4

--------------------------------

<*> представлены данные по величинам выявленного ущерба за нарушения законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, без учета латентного ущерба. Для определения размера причиненного водным биоресурсам ущерба и его оценки необходима разработка соответствующей методики по его определению.

Наибольшее количество выявленных нарушений связано с невыполнением требований правил, регламентирующих рыболовство, - часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

Динамика количества привлеченных к ответственности
должностных, юридических лиц и граждан за нарушения
законодательства в области рыболовства в 2013 - 2017 гг.

Динамика количества привлеченных к ответственности
должностных, юридических лиц и граждан за нарушения
законодательства в области сохранения водных биоресурсов
и среды их обитания в 2013 - 2017 гг.

С точки зрения категорий нарушителей, привлеченных в 2017 году к административной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства, подавляющее большинство составляли граждане, доля которых достигала 98%.

Привлечено к административной ответственности
за нарушения законодательства в области рыболовства
в 2017 г. должностных, юридических лиц и граждан, в %

- Количество привлеченных к административной ответственности должностных лиц за нарушения законодательства в области рыболовства

- Количество привлеченных к административной ответственности юридических лиц за нарушения законодательства в области рыболовства

- Количество привлеченных к административной ответственности граждан за нарушения законодательства в области рыболовства

Доля граждан, привлеченных к ответственности за нарушения законодательства в области сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, также была преобладающей и составляла 82%. Доли привлеченных к административной ответственности юридических и должностных лиц за нарушения в данном направлении деятельности составляли по 9%.

Привлечено к административной ответственности
за нарушения законодательства в области сохранения водных
биоресурсов и среды их обитания в 2017 г. должностных,
юридических лиц и граждан, в %

- Количество привлеченных к административной ответственности должностных лиц за нарушения законодательства в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

- Количество привлеченных к административной ответственности юридических лиц за нарушения законодательства в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

- Количество привлеченных к административной граждан за нарушения законодательства в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

3.6. Анализ уровня нарушений правил рыболовства в различных регионах показал наличие корреляции уровня браконьерской активности и мест основной добычи (вылова) водных биологических ресурсов в промышленных целях, а также мест обитания ценных видов водных биологических ресурсов. Так, например, показатель количества направленных материалов дел, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, на 10 тыс. чел. населения в Дальневосточном федеральном округе значительно выше. Из-за высокого уровня браконьерства на лососевых реках Камчатки (Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства) величина данного показателя достигает 3,7 дел / 10 тыс. чел. В Сахалинской области (Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства) величина показателя составляет 1,89 дел / 10 тыс. чел. В Магаданской области (Охотское территориальное управление Росрыболовства), величина показателя на уровне 0,92 дела / 10 тыс. чел.

Высокий уровень браконьерства (0,52 дела / 10 тыс. чел.) отмечен в Хабаровском крае (Амурское территориальное управление Росрыболовства), где на реке Амур обитает природная популяция амурского осетра и калуги, а также лососевые виды рыб.

Значительные уровни браконьерской активности отмечаются по зонам ответственности следующих территориальных управлений Росрыболовства:

- в Волго-Каспийском территориальном управлении (браконьерский лов осетровых видов рыб) показатель браконьерской активности достиг 3,14 дел / 10 тыс. чел.;

- в Баренцево-Беломорском территориальном управлении (лов атлантического лосося (семги)) показатель составил 0,79 дел / 10 тыс. чел.;

- в Западно-Балтийском территориальном управлении (лов балтийского лосося, речного угря, сига, ряпушки, судака) данный показатель был на уровне 0,42 дела / 10 тыс. чел.

Количество направленных материалов в следственные органы,
дел на 10 тыс. чел. населения, в 2017 г.

Вышеуказанная тенденция территориального распределения браконьерской активности также подтверждается значениями показателя количества изъятых у нарушителей незаконных сетных орудий лова в расчете на 1 тысячу человек населения в зоне ответственности соответствующих территориальных управлений.

Количество изъятых сетных орудий лова, единиц
на 1 тыс. населения, в 2017 г.

Из общего количества материалов, направленных территориальными управлениями Росрыболовства в следственные органы в 2017 году, преобладающая доля связана с правонарушениями, имеющими признаки уголовно наказуемых деяний, предусмотренных частью 1 статьи 256 УК РФ (незаконная добыча водных биологических ресурсов с причинением крупного ущерба, с использованием самоходных плавсредств, либо запрещенных орудий вылова), составила 3,0 тыс. материалов дел в отношении 2,7 тыс. человек (81% от всех направленных материалов). По части 3 статьи 256 УК РФ (аналогичные деяния, совершенные в составе организованной группы лиц) в следственные органы было направлено 422 материала (11%), по статье 258.1 УК РФ (незаконная добыча и оборот особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов) направлено 285 материалов дел (7%).

3.7. В Центральном федеральном округе (ЦФО) влияние антропогенной нагрузки на водные объекты рыбохозяйственного значения связано с высокой плотностью населения, хозяйственной и промышленной деятельностью. Так, например, Московско-Окским территориальным управлением Росрыболовства было зафиксировано в 2017 году 20 эпизодов гибели водных биологических ресурсов. Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства в 2017 году зафиксировано 12 случаев гибели водных биоресурсов. В Южном федеральном округе (ЮФО) Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства количество зафиксированных эпизодов гибели водных биологических ресурсов составило 7 случаев.

Количество случаев гибели водных биоресурсов
и загрязнения водных объектов в результате нарушений
законодательства в 2017 г.

3.8. Динамика показателей по сумме ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, по количеству проведенных проверок поднадзорных объектов (плановых и внеплановых), по количеству случаев гибели водных биологических ресурсов и загрязнения водных объектов в результате нарушений законодательства в период 2013 - 2017 гг. не имеет устойчивой тенденции, поэтому не позволяет судить о наличии взаимосвязи между показателями.

3.9. В рамках проведения профилактических мероприятий в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в 2017 году Росрыболовством и его территориальными управлениями регулярно публиковалась информация в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания) по вопросам контрольно-надзорной деятельности, размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Росрыболовства и его территориальных органов в форумах, совещаниях, заседаниях по межведомственному взаимодействию, в том числе освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения правил рыболовства и охраны среды обитания водных биологические ресурсов.

В частности:

- размещено 4159 статей в печатных и электронных (интернет) средствах массовой информации, из них 1630 - в отраслевых средствах массовой информации;

- организовано 1065 выступлений в средствах массовой информации, включая 776 репортажей на телевидении и 279 выступлений на радио;

- проведено 1039 публичных мероприятий (лекций, круглых столов, семинаров);

- на официальном сайте Росрыболовства и сайтах территориальных управлений Росрыболовства регулярно ежедневно размещаются новостные материалы, касающиеся актуальных вопросов предупреждения нарушений и охраны среды обитания водных биологических ресурсов.

В частности, на официальном сайте Росрыболовства в разделе "Новости" опубликовано около 1080 новостных материалов и размещено 149 видеосюжетов. Руководством Росрыболовства проведено 15 выступлений (интервью) по актуальным вопросам. Территориальными управлениями Росрыболовства проводилась работа по размещению на сайтах ответов (разъяснений) по наиболее часто задаваемым вопросам в сфере соблюдения правил рыболовства и охраны среды обитания водных биологических ресурсов.

Кроме того, в зоне ответственности территориальных управлений Росрыболовства осуществляли активную деятельность 2364 общественных инспектора. Еженедельно с участием общественных инспекторов формировалось в среднем 230 - 250 рейдовых групп.

В каждом территориальном управлении Росрыболовства в круглосуточном режиме действует "горячая линия", что позволяет оперативно реагировать, а в некоторых случаях и предотвращать возможные нарушения правил рыболовства и нарушения нормативных правовых актов в сфере сохранения среды обитания водных биологических ресурсов.

На сайте Росрыболовства создан раздел, в котором аккумулируется необходимая гражданам и поднадзорным субъектам информация в части государственного контроля и надзора в области соблюдения правил рыболовства и сохранения среды обитания водных биологических ресурсов.

3.10. Общее количество юридических лиц и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, подлежащую федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в 2017 году составляло 16 893 субъектов.

В соответствии ежегодным планом проведения плановых проверок территориальными органами Росрыболовства в 2017 году было намечено проведение 1351 плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Общее количество проведенных территориальными управлениями Росрыболовства в 2017 году проверок составило 1980, в том числе 629 внеплановых проверок в связи обращениями граждан, организаций, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания. По результатам данных проверок было вскрыто 1469 нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, привлечено к административной ответственности 1463 должностных и юридических лиц на общую сумму административных штрафов 23 млн. 546 тыс. руб., из них взыскано штрафов на общую сумму 14 млн. 452 тыс. руб.

Учитывая ценность охраняемых Росрыболовством водных биологических ресурсов и среды их обитания, при определении объектов плановых проверок территориальными управлениями Росрыболовства в первую очередь выбирались хозяйствующие субъекты, оказывающие воздействие на среду обитания водных биоресурсов. В среднем по Росрыболовству 40% проверок касались субъектов, осуществлявших деятельность в водоохранной зоне водных объектов рыбохозяйственного значения. Доля предприятий, осуществлявших сброс сточных вод в водные объекты, составила 31,9% проведенных проверок. Хозяйствующие субъекты, в работе которых использовались водозаборные сооружения и перекачивающие механизмы, составили 12,4% проведенных проверок.

В оставшиеся 16,7% проверок вошли хозяйствующие субъекты, осуществляющие иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на среду обитания водных биоресурсов. Среди загрязнителей водных объектов наибольшее внимание было уделено субъектам, добывающим полезные ископаемые (27% проверок), добывающим ПГС (22% проверок) и строительным организациям, работающим в водных объектах (22% проверок), а также субъектам лесопромышленной отрасли (11% проверок), предприятиям, загрязняющим водные объекты продуктами ГСМ (7%), осуществляющим дноуглубительные работы (6%) и использующим акватории водных объектов в целях рекреации (4%).

За последние 5 лет общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, подлежащую государственному контролю (надзору) со стороны Росрыболовства, существенно не изменилось.

В то же время из-за соответствующих изменений законодательства доля плановых проверок, проводимых территориальными управлениями Росрыболовства в отношении юридических лиц и предпринимателей, сократилась в 1,7 раза, с 19,4% в 2013 году до 11,7% в 2017 году. Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом проведения проверок, за последние 5 лет снизилось в 2,2 раза.

При этом процент внеплановых проверок за данный период вырос от 15% в 2013 году до 32% в 2017 году. Около 90% внеплановых проверок составляли мероприятия по контролю за выполнением предписаний, выданных в ходе проведения плановых проверок. Большую часть оставшихся внеплановых проверок (в среднем 55%) составляли контрольно-надзорные действия по заявлениям граждан и организаций об угрозе причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания.

Необходимо отметить, что по статистическим данным последних 5 лет органы прокуратуры в 40% случаев отказывают в проведении внеплановых проверок по обращениям.

Несмотря на то, что в последние годы хозяйствующие субъекты заранее предупреждаются о дате проведения проверок, доля проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения, выросла с 49,6% в 2013 году до 73,6% в 2017 году. Отмечен рост нарушений как обязательных требований с 65,7% до 80,9%, так и невыполнение выданных по результатам проверок предписаний с 35,8% до 63,7%.

На фоне либерализации санкций за допущенные правонарушения количество наказаний правонарушителей в виде предупреждения выросло за пять лет в 3 раза, а общее количество наложенных административных штрафов сократилось в 1,3 раза. Количество случаев вынесения штрафов в отношении индивидуальных предпринимателей сократилось в 25 раз.

Кроме того, снижение количества плановых проверок препятствует успешному выполнению территориальными управлениями Росрыболовства указанных в пункте 2.2 данной программы задач проведения профилактической работы, так как отсутствие объективной информации о подконтрольных объектах, получаемой в ходе плановых проверок, не позволяет:

- выявить истинные причины, факторы и условия, способствующие нарушению обязательных требований, точно определить способы устранения или снижения рисков их возникновения;

- оценить состояние подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов), установить и провести необходимые виды, формы и интенсивность профилактических мероприятий в зависимости от особенностей и состояния конкретных подконтрольных субъектов (объектов).

3.11. В соответствии со статьей 23.27 КоАП РФ по результатам проверок соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в случае выявленных правонарушений применяются в основном три статьи КоАП РФ:

- статья 8.33 - Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

- статья 8.38 - Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов - производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

- статья 8.42 (часть 1) - Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

По информации статистической отчетности 1-АЭ в результате проведенных проверок в 2017 году среди нарушений, за которые привлекались к ответственности должностные лица, большую часть - 63,7% составляли нарушения статьи 8.33 КоАП РФ; 31,8% - пришлось на долю нарушений статьи 8.42 КоАП РФ; нарушения статьи 8.38 КоАП РФ не превысили 4,5%.

Аналогичная ситуация сложилась и с нарушениями, допущенными юридическими лицами. В 75,4% случаях административные штрафы накладывались по статье 8.33 КоАП РФ, 21,5% наложенных на юридических лиц штрафов стали следствием нарушения требований статьи 8.42 КоАП РФ и только в 3,1% случаях причиной штрафов были нарушения статьи 8.38 КоАП РФ.

Статистические данные свидетельствуют, что доля правонарушений, за которые КоАП РФ предусматривает высокие штрафные санкции или административное приостановление деятельности, как минимум в 2 - 3 раза меньше административных нарушений с лояльными санкциями.

К числу противоправных действий, подпадающих под санкции статьи 8.33 КоАП РФ, были отнесены:

- несогласованные с органами рыбоохраны размещение, строительство, реконструкция объектов и проведение различных видов работ в водном объекте, оказывающих воздействие на водные биологические ресурсы;

- осуществление дноуглубительных работ, добыча в акватории водных объектов ПГС и полезных ископаемых с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов;

- производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов;

- несогласованный с органами рыбоохраны сброс сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения;

- сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены;

- сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения сточных вод с превышением НДС;

- эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов;

- осуществление иных работ с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов без тяжелых последствий.

Санкции статьи 8.38 применялись за противоправные действия, аналогичные требованиям статьи 8.33, но в случае возникновения опасности массовой гибели рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо иных тяжких последствий.

Под санкции части 1 статьи 8.42 КоАП РФ подпадали следующие противоправные действия:

- несогласованные с органами рыбоохраны размещение, строительство, реконструкция в водоохранной зоне водных объектов и проведение различных видов работ, оказывающих воздействие на водные биологические ресурсы;

- движение и стоянка транспортных средств по дорогам и в местах, не имеющих твердое покрытие;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- размещение в водоохранной зоне водного объекта специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

- несанкционированная разведка и добыча в водоохранной зоне водных объектов общераспространенных полезных ископаемых;

- размещение в водоохранной зоне водного объекта автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- размещение в водоохранной зоне водного объекта отвалов размываемых грунтов в границах прибрежных защитных полос;

- осуществление в водоохранной зоне водного объекта сброса сточных, в том числе дренажных, вод, а также использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

- распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных в границах прибрежных защитных полос;

- иное использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением установленных ограничений деятельности.

3.12. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также организующим комплекс мероприятий в целях сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, водных объектов рыбохозяйственного назначения.

Таким образом, в полномочия Росрыболовства входит не только охрана водных биологических ресурсов, но и охрана водных объектов от их загрязнения, засорения, истощения в целях предотвращения вреда водным биоресурсам, причиненного в результате:

- сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных вод;

- загрязнения водных объектов органическими и неорганическими веществами, пестицидами и нефтепродуктами в результате аварий;

- сброса хозяйственно-бытовых сточных вод, загрязнения (засорения) водных объектов мусором, отходами производства и потребления, в том числе выведенными из эксплуатации судами и иными плавучими средствами (их частями и механизмами);

- загрязнения взвешенными веществами при разведке и добыче полезных ископаемых, проведении дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, а также несанкционированных сбросов воды на гидротехнических сооружениях;

- нарушения установленных режимов работы водохранилищ, рыбозащитных устройств на водозаборных и иных гидротехнических сооружениях.

Выделяется несколько основных типов загрязнения:

механическое - повышение содержания механических примесей, свойственное в основном поверхностным видам загрязнений;

химическое - наличие в воде органических и неорганических веществ токсического и нетоксического действия;

бактериальное и биологическое - наличие в воде разнообразных патогенных микроорганизмов, грибов и водорослей;

радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ в поверхностных или подземных водах;

тепловое - выпуск в водоемы подогретых вод тепловых и атомных электростанций.

Основными источниками загрязнения водоемов являются недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий, крупных животноводческих комплексов, отходы производства при разработке рудных ископаемых; обработке и сплаве лесоматериалов; сбросы водного и железнодорожного транспорта. Загрязняющие вещества, попадая в природные водоемы, приводят к качественным изменениям воды, которые в основном проявляются в изменении физических свойств воды, происходит изменение химического состава воды и появление в ней опасных для организмов веществ.

Производственные сточные воды загрязнены в основном отходами и сбросами производств. В стоках производств содержатся нефтепродукты, аммиак, смолы и другие вещества.

Кроме того, нефть и нефтепродукты, попадая в водоемы, создают разные формы загрязнения: растворенные или эмульгированные в воде, плавающую на воде нефтяную пленку. Пленка тормозит процессы реаэрации. При поступлении в воду нефтепродуктов изменяются запах, вкус, окраска, поверхностное натяжение, вязкость воды, уменьшается количество кислорода, появляются вредные вещества, вода приобретает токсические свойства и представляет угрозу не только для водных биоресурсов, но и для человека.

Опасным загрязнителем промышленных вод является фенол. При поступлении фенольных стоков в водоемы нарушается процесс самоочищения, вода приобретает специфический запах карболки.

На водные биологические ресурсы водоемов пагубно влияют сточные воды целлюлозно-бумажной промышленности. Серьезные последствия у водных организмов возникают при повышенном содержании в воде тяжелых металлов. Причиной органических загрязнений водоемов также являются сточные воды, содержащие растительные волокна, животные и растительные жиры, фекальную массу, остатки плодов и овощей, отходы кожевенной промышленности, сахарных и пивоваренных заводов, предприятий мясомолочной и кондитерской промышленности.

В большой степени загрязняют водоемы моющие синтетические средства, широко используемые в быту. Они находят широкое применение в промышленности и сельском хозяйстве. Содержащиеся в них химические вещества, поступая со сточными водами в реки и озера, оказывают значительное влияние на биологический и физический режимы водоемов.

Большую опасность для водоемов представляет поверхностный сток с сельскохозяйственных угодий, где используются химические удобрения, так как в их состав часто входит азот. Один из источников поступления его в водные объекты - земли, подвергнутые осушительной мелиорации. Все увеличивающееся применение азотных удобрений, загрязнение окружающей среды азотсодержащими промышленными и бытовыми отходами приводит к возрастанию содержания аммонийного, нитритного, нитратного азота в воде, к загрязнению ими воды.

В водные объекты поступает большое количество различных загрязняющих веществ, к которым относятся:

- органогалогеновые соединения и вещества, которые могут образовывать такие соединения в водной среде;

- фосфорорганические соединения;

- оловоорганические соединения;

- цианиды;

- металлы и их соединения;

- мышьяк и его соединения;

- высокотоксичные неорганическим соединениям ртути;

- биоциды и продукты защиты растений;

- взвеси и другие загрязняющие вещества.

В связи с опасностью, которую представляют загрязняющие вещества, попадающие в водоемы, в разных странах осуществляется экологическое нормирование. Система нормативно-технического обеспечения включает нормативы ПДС и ПДК. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Нормативы допустимых сбросов - это нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".

3.13. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" в экономике Российской Федерации ежегодно используется порядка 60 куб. километров воды. Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Так, водоемкость внутреннего валового продукта Российской Федерации значительно превышает аналогичные показатели экономик таких развитых стран, как Германия, Франция, США и Канада. Высоким уровнем водоемкости характеризуются экономика страны в целом и отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты Российской Федерации сбрасывается 52,1 куб. километра в год сточных вод, из которых около 20 куб. километров вод подлежат очистке.

Более 70 процентов сточных вод, подлежащих очистке (13,7 куб. километра), сбрасываются недостаточно очищенными, почти 20 процентов (3,7 куб. километра) - загрязненными без очистки, и только 10 процентов (1,9 куб. километра) - очищенными до установленных нормативов.

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 10 - 11 млн. тонн загрязняющих веществ.

Свыше 60 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.

Более 25 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод приходится на долю промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.

В низовьях р. Волги требуется системное переустройство водохозяйственного комплекса для оптимизации использования водных ресурсов в целях водоснабжения населения, сельскохозяйственного производства, рыбного хозяйства, сокращения холостых сбросов и потерь выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, а также сохранения уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги.

Сложная водохозяйственная ситуация складывается также на реках бассейна р. Амура, который традиционно относится к одним из наиболее паводкоопасных районов в России. Наиболее существенное влияние на экологическое состояние рыбохозяйственных водных объектов бассейна оказывают сточные воды промышленных, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных объектов. Ухудшение качества воды в р. Амур обусловливает снижение рыбохозяйственного и рекреационного потенциалов.

3.14. Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года необходимо обеспечить:

- сохранение и восстановление водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них (в том числе путем строительства и модернизации очистных сооружений, применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ), а также за счет экологической реабилитации водных объектов;

- просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов посредством реализации комплекса информационно-коммуникационных мероприятий и пропаганды с использованием доступных и распространенных технологий по связям с общественностью и развития многостороннего диалога всех заинтересованных участников.

Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено:

- создание механизмов экономического стимулирования сокращения сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в том числе путем предоставления возможности зачета (возврата) части платежей за негативное воздействие на водные объекты при осуществлении водопользователем инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение комплексов очистных сооружений на основе технологий, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод;

- регламентация хозяйственного использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, усиление ответственности за нарушения установленных требований в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов;

- разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов;

- разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов;

- совершенствование деятельности межведомственных оперативных групп по регулированию режимов использования водных ресурсов крупных водохозяйственных систем, водохранилищ комплексного назначения и их каскадов;

- разработка долгосрочной целевой программы в области использования и охраны водных объектов, направленной на комплексное решение вопросов рационализации водопользования в интересах всех водопользователей с учетом максимального вовлечения водных ресурсов в целях развития гидроэнергетики, охраны водных объектов, включая внедрение механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, предупреждения негативного воздействия вод и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

В приказе Росрыболовства от 30 марта 2009 г. N 246 "Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" отмечен рост масштабов незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж; усиливающееся антропогенное воздействие на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; недостаточные численность и обеспечение материально-техническими средствами органов рыбоохраны; недостаточная координация федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рыболовства.

Целями реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года являлись:

- совершенствование нормативной правовой базы, направленной на создание эффективного механизма государственного контроля, надзора в области рыболовства, охраны и рационального использования биологических ресурсов;

- совершенствование информационного обеспечения в отрасли, включающее четкое определение механизмов получения гражданами и предприятиями полной информации о принимаемых решениях, а также тщательной регламентации деятельности органов государственной власти в области рыболовства;

- обновление материально-технических средств органов рыбоохраны, отвечающих современным требованиям, что позволит значительно повысить эффективность рыбоохранных мероприятий и обеспечить полномасштабный контроль за соблюдением законодательства в области рыболовства;

- осуществление перевода деятельности органов рыбоохраны на современные информационные технологии и информационно-аналитические системы мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания.

3.15. В соответствии с пунктом 18 паспорта приоритетного проекта "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности", утвержденного протоколом от 20 декабря 2018 г. N 78(14) проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности", Федеральное агентство по рыболовству направило предложения по установлению категорий риска (классов опасности) и критериев отнесения к ним подконтрольных объектов в соответствии с Базовой моделью определения критериев и категорий рисков, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19(3), с обоснованием и статистическими и иными сведениям, характеризующими вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных воздействий возможного несоблюдения обязательных требований Росрыболовство относит к категории чрезвычайно высокого риска хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения.

К категории высокого риска относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по забору воды из водного объекта рыбохозяйственного значения, по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также капитальному ремонту объектов капитального строительства в водных объектах, по строительству и реконструкции объектов капитального строительства и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в водоохранной зоне водного объекта.

К категории значительного риска относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по добыче металлов в водных объектах рыбохозяйственного значения, по добыче (вылову) водных биологических ресурсов.

К категории среднего риска относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по добыче песчано-гравийных материалов в водных объектах рыбохозяйственного значения, по использованию акватории водных объектов для рекреационных целей.

К категории умеренного риска относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по аквакультуре (рыбоводству), по изучению недр и разведке залежей полезных ископаемых в водных объектах, по сплаву древесины в плотах и с применением кошелей в водных объектах рыбохозяйственного значения.

К категории низкого риска относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по рыбохозяйственной мелиорации, по добыче нефти и газа в водных объектах рыбохозяйственного значения.

3.16. По информации территориальных управлений Росрыболовства основными нарушениями обязательных требований в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в 2017 году были:

- сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения сточных вод без надлежащей очистки, без установленного НДС;

- использование водозаборных и иных гидротехнических сооружений без надлежащих рыбозащитных устройств;

- загрязнение водоемов продуктами ГСМ, нефтепереработки и нефтью, отходами при работе различных механизмов;

- нарушение ограничений водоохранной зоны, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, при деятельности хозяйствующих субъектов;

- нарушения обязательных требований при добыче ПГС в береговой зоне и в русле водных объектов рыбохозяйственного значения, при дноуглубительных работах;

- нарушения обязательных требований при добыче драгметаллов в русле и по берегам водотоков;

- нарушения обязательных требований при осуществлении строительных работ в водном объекте рыбохозяйственного значения, а также нарушения установленного режима сброса вод гидротехнических сооружений;

- размещение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы без согласования с органами Росрыболовства;

- нарушение условий пользования рыбопромысловыми (рыболовными), рыбоводными участками;

- нарушение правил рыболовства при осуществлении промышленной добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

- нарушение условий разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, требований ведения документации, предоставления отчетности;

- иные нарушения.

3.17. Наиболее опасной по степени воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания является деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения.

Реформирование коммунального хозяйства в Российской Федерации не привело к улучшению положения, более того, после передачи большинства очистных сооружений в подчинение муниципальным образованиям их эксплуатация и состояние значительно ухудшилось по следующим причинам:

- недостаток квалифицированного персонала по эксплуатации очистных сооружений в муниципальных эксплуатирующих органах;

- серьезные финансовые трудности по содержанию сооружений очистки сточных вод и улучшению качества очистки;

- отсутствие производственной базы для выпуска оборудования для очистных сооружений;

- отсутствие четко продуманной программы по модернизации систем очистки сточных вод.

Положение усугубилось тем, что за последние 10 лет многие канализационные очистные сооружения остались бесхозными, находятся в аварийном состоянии, не удовлетворяют техническим и технологическим требованиям, перегружены по воде и загрязнениям. Эффективность работы многих очистных сооружений можно оценить по доле нормативно очищенных сточных вод в общем объеме вод, прошедших очистку. Для России в целом этот показатель равен 13%, что обусловлено перегруженностью или отсутствием очистных сооружений в ряде федеральных округов, а в большинстве субъектов Российской Федерации - низкой эффективностью работы очистных сооружений, ухудшением их технического состояния.

3.18. Основные причины нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований в области сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания отображены в таблице (стр. 37). Из данных таблицы можно сделать вывод, что профилактические мероприятия могут иметь какой-нибудь результат не более чем в 60% случаев, когда причинами нарушений является слабая профессиональная подготовка или халатность персонала.

По информации территориальных управлений Росрыболовства 25,4% выявленных в 2017 году нарушений обязательных требований были связаны со сбросом в водные объекты рыбохозяйственного значения сточных вод без надлежащей очистки, без установленного НДС. Основной причиной данных нарушений в 59,2% являлся большой износ оборудования очистных сооружений.

Очевидно, что для устранения такой причины нарушений, как и причины аварийных случаев - 4,9%, полного сознательного игнорирования обязательных требований - 3,2%, отсутствия регламентного обслуживания оборудования - 4,8% профилактические меры малопригодны. В то же время в случаях выявленной халатности персонала - 14,7%, а также низкого уровня подготовки персонала - 13,1% намеченные стандартом меры профилактики нарушений могут быть эффективны.

Вторым по количеству выявленных в 2017 году нарушений обязательных требований является нарушение правил рыболовства при осуществлении промышленной добычи (вылова) водных биоресурсов - 24,1%. Основной причиной данного нарушения территориальные управления назвали халатность персонала 88,2%. На низкий уровень подготовки сотрудников пришлось 6,1% выявленных нарушений. И только 5,6% случаев нарушений произошли из-за сознательного игнорирования хозяйствующим субъектом обязательных требований.

Третьим по количеству выявленных в 2017 году нарушений обязательных требований является нарушение ограничений водоохранной зоны, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации при деятельности хозяйствующих субъектов - 17,8%. При этом нарушении в 53,9% случаев причиной являлось полное игнорирование обязательных требований. Нарушения по халатности были совершены в 25,0% случаев, и из-за незнания обязательных требований - в 15,2% случаев.

Необходимо отметить нежелание многих хозяйствующих субъектов выполнять вынесенные по результатам проверок предписания. Так, например, остались неисполненными 44,5% предписаний за сброс неочищенных сточных вод, 69,2% предписаний за работу водозаборов без рыбозащитных устройств, 50,0% предписаний за нарушения при строительстве в водном объекте, 40,0% предписаний за размещение строительных объектов без согласований с Росрыболовством.

Причины нарушений хозяйствующими субъектами
обязательных требований в области сохранения водных
биоресурсов и среды их обитания

Вид нарушения
Выявлено нарушений в 2017 году (%)
Не выполнено предписаний в 2017 (%)
Причины нарушения обязательных требований (%)
Полное игнорирование требований
Авария
Большой износ оборудования
Отсутствие обслуживания
Халатность персонала
Низкий уровень подготовки персонала
Сброс в водоем сточных вод без надлежащей очистки, без НДС
25,4
44,5
3,2
4,9
59,2
4,8
14,7
13,1
Водозабор без надлежащего РЗУ
4,2
69,2
13,8
17,0
8,2
12,6
48,4
Загрязнение водоемов ГСМ, нефтью, отходами при производственном процессе
4,4
19,6
4,5
4,0
17,6
0,6
48,9
24,4
Нарушение ограничений водоохранной зоны, предусмотренных ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, при деятельности хозяйствующих субъектов
17,8
6,0
53,9
5,6
0,2
25,1
15,2
Нарушения при добыче ПГС, при дноуглублении
1,0
33,3
42,4
24,2
Нарушения при добыче драгметаллов в русле водотоков
1,9
4,2
20,6
73,0
6,4
Нарушения при строительстве в водном объекте, работе ГТС
1,0
50,0
20,0
6,7
15,6
26,7
31,1
Размещение объектов, осуществление деятельности без согласования
10.4
40,0
25,9
0,2
4,5
0,2
36,4
32,7
Нарушение правил рыболовства при промысле ВБР
24,1
5,6
0,1
88,2
6,1
Нарушение условий разрешения на добычу ВБР, при ведении документации, отчетности
7,9
22,1
65,3
12,6
Нарушение условий пользования рыболовными, рыбоводными участками
1,2
20,0
70,0
10,0
Иные нарушения (конкретизировать)
0,5
25,0
26,0
13,0
48,0
13,0

3.19. Учитывая повсеместный большой физический и моральный износ применяемого в Российской Федерации оборудования, без финансовых вложений в данную сферу деятельности невозможно добиться соблюдения жестких нормативов по очистке сточных вод, по защите от попадания водных биоресурсов в насосные станции водозаборных сооружений и т.п.

При этом контролирующие органы повсеместно сталкиваются с пассивной позицией многих хозяйствующих субъектов, желающих сэкономить свои расходы как на ремонте и модернизации оборудования, так и на зарплате квалифицированному персоналу, или ожидающих решения существующих проблем сторонними силами.

Принимая во внимание сложившуюся у многих хозяйствующих субъектов позицию "временщика", а также проводимую политику по сокращению проверок и снижению мер наказания, многим организациям и предпринимателям выгоднее оплачивать редкие штрафы, чем финансировать необходимые расходы на восстановление производственных мощностей, оборудования и уровня квалификации персонала.

Заложенная в статье 8.38 КоАП РФ норма о возможном административном приостановлении деятельности на срок до девяноста суток в отношении нерадивых пользователей природных ресурсов, нарушающих обязательные требования, зачастую практически не работает.

В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" суд вправе отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности (например, деятельности очистных сооружений и т.д.) при условии, если приостановление либо прекращение деятельности противоречит общественным интересам.

3.20. Предлагаемые в качестве профилактики правонарушений различные общественные мероприятия, информирование хозяйствующих субъектов о существующих обязательных требованиях, консультации по общим вопросам можно расценивать только как вспомогательные меры, которые не должны подменять собой контрольные проверочные мероприятия. В ходе проведения адресных проверок подконтрольных объектов должностные лица Росрыболовства могут объективно оценить состояние проверяемого объекта и указать на конкретные слабые места производственного цикла, устранение которых будет способствовать реальному улучшению ситуации с соблюдением обязательных требований и профилактике правонарушений.

Необходимо учитывать, что должностные лица Росрыболовства по-прежнему обязаны выполнять функции контроля (надзора) в полном объеме в условиях дефицита личного состава и технической оснащенности. Для высокой эффективности контрольно-надзорной деятельности важна оперативность выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, а также неотвратимость наказания за содеянные противоправные деяния, что достигается достаточной штатной численностью, техническим и материальным обеспечением, необходимыми полномочиями сотрудников контролирующих органов.

Именно оперативность выявления нарушений и неотвратимость наказания являются лучшими сдерживающими факторами, не позволяющими хозяйствующим субъектам полностью подорвать состояние охраняемых Росрыболовством ресурсов.

В сложившейся ситуации Росрыболоству недопустимо сокращать количество проводимых контрольно-надзорных проверок и заменять их профилактическими мероприятиями. В условиях кадрового дефицита Росрыболовство не имеет возможности отвлекать должностных лиц инспекторского состава на проведение многочисленных общественных мероприятий и бесплатных консультаций коммерческих структур по вопросам, знание которых является обязательным для квалифицированного персонала хозяйствующих субъектов.

При добросовестном предпринимательстве и надлежащей профессиональной квалификации персоналу хозяйствующих субъектов может быть достаточно практических рекомендаций по исправлению допущенных нарушений и улучшению дальнейшей работы, выдаваемых должностными лицами Росрыболовства в ходе проведения плановых проверок.

Заинтересованные в улучшении ситуации с выявляемыми на их производстве правонарушениями хозяйствующие субъекты имеют возможность обращаться за подробной квалифицированной консультацией по интересующим проблемным вопросам в специализированные научно-исследовательские учреждения и институты, которые помимо текущих консультаций могут разработать перспективные программы восстановления и модернизации производства.