МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 11 мая 2016 г. N 14-03667/16

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), рассмотрев обращение, принятое на личном приеме у заместителя руководителя Росреестра, в дополнение к письму Управления от 13.04.2016 N 14-02779/16 сообщает.

Мнение Росреестра по вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в части отражения сведений о том, что объект недвижимости является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, направленное в ФГБУ "ФКП Росреестра" письмом от 28.12.2015 N 14-11858/15@, представлялось также в Минэкономразвития России.

Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 25.03.2016 N ОГ-Д23-3675, изменение предусмотренных пунктом 16 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведений о назначении помещения может быть осуществлено в том числе на основании заявления с приложением копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения помещения.

При этом, по мнению Минэкономразвития России, учитывая положения пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, вывод о том, что состав общего имущества в многоквартирном доме определяется исключительно собственниками помещений в таком доме, не соответствует законодательству Российской Федерации.

В этой связи в целях выработки единой позиции по комментируемому вопросу в Минэкономразвития России направлен повторный запрос.

На письмо Минстроя России от 30.12.2015 N 43028-АЧ/04 Росреестром был направлен дополнительный запрос от 09.02.2016 N 14-исх/01516-ГЕ/16 с просьбой пояснить позицию Минстроя России, - следует ли из указанного письма, что в любом случае, когда за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на помещение обратились собственники помещений в многоквартирном доме, у специалистов филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра", территориальных органов Росреестра не могут возникать сомнения в том, что такое помещение является общим имуществом в многоквартирном доме (независимо от его технических характеристик, например, при обращении за государственной регистрацией прав на нежилые помещения, не принадлежащие согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отдельным собственникам, при отсутствии согласно представленным документам в нежилом помещении инженерных коммуникаций, иного обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудования).

По поступлении позиция Минстроя России по комментируемому вопросу она также будет доведена до сведения филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра", территориальных органов Росреестра.

Согласно статье 20 Закона о кадастре:

с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 данной статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (часть 1);

с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (часть 3).

Учитывая изложенное, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости, являющемся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться все собственники помещений в таком многоквартирном доме или их представитель, действующий в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности или на принятом в установленном федеральным законом порядке решении общего собрания указанных собственников.

При этом согласно сноске "12" к форме заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529:

если правообладателями являются участники общей собственности, в реквизите 3.1 данного заявления указываются сведения об одном из них;

сведения об остальных участниках общей собственности приводятся в приложении к заявлению в том же объеме, что и в заявлении, и в реквизите 4 указывается "список приведен в приложении на листах", за исключением случая оформления заявления для учета адреса правообладателя и (или) адреса электронной почты правообладателя объекта недвижимости;

если заявление оформляется в форме электронного документа, количество реквизитов 3.1 должно соответствовать количеству участников общей собственности, за исключением случая оформления заявления для учета адреса правообладателя и (или) адреса электронной почты правообладателя объекта недвижимости.

При обращении с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости уполномоченного представителя собственников помещений в многоквартирном доме соответствующие сведения указываются в реквизите 3.3 данного заявления, в котором в том числе приводятся реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (нотариально удостоверенной доверенности или протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит информацию о лице, уполномоченном обращаться с соответствующими заявлениями в орган кадастрового учета от имени указанных собственников).

Согласно статье 21 Закона о кадастре:

в случае личного обращения в орган кадастрового учета непосредственно или через многофункциональный центр физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом (или, как отмечено выше, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

в иных случаях подлинность подписи заявителя или его представителя на заявлении о кадастровом учете должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При этом, если полномочия представителя собственников основаны на решении общего собрания, полагаем, что в таком случае при личном обращении в орган кадастрового учета или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг указанное лицо должно предъявить оригинал протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, примерная форма которого установлена приказом Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр (согласно указанной форме в состав приложения к данному протоколу включаются в том числе реестр собственников помещений в многоквартирном доме (представителей собственников), список регистрации собственников помещений, присутствовавших на собрании, материалы по вопросам, поставленным на голосование (например, договор управления многоквартирным домом со всеми приложениями) и др.).

Учитывая, что документы, включаемые в состав приложения к протоколу, не устанавливают полномочия соответствующего лица на обращение в орган кадастрового учета с заявлением, полагаем, что они могут не представляться в орган кадастрового учета (если в протоколе не указано иное, например, что он без приложений недействителен).

Заместитель начальника
Управления методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации прав
и кадастрового учета
И.В.ДОМРАЧЕВА