1.1. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды

1.1. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды

Государственный экологический надзор организуется на федеральном уровне (Росприроднадзором) и на региональном уровне (государственными органами субъектов Российской Федерации).

Объектами государственного экологического надзора являются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, - объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее Закон N 7-ФЗ).

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень, региональный государственный экологический надзор осуществляется на объектах, не включенных в вышеозначенный перечень и не подпадающих под критерии, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903.

Ключевыми рисками в сфере природопользования и охраны окружающей среды является причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

При этом субъектами государственного (контроля) надзора Росприроднадзора являются как юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, так и граждане Российской Федерации и органы государственной власти, органы местного самоуправления, однако основное внимание уделено именно соблюдению требований природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при эксплуатации ими конкретных объектов негативного воздействия.

С 2014 года начата реформа природоохранного законодательства как в части учета объектов государственного надзора федерального и регионального уровня, так и в части изменения требований к разработке разрешительной документации и подготовке отчетов об осуществлении деятельности и ведению мониторинга, которая в настоящий момент не завершена.

Так, например, в 2016 году утвержден новый порядок учета объектов государственного надзора (объектов негативного воздействия) как федерального, так и регионального уровня, в результате которого к 31 декабря 2017 года на государственный учет поставлено свыше 228 тысяч объектов негативного воздействия, из них порядка 85 тысяч - в федеральный реестр (порядка 150 тыс. - определены как объекты регионального надзора). При этом, в связи с изменением критериев определения объектов федерального государственного экологического надзора, произошло перераспределение и поднадзорных хозяйствующих субъектов, в результате которого количество поднадзорных Росприроднадзору хозяйствующих субъектов снизилось почти в 4 раза по отношению к началу 2016 года.

Количество хозяйствующих субъектов, подлежащих
федеральному надзору
(включая филиалы и представительства)

В целях дифференциации обязательных требований для хозяйствующих субъектов, при постановке на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия были подразделены на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Распределение объектов по категориям
негативного воздействия
(данные по состоянию на 31.12.2017)

Категории негативного воздействия присваиваются объектам на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029).

Распределение поднадзорных объектов по федеральным
округам Российской Федерации

До 2017 года (включительно) периодичность плановых проверок Росприроднадзора составляла 1 раз в 3 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вместе с тем охват плановыми мероприятиями поднадзорной сферы оставался на низком уровне (в связи с требованием о ежегодном снижении количества плановых проверок к 2016 году охват плановыми мероприятиями достиг всего 5% подконтрольной сферы).

Учитывая низкую эффективность подобного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий, с 2017 года в федеральном государственном экологическом надзоре был внедрен риск-ориентированный подход, для целей которого объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору (согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 перечню видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода) подразделены на 6 категорий риска. Критерии определения категорий риска определены в приложении к Положению о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426.

Порядок присвоения категорий риска
объектам государственного надзора

Переориентация плановых проверок с юридических лиц и их структуры в целом на конкретные объекты негативного воздействия, эксплуатируемые природопользователями, влечет необходимость тщательной ежегодной проработки предложений по включению контрольно-надзорных мероприятий в план, с точки зрения полноты и качества включения всех подлежащих обязательным надзорным мероприятиям объектов (чрезвычайно высокой, высокой и значительной категорий риска) и исключению возможности включения в планы объектов низкой категории риска (так как одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может эксплуатироваться как один, так и несколько объектов государственного надзора одной или нескольких категорий риска).

При этом основными показателями, характеризующими обстановку по соблюдению обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды, являются:

- материальный вред компонентам окружающей среды, млн. руб;

- внесение платы за сверхнормативное загрязнение окружающей среды, млн. руб.

- количество нарушений, единиц.

Вместе с тем, поднадзорная сфера за последние годы по-прежнему характеризуется незначительным, в пределах 10%, снижением количества хозяйствующих субъектов, в ходе проверок которых выявляются нарушения обязательных требований:

За истекшие 5 лет, количество проверок (плановых и внеплановых), в ходе которых выявляются нарушения обязательных требований в среднем сохраняется на уровне 50%:

Сохраняется и перечень типовых и массовых нарушений (выявлены при осуществлении федерального государственного экологического надзора в 2016 и 2017 гг.):

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016 г.
Кол-во в 2017 г.
1.
ст. 19.5 ч. 1 - Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства
6684
5932
2.
ст. 8.2 - Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
3930
4289
3.
ст. 8.1 - Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
3883
3061
4.
ст. 8.5 - Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию
2187
2870
5.
ст. 20.25 ч. 1 - Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП Российской Федерации
1996
2439
6.
ст. 7.6 - Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
3795
2101
7.
ст. 8.13 ч. 4 - Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
1497
1511
8.
ст. 8.46 - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
-
1349
9.
ст. 8.14 ч. 1 - Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
1229
1049
10.
ст. 7.3 ч. 2 - Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта
1131
992
11.
ст. 8.41 - Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
2284
899
12.
ст. 8.21 ч. 1 - Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
921
859
13.
ст. 8.6 ч. 2 - Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления
884
733
14.
ст. 8.42 ч. 1 - Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности
858
686

Из перечня указанных типовых нарушений 8 являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям, которые также учитываются при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (ст. 7.3 ч. 2, ст. 7.6, ст. 8.2, ст. 8.6 ч. 2, ст. 8.13 ч. 4, ст. 8.14 ч. 1, ст. 8.21 ч. 1, ст. 8.42 ч. 1 КоАП Российской Федерации - высокий риск причинения вреда), 4 - могут повлечь причинение вреда (ст. 8.1, ст. 8.5, ст. 8.46, ст. 19.5 ч. 1 КоАП Российской Федерации - средний риск причинения вреда), 2 - касаются неуплаты штрафов и невнесения платы за негативное воздействия на окружающую среду (8.41 и ст. 20.25 ч. 1 КоАП Российской Федерации - низкий риск причинения вреда).

Положительная динамика по снижению количества массовых нарушений, влекущих непосредственный вред охраняемым законом ценностям, отмечается в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, государственного земельного надзора, государственного геологического надзора, отрицательная - в области обращения с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Фактически все указанные нарушения, квалифицируемые как нарушения высокого риска причинения вреда, в большинстве случаев допускаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением ст. 8.42 КоАП РФ, где подавляющее большинство нарушений допускаются гражданами).

С 1 января 2017 года вступила в силу ст. 8.46 КоАП РФ, согласно которой за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС представлению сведений для актуализации учетных сведений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа.

Учитывая, что сроки постановки на государственный учет объектов НВОС в связи с поздним выходом нормативных правовых актов были сокращены с двух лет до нескольких месяцев, Росприроднадзором было принято решение о необходимости в случае поступления информации, что организацией не была подана заявка о постановке своих объектов НВОС на государственный учет, официально уведомить организацию о требованиях законодательства в данной сфере и, в случае если после такого уведомления организацией не будет предпринято никаких мер по постановке объектов НВОС на государственный учет, принять предусмотренные законодательством меры административного воздействия.

Однако, несмотря на проведенные территориальными органами Росприроднадзора профилактические мероприятия (направление уведомлений, предостережений, проведение семинаров и публичных мероприятий, уведомлений в СМИ), нарушение природопользователями требований о постановке объектов негативного воздействия (ст. 8.46 КоАП РФ) стало одним из самых массовых в 2017 году. Таким образом, 5% рост нарушений среднего риска причинения вреда вызван несоблюдением юридическими лицами индивидуальными предпринимателями требований о порядке и качестве представления информации при постановке объектов негативного воздействия на государственный учет.

С 2 квартала 2017 года Росприроднадзором ежеквартально проводятся публичные мероприятия в 78 субъектах Российской Федерации и центральным аппаратом службы.

В системе Росприроднадзора было запланировано и проведено 2017 году свыше 200 публичных мероприятий для поднадзорных субъектов по вопросам правоприменительной практики.

На сайтах территориальных подразделений и на сайте Росприроднадзора ежеквартально размещается актуальная информация о запланированных Росприроднадзором публичных мероприятиях, а также проекты докладов и доклады по правоприменительной практике ("как делать нельзя") и с руководством по соблюдению обязательных требований ("как делать нужно") (http://rpn.gov.ru/node/31718).

В соответствии с утвержденным графиком территориальными органами Росприроднадзора в 1 квартале 2018 года проведено 78 публичных обсуждений правоприменительной практики.

Соответствующие материалы размещены на страницах территориальных органов официального сайта Росприроднадзора.

В Личном кабинете природопользователя с июня 2018 года размещен калькулятор предварительного расчета категории риска для объекта негативного воздействия. Ознакомиться с новым функционалом можно по ссылке "https://lk.fsrpn.ru/#/calc/risks".

В рамках проведения в 2017 году в Российской Федерации Года экологии Росприроднадзором совместно с Минприроды России и субъектами Российской Федерации апробирована практика заключения соглашений с крупными промышленными предприятиями по внедрению технологий, позволяющих снизить негативное воздействие на окружающую среду. По мнению Росприроднадзора именно привлечение целевых инвестиций на переоснащение промышленности наилучшими доступными технологиями является лучшими профилактическими мероприятиями, позволяющими максимально снизить риск причинения вреда природной среде и здоровью граждан, а также минимизировать риск возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций.

В 2018 году данное направление планируется расширить мероприятиями по оснащению источников выбросов автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов загрязняющих веществ, которое будет способствовать повышению ответственности природопользователей, уменьшению количества правонарушений в установленной сфере и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Вместе с тем, все 14 направлений, несмотря на положительную динамику, являются ключевыми и требуют дополнительной концентрации внимания при планировании и реализации профилактических мероприятий. С учетом динамики нарушений обязательных требований в 2017 году, при проведении профилактических мероприятий в 2018 году планируется сделать упор не только на нарушениях высокого, но и среднего риска причинения вреда.

Учитывая распределение объектов негативного воздействия на федеральном и на региональном уровнях (37% федеральных объектов, 63% региональных объектов), важным направлением профилактической работы является взаимодействие территориальных органов Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На 2018 год совместно с промышленными предприятиями и субъектами Российской Федерации запланированы разработка и внедрение паспортов по оздоровлению территорий особого внимания (г. Красноярск, г. Челябинск, г. Череповец и др.), включающих мероприятия как по снижению негативного воздействия на окружающую среду, модернизацию промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, так и социально-экологическое оздоровление территорий.

В плановом периоде также продолжится работа по оздоровлению р. Волги, в 2018 году совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения продолжится инвентаризация источников негативного воздействия на бассейн реки Волги и разработка мероприятий по его минимизации.

Дополнительно, представляется необходимым усилить профилактическую работу Росприроднадзора межведомственного характера, путем проведения мероприятий совместно с МЧС России, Ростехнадзором, Роспотребнадзором, Россельхознадзором и иными заинтересованными органами.

При этом, общественными объединениями и организациями также проводится работа по выявлению наиболее проблемных областей в природоохранной сфере в Российской Федерации.

Примером может являться проводимая общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль" работа по ведению экологического рейтинга субъектов Российской Федерации, который формируется на основании сводного индекса эко-, социо- и техносферы.

Актуальный рейтинг размещается на официальном сайте организации "greenpatrol.ru" в формате интерактивной народной экологической карты, основой для которой являются данные о количестве положительных и отрицательных оценок в природоохранной (данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсах), промышленно-экологической (промышленная среда, инновации, сфера обращения с отходами) и социально-экологической сферах, поступающих различных источников, таких как СМИ, органы власти, общественные организации, экспертные организации, хозяйствующие субъекты и инициативные группы граждан.

Учет подобной информации при наложении на данные результатов федерального государственного экологического надзора могут повысить эффективность и результативность планирования конкретного перечня мероприятий в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду и риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1.1.1. Федеральный государственный надзор за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Росприроднадзором на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293.

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих пользование недрами на лицензионных участках, за исключением участков недр местного значения. Государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольного пользования недрами производится в отношении всех объектов без исключения, при этом для принятия соответствующих мер материалы передаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Органами Росприроднадзора в 2017 году выявлены 2611 нарушений, связанных с невыполнением условий пользования недрами участками недр. К таким нарушениям относят:

невыполнение условий по началу проведения ГРР;

невыполнение условий по срокам начала добычных работ;

невыполнение условий по утверждению запасов полезных ископаемых;

отсутствие технического проекта на разработку месторождений полезных ископаемых;

невыполнение установленных уровней добычи полезных ископаемых и других проектных показателей.

За указанные нарушения приняты меры административного воздействия, в том числе по ст. 7.3 КоАП Российской Федерации, на сумму 276 млн. рублей (взыскано 105 млн. рублей).

Типовые и массовые нарушения, выявленные
при осуществлении федерального государственного надзора
за геологическим изучением, рациональным использованием
и охраной недр в 2016 и 2017 гг.

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ч. 1 ст. 7.3 - Пользование недрами без лицензии на пользование недрами
468
616
2
ч. 2 ст. 7.3 - Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта
1131
992
3
ст. 7.4 - Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами
47
52
4
ст. 8.9 - Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки
88
108

Все вышеперечисленные типовые нарушения являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям, которые также учитываются при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (высокий риск причинения вреда).

Учитывая рост количества нарушений обязательных требований в области государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, которые относятся к высокому риск причинения вреда, в 2018 году необходимо не только расширение практики проведения профилактических мероприятий, в том числе с привлечением уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но проведение дополнительного анализа подконтрольной среды для выявления причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований и для определения способов устранения или снижения рисков их возникновения, а также выработка новых механизмов мотивации недропользователей к добросовестному поведению.

1.1.2. Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1.

Предметом проверок является соблюдение в отношении объектов земельных отношений природопользователями требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Проверки проводятся на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанных объектах с использованием земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Наиболее частыми нарушениями, выявленными при осуществлении государственного земельного надзора, являются правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации, выражающиеся в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. По данным правонарушениям было вынесено 722 постановления о назначении административного наказания.

По результатам анализа материалов дел установлено, что указанное правонарушение зачастую происходит вследствие:

- несанкционированного размещения отходов производства и потребления;

- аварийных ситуаций, приводящих к загрязнению окружающей среды нефтепродуктами;

- сбросов неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении
государственного земельного надзора в 2016 и 2017 гг.

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ст. 8.6 ч. 1 - Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы
182
134
2
ст. 8.6 ч. 2 - Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления
884
733
3
ст. 8.7 ч. 1 - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры
42
47
4
ст. 8.7 ч. 2 - Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель
116
173

Все вышеперечисленные типовые нарушения являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям, которые также учитываются при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (высокий риск причинения вреда), при этом, несмотря на сравнительно небольшое число нарушений, предусмотренных ч. 1. ст. 8.7 КоАП Российской Федерации, вопрос игнорирования хозяйствующими субъектами требований по рекультивации земель не теряет своей актуальности и требует не только проведения профилактических мероприятий совместно с уполномоченными органами федерального и регионального уровня, но и разработку новых механизмов мониторинга и своевременного предотвращения нарушения обязательных требований, в том числе посредством дистанционного контроля и интеграции поступающей информации в ГИС "Наша природа".

1.1.3. Государственный надзор в области охраны
атмосферного воздуха

Федеральный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Типовые и массовые нарушения, выявленные
при осуществлении федерального государственного надзора
в области охраны атмосферного воздуха в 2016 и 2017 гг.

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ст. 8.21 ч. 1 - Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
921
859
2
ст. 8.21 ч. 2 - Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
484
400
3
ст. 8.21 ч. 3 - Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений
843
550

К типовым и массовым нарушениям в сфере государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха относятся нарушения ст. 8.21 КоАП Российской Федерации (ч. 1 - 3):

- ч. 1 - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

указанное нарушение зачастую происходит по причине безответственного и пренебрежительного подхода природопользователей к необходимости получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а также в некоторых случаях ввиду незнания требований природоохранного законодательства.

- ч. 2 - нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

данное нарушение происходит по нескольким основным причинам:

выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

несоблюдение нормативов предельно допустимых выбросов и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

невыполнение в установленные сроки утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

- ч. 3 - нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

указанное нарушение чаще всего совершается природопользователями по причине отсутствия выделения необходимых средств на приобретение и обслуживание данного оборудования.

Все вышеперечисленные типовые нарушения являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям и учитываются при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (высокий риск причинения вреда).

Таким образом, учитывая типовые причины, способствующие нарушению обязательных требований, основным видом профилактических мероприятий в данной сфере является непосредственная работа с природопользователями (разъяснительная и консультационная работа, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, проведение "деловых игр").

В 2017 году апробирована практика автоматического направления уведомлений об истечении сроков разрешительной документации в "Личные кабинеты природопользователей", на 2018 год запланированы анализ эффективности данных профилактических мероприятий и отладка автоматической рассылки уведомлений.

Также в рамках Года экологии в России в 2017 году были заключены соглашения с крупными промышленными предприятиями о проведении природоохранных мероприятий, в частности переоснащения оборудования и аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В результате данной работы по некоторым предприятиям уже отмечено снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На 2018 год запланировано внедрение "пилотного" проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия высоких категорий риска (I категория негативного воздействия), которое будет способствовать повышению ответственности природопользователей, уменьшению количества правонарушений в установленной сфере и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Совместно с промышленными предприятиями и субъектами Российской Федерации в 2018 году планируется разработка и внедрение паспортов по оздоровлению территорий особого внимания (г. Красноярск, г. Челябинск, г. Череповец и др.), включающих мероприятия по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

1.1.4. Государственный надзор в области использования
и охраны водных объектов, государственный экологический
надзор на континентальном шельфе Российской Федерации,
государственный экологический надзор во внутренних морских
водах и в территориальном море Российской Федерации,
государственный экологический надзор в исключительной
экономической зоне Российской Федерации

Федеральный государственный надзор осуществляется на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

Согласно перечню, объектами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

внутренних морских вод Российской Федерации;

территориального моря Российской Федерации;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничных (пограничных) водных объектов;

водных объектов или их частей, используемых для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.

Также федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов подлежат также объекты, оказывающие негативное влияние на:

особо охраняемые водные объекты, либо водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты или их части, являющиеся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении
федерального государственного надзора в области
использования и охраны водных объектов в 2016 и 2017 гг.

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ст. 7.6 - Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
3795
2101
2
ст. 8.12 ч. 2 - Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
96
114
3
ст. 8.12 ч. 1 - Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
351
407
4
ст. 8.13 ч. 1 - Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
259
227
5
ст. 8.13 ч. 4 - Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
1497
1511
6
ст. 8.14 ч. 1 - Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
1229
1049
7
ст. 8.42 ч. 1 - Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности
858
686
8
ст. 8.45 ч. 1 - Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом
160
252
9
ст. 8.15 - Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
201
162

Наибольшее число нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Росприроднадзором при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, касаются самовольного занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП Российской Федерации), нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч. 4 ст. 8.13 КоАП Российской Федерации), нарушения правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (ч. 1 ст. 8.14 КоАП Российской Федерации).

При доказанности факта нарушения требований к охране водного объекта Росприроднадзором производится исчисление размера вреда, причиненного водному объекту вследствие нарушения водного законодательства. Фактически все типовые и массовые нарушения, выявляемые Росприроднадзором при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, могут являться причиной непосредственного вреда природной среде, поэтому также учитываются при присвоении соответствующей категории риска объекту негативного воздействия.

Учитывая динамику выявляемых нарушений, данное направление федерального надзора также требует продолжение практики профилактических мероприятий с природопользователями, в том числе по разъяснению обязательных требований, выработки механизмов законопослушного поведения как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан, проведение совместных профилактических мероприятий и информационного обмена с Росреестром, Росводресурсами и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами.

Требуется также взаимодействие с предприятиями и организациями по привлечению инвестиций в переоснащение сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Данная работа в 2018 году будет проводиться в рамках Паспорта оздоровления р. Волги совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения. Профилактическая работа с крупными промышленными предприятиями может быть продолжена в рамках заключения соглашений по модернизации систем очистки промышленных стоков и внедрения оборотного водоснабжения.

1.1.5. Государственный надзор в области охраны
и использования особо охраняемых природных территорий
федерального значения

Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.

При осуществлении государственного надзора выявляются не только специфические нарушения (предусмотренные ст. 8.39 КоАП Российской Федерации), в основном выявляемые нарушения относятся к области использования и охраны водных объектов (в том числе особо охраняемых), охраны атмосферного воздуха, области недропользования и пользования земельными ресурсами, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, охраны лесов и пожарного надзора и т.д.

Типовые и массовые нарушения, выявленные в рамках
государственного надзора в области охраны и использования
особо охраняемых природных территорий федерального значения

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ст. 8.39 - Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
297
136

Нарушение ст. 8.39 КоАП Российской Федерации учитывается при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (высокий риск причинения вреда), поэтому в рамках профилактической работы государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения целесообразно проведение семинаров, встреч, открытых уроков на базе ООПТ совместно с федеральными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление ООПТ, специализированными дирекциями по управлению ООПТ, Минприроды России и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.1.6. Федеральный государственный лесной надзор
(лесная охрана) и пожарный надзор на землях особо
охраняемых природных территорий федерального значения

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Росприроднадзором при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - ООПТ) согласно порядку, установленному Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.

Территориальными органами Росприроднадзора на постоянной основе осуществляются различные надзорные мероприятия в области охраны и использования ООПТ федерального значения, в том числе по проверке соблюдения требований пожарной безопасности и сохранности лесных насаждений.

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Вместе с тем на территориях ООПТ за последние два года были зафиксированы единичные случаи правонарушений, связанных с незаконной вырубкой леса. На территории национального парка "Себежский" зафиксировано 4 случая незаконной вырубки древесины общим объемом 7,9 м3 (из них два случая - вырубка сухостоя). В 2-х случаях материалы по незаконной вырубке древесины были переданы на расследование в МО МВД России "Себежский" (при вырубке сухостоя материалы на расследование не передавались). В одном случае было возбуждено уголовное дело, и виновное лицо привлечено к уголовной ответственности, и в добровольном порядке оплатило ущерб, причиненный лесам незаконной рубкой, в размере 41,2 тыс. рублей.

Типовые и массовые нарушения, выявленные
при осуществлении государственного лесного надзора
(лесной охраны) и пожарного надзора на землях особо
охраняемых природных территорий федерального значения

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ст. 8.24 - Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
1
0
2
ст. 8.25 - Нарушение правил использования лесов
51
14
3
ст. 8.27 - Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства
3
0
4
ст. 8.31 - Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
17
16
5
Ст. 8.32 - Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
67
30

В пожароопасном периоде зарегистрированы крупные природные пожары в Дальневосточном и Сибирском федеральном округах. Так, самые крупные пожары отмечены в Амурской области в Хинганском (10451 га) и в Норском (7755 га) заповедниках. При этом, следует отметить, что в Хинганском заповеднике в ходе проведения проверки готовности к пожароопасному периоду Росприроднадзором выявлялись нарушения в части выполнения противопожарных мероприятий. Аналогичные нарушения в заповеднике были выявлены и органами прокуратуры. Кроме того, органами прокуратуры выявлялись нарушения в Норском заповеднике, Тункинском национальном парке (Республика Бурятия), национальном парке "Земля леопарда" (Приморский край). Следует отметить, что в указанном национальном парке Росприроднадзором также были выявлены достаточно серьезные нарушения.

Также крупные пожары зарегистрированы в Красноярском крае (Тунгусский заповедник - 3177 га, Центрально-Сибирский заповедник - 1 тыс. га), Республике Бурятия (Баргузинский заповедник - 3255 га), Иркутской области (Байкало-Ленский заповедник - 2770 га), Забайкальском крае (национальный парк Алханай - 620 га, Сохондинский заповедник - 200 га).

При этом, дирекциями указанных ООПТ противопожарные мероприятия выполнены в полном объеме, при проверках готовности к пожароопасному периоду территориальными органами Росприроднадзора нарушения не выявлены.

Данная ситуация обусловлена в первую очередь, климатическими условиями и пожароопасной обстановкой в указанных регионах: особый противопожарный режим введен на всей территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области.

По результатам проверок, установлено, что тушение лесных пожаров сотрудниками ФГБУ, в целом эффективно осуществляется в местах, куда возможен доступ без авиасопровождения. При тушении лесных пожаров в труднодоступных местах, относящихся к зоне авиапатрулирования, выявлены следующие проблемы:

- недостаток авиационной техники для тушения лесных пожаров;

- государственное задание не предусматривает выполнение работ по тушению лесных пожаров, соответственно, не предусмотрено финансирование, наличие которого позволило бы обеспечить своевременное привлечение сил и средств к тушению пожаров;

- переход лесных пожаров с территории земель лесного фонда и иных категорий;

- отказ авиакомпаний от осуществления работы без предварительной предоплаты, в том числе доставки людей или оборудования к местам дислокации, вследствие чего обеспечить своевременную доставку людей и оборудования к местам тушения пожаров не представлялось возможным.

Таким образом, учитывая положительную динамику по снижению количества нарушений, представляется целесообразным в рамках профилактической работы уделить особое внимание проведению разъяснительной и консультационной работы с населением (совместно с МЧС России), а также проработать с Минприроды России и дирекциями по управлению ООПТ вопросы дистанционного контроля в рамках пожарного надзора в лесах на землях ООПТ и систем оповещения и реагирования на сигналы о лесных пожарах на ООПТ.

1.1.7. Федеральный государственный надзор в области
охраны, воспроизводства и использования объектов животного
мира и среды их обитания и федеральный государственный
охотничий надзор на особо охраняемых природных
территориях федерального значения

Государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц и мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на территории среды обитания объектов животного мира (далее - мероприятия по контролю), посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Задачами государственного охотничьего надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении
государственного надзора в области охраны, воспроизводства
и использования объектов животного мира и среды их обитания

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ст. 7.11 - Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии)
в том числе ст. 7.11 ч. 1 - Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и частью 2 статьи 8.17 КоАП Российской Федерации
12
9
2
Ст. 8.35 - Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
38
33
3
Ст. 8.37 - Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
7
1

Все указанные нарушения влекут непосредственную угрозу животному миру и водным биологическим ресурсам и относятся к высокому риску причинения вреда.

Учитывая изложенное, а также сложность и особую специфичность направления государственного надзора, упор в профилактических мероприятиях должен быть направлен не только на непосредственную работу с гражданами и юридическими лицами, обществами охотников и рыболовов, установку специальных информационных щитов и аншлагов, но и работу с организациями и органами, выдающими лицензии - федеральными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление ООПТ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при участии специализированных дирекций по управлению ООПТ, представителей Минприроды России, WWF, общественных организаций, территориальных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

1.1.8. Государственный надзор в области
обращения с отходами

Под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Типовые и массовые нарушения, выявленные
при осуществлении федерального государственного надзора
в области обращения с отходами в 2016 и 2017 гг.

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ст. 8.2 - Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
3930
4289

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей и даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушения в области обращения с отходами в большинстве случаев являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям, нарушение ст. 8.2 КоАП Российской Федерации учитывается при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (высокий риск причинения вреда).

Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:

- несанкционированное размещение отходов производства и потребления;

- осуществление деятельности в отсутствие лимитов на размещение отходов;

- отсутствие паспортов отходов.

Вместе с тем ст. 8.2 КоАП Российской Федерации в настоящий момент является общей, и, по мнению Росприроднадзора, требует доработки в части введения дифференцированной ответственности за нарушения требований обращения с отходами производства и потребления в зависимости от характера совершенного проступка.

Учитывая исключительную важность урегулирования вопросов сферы обращения с отходами, профилактические мероприятия в данной сфере можно подразделить на 3 направления:

- повышение экологической грамотности граждан Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами (проведение публичных обсуждений по соблюдению обязательных требований, открытых встреч и экологических уроков, развитие системы общественного контроля);

- системная работа с муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, и заинтересованными государственными органами и общественными объединениями предпринимательского сообщества по разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, привлечению инвестиций в природоохранную деятельность и разъяснению обязательных требований;

- развитие системы дистанционного контроля, в том числе посредством развития ГИС "Наша природа" и ЕГИС УОИТ.

1.1.9. Государственный экологический надзор в области
охраны озера Байкал

Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", осуществляется Росприроднадзором и органами исполнительной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, осуществляющими региональный государственный экологический надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством указанных субъектов Российской Федерации.

Анализ результатов проверок выявил, что на сегодняшний день практически ни один водопользователь не осуществляет хозяйственную деятельность без нарушений.

Наименьшее количество нарушений выявлено при проверках предприятий, осуществляющих забор водных ресурсов, поскольку негативное воздействие при осуществлении данного вида водопользования минимально. Нарушений лимитов забора водных ресурсов, влияющих на уровень озера Байкал, не установлено.

Проблемным видом водопользования, как показывают результаты проверок, является сброс сточных вод, поскольку сброс является источником прямого загрязнения водного объекта. В этой связи организациями, оказывающими наиболее существенное влияние на озеро, являются организации, эксплуатирующие очистные сооружения. Так, например, из 14 проверенных очистных сооружений, ни одно сооружение не достигает установленные нормативы.

Следует отметить, что в рамках проверок были выявлены нарушения не только водоохранного законодательства. В частности:

Нарушения природоохранного законодательства
Кол-во нарушений
Доля (от выявленных нарушений)
в области использования и охраны водных объектов
67
60%
в области охраны атмосферного воздуха
8
7%
в области охраны земель
6
5%
в области обращения с отходами
19
17%
плата за НВОС
9
8%
иные нарушения
3
3%

На основании выявленных нарушений проведена работа по исчислению размера вреда, причиненного природным компонентам окружающей среды. Общая сумма вреда, причиненного водным объектам, составляет около 5 млн. руб.; почвам - порядка 22 тыс. руб.

В результате проверки в отношении ОАО "БЦБК" было выявлено 19 нарушений. Кроме того, результаты аналитических исследований, полученных в рамках проверки, позволяют сделать вывод о продолжающемся негативном воздействии на озеро Байкал загрязненного горизонта подземных вод под территорией ОАО "БЦБК".

На экологическое состояние Байкальской природной территории существенное влияние оказывают объекты туризма и рекреационной деятельности, расположенные на побережье озера. При проверках в отношении указанных объектов выявлено, что вопросом, требующим незамедлительного решения, является соблюдение обязательных требований в области обращения с отходами, образованными на объектах туризма и рекреационной деятельности.

В целях выявления мест несанкционированного размещения отходов и пресечения нарушений в области обращения с отходами Росприроднадзором проводились рейдовые мероприятия, по результатам которых за период проверок было выявлено: 89 мест несанкционированного размещения отходов (около 22 га), из них только 31 место было ликвидировано.

Росприроднадзором проведена работа по организации проверок судовладельцев и судов, эксплуатируемых в акватории озера, по результатам которых выявлено сохранение актуальности проблематики отсутствия пунктов по сбору отходов, образованных при эксплуатации судов.

По информации Восточно-Сибирского филиала Российской речного регистра количество судов, эксплуатируемых в акватории озера Байкал, составляет 212 единиц, из них 114 единиц - пригодны к эксплуатации. Количество маломерных судов по информации ГИМС МЧС России значительно превышает и составляет более 7000 единиц.

На основании анализа полученных результатов проверок, а также представленной информации по вопросу обращения с отходами, образованными при эксплуатации судов, установлено следующее:

вопрос, связанный с приемом, сдачей отходов, образованных на судах, эксплуатируемых в акватории озера Байкал, остается актуальным. Пункты приема-сдачи не организованы;

порядка 30% судовладельцев (в большей степени - физические лица и коммерческие организации) эксплуатируют суда в акватории озера Байкал с нарушениями природоохранного законодательства (сточные воды сбрасываются в озеро напрямую, без очистки).

Результаты проверок очистных сооружений подтверждают, что в настоящее время на территории Байкальской природной территории (в границах ЦЭЗ БПТ - зоне особого контроля) очистные сооружения не обеспечивают очистку сточных вод до нормативного качества. При этом, существует практика (в основном на территории Республики Бурятия) по смене компании, эксплуатирующей очистные сооружения, непосредственно перед проверкой позволяет таким организациям уклоняться от надзорных мероприятий и избегать ответственности за оказанное негативное воздействие на окружающую среду.

Учитывая важность мероприятий по сохранению озера Байкал и Байкальской природной территории, расположение объектов негативного воздействия в границах ЦЭЗ БПТ было определено как критерий, повышающий категорию риска такого объекта.

В 2017 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации было образовано специализированное Байкальское межрегиональное управление Росприроднадзора, которое систематически проводит не только контрольно-надзорные, но и профилактические мероприятия совместно с территориальными управлениями Росприроднадзора по Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальскому краю.

В связи с важностью комплексного подхода в природоохранной деятельности в области охраны озера Байкал, в 2018 году будет продолжена профилактическая работа с гражданами Российской Федерации и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направленная на повышение ответственности и мотивацию к снижению негативного воздействия на окружающую среду, проработаны вопросы взаимодействия с Центром общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса по проблематике стихийных свалок и их ликвидации, в том числе с использованием ГИС "Наша природа", продолжена работа по формированию интерактивной карты объектов негативного воздействия на озеро Байкал (с использованием ПТО УОНВОС), проведены совместные профилактические мероприятия с Восточно-Сибирским филиалом Российской речного регистра и ГИМС МЧС России.

1.1.10. Лицензионный контроль за деятельностью по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов I - IV классов опасности

Лицензионный контроль лицензиата/соискателя лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов осуществляется Росприроднадзором в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", которая в большинстве случаев проводится в рамках комплексной проверки федерального государственного экологического надзора.

Типовые и массовые нарушения, выявленные
при осуществлении лицензионного контроля за деятельностью
по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов
опасности в 2016 и 2017 гг.

N п/п
Статья КоАП Российской Федерации
Кол-во в 2016
Кол-во в 2017
1
ч. 2 ст. 14.1 - Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)
226
281
2
ч. 3 ст. 14.1 - Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)
24
49
3
ст. 19.20 - Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
68
170

Вместе с тем, основными нарушениями лицензионных требований является:

- отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;

- использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

- осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;

- отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

- допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии определена ч. 2 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальной лицензией ч. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации, ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) ст. 19 КоАП Российской Федерации, нарушение которое влечет непосредственный (высокий) риск причинения вреда охраняемым законом ценностям и является критерием, повышающим категорию риска объекта негативного воздействия.

В рамках профилактической работы в области лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, Росприроднадзором апробируется система автоматической рассылки уведомлений об истечении срока действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до 01.07.2015, сохраняющих свое действие до 01.01.2019 согласно положениям Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федерального закона "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и подлежат переоформлению в соответствии с ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", планируются к проведению семинары и вебинары с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами.

С 1 января 2018 г. запрещается транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием автомобильных и железнодорожных транспортных средств, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.