1.2. Оценка внешних условий и рисков реализации программы

1.2. Оценка внешних условий и рисков реализации программы

В течение 2017 года территориальными органами Росприроднадзора в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольно-надзорной деятельности" было проведено 240 публичных обсуждений результатов правоприменительной практики (далее - мероприятия), в четырех мероприятиях принял участие руководитель Росприроднадзора (Ярославль - 28.04.2017, Москва - 28.06.2017, Вологодская область - 04.07.2017, Барнаул - 13.09.2017). Сводный план-график проведения публичных обсуждений правоприменительной практики территориальных органов Росприроднадзора был размещен на официальном сайте Росприроднадзора.

Мероприятия проводились с участием руководителей территориальных органов Росприроднадзора и природоохранных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных по делам предпринимателей, представителей крупного и малого бизнеса, органов прокуратуры и общественных организаций. В ходе мероприятий природопользователям были даны ответы на вопросы, связанные с осуществлением полномочий Росприроднадзора, разъяснены актуальные изменения природоохранного законодательства, осуществлен обзор наиболее часто допускаемых нарушений и положительных практик.

Информация о проводимых мероприятиях (анонсы, анкеты для направления вопросов, доклады, пресс-релизы, ответы на поступившие вопросы) размещаются на сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов.

В соответствии с протоколом совещания у М.А. Абызова от 27.04.2017 N АМ-П36-54пр по итогам каждого публичного обсуждения формировались протоколы. Общее количество протокольных поручений составило 594. Все поручения, срок которых истек на текущую дату, выполнены на 99.9%.

В рамках профилактики нарушения обязательных требований внедрена автоматизация процедуры рассылки уведомлений об истечении срока действия разрешительной документации (в том числе лицензий) в "Личные кабинеты природопользователей", Росприроднадзором ведется статистика использования личных кабинетов.

На официальном сайте Росприроднадзора размещены: перечень обязательных требований, доклад по правоприменительной практике и доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, разъяснительные письма и методические рекомендации по ключевым направлениям деятельности Росприроднадзора.

Ведется дополнительная работа по разъяснению норм и требований природоохранного законодательства в рамках семинаров, вебинаров, тематических встреч, "деловых игр", в территориальных органах Росприроднадзора проводятся Дни открытых дверей для студентов - будущих специалистов в сфере экологии и природопользования.

В природоохранную деятельность Росприроднадзора внедряются списки контрольных вопросов (чек-листы), которые применяются не только в рамках надзорных мероприятий, но и для самопроверки хозяйствующих субъектов (чек-листы доступны в "Личном кабинете природопользователя").

Вместе с тем, результативность проведения мероприятий (как профилактических, так и контрольно-надзорных) связана с наличием следующих факторов:

- наличием и/или своевременной разработкой и вступлением в силу законов и подзаконных актов в сфере деятельности Росприроднадзора;

- наличием достаточных трудовых, временных и материальных ресурсов;

- слаженной работой федеральных государственных органов, отвечающих за возможность автоматизации природоохранной деятельности.

При этом, если по перечисленным факторам возможно снижение риска недостижения поставленных целей Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при осуществлении федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на 2018 - 2020 годы (далее - Ведомственная программа) на федеральном уровне фактически до "0", то такие факторы как отказ природопользователей от использования "Личных кабинетов природопользователя", увеличение размера вреда в результате природно-техногенных чрезвычайных ситуаций, которые невозможно спрогнозировать (наводнения, опасные гидрометеорологические и геологические явления и др.) подлежат лишь условной минимизации.

Оценка внешних условий и рисков реализации
Ведомственной программы

N п/п
Наименование риска/возможности
Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности
1.
Увеличение размера причинения вреда компонентам природной среды в результате аварийных ситуации на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реализация перечня типовых мероприятий сезонных профилактических операций совместно с МЧС и Ростехнадзором в области предупреждения аварийных ситуаций на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2.
Отказ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от использования "Личного кабинета природопользователя"
Повышение доступности и понятности "Личного кабинета природопользователя", в том числе проработка вопроса интуитивно понятного интерфейса.
3.
Отсутствие своевременно разработанных и вступивших в силу законов и подзаконных актов в сфере деятельности Росприроднадзора
Формирование межведомственных рабочих групп (в том числе на базе Минприроды России) с целью оптимизации процедуры разработки и согласования проектов нормативных правовых актов
4.
Недостаточность квалифицированных трудовых кадров, превышение нагрузки на сотрудников Росприроднадзора и его территориальных органов (отсутствие временного ресурса)
Проведение анализа нагрузки на сотрудников Росприроднадзора и его территориальных органов с учетом проводимых штатно-организационных мероприятий, распределения функциональных особенностей, проведение обучающих вебинаров и семинаров с разъяснением направлений профилактической работы и рассмотрением предложений по оптимизации и повышению эффективности профилактических мероприятий и/или по перераспределению штатной численности
5.
Недостаточное материальное обеспечение, в том числе высокая стоимость автоматизации природоохранных профилактических мероприятий (как со стороны Росприроднадзора, так и со стороны предприятий)
Определение приоритетов при построении систем управления рисками, выделение дополнительного бюджетного финансирования, рассмотрение вопросов привлечения внебюджетных источников финансирования профилактических мероприятий
6.
Несвоевременная и несистематичная работа федеральных государственных органов, отвечающих за автоматизацию природоохранной деятельности
Формирование межведомственных рабочих групп с целью оптимизации процедуры разработки и согласования проектов автоматизации (например, на базе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации).