МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 26 апреля 2013 г. N 10-85

Согласно подпункту 8.1 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (далее - Закон) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей), относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предлагает в ходе проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в 2013 году организовать работу по принятию необходимых мер в части соблюдения Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11 октября 2011 г. N 2451 (зарегистрирован Минюстом России 31 января 2012 г., регистрационный N 23065) (далее - Порядок), в случае выявлении фактов опубликования сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах (далее - КИМ), в сети Интернет.

Факт опубликования КИМ текущего года в сети Интернет свидетельствует о наличии признаков следующих правонарушений:

1) разглашение информации ограниченного доступа, к которой относится КИМ (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 4.1 статьи 15 Закона);

2) нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации (статья 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 9 статьи 15 Закона).

Последствиями для нарушителей могут являться:

1) возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.14 и 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс);

2) отмена результатов проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ.

При этом к ответственности может привлекаться не только участник ЕГЭ. Факт нарушения процедуры проведения экзамена также может свидетельствовать о некачественной работе организаторов и руководителя пункта проведения ЕГЭ, уполномоченного представителя государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК).

При выявлении случаев опубликования КИМ в сети Интернет, использовавшегося при проведении ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации, ФГБУ "Федеральный центр тестирования" (далее - ФЦТ) будет оперативно (в ходе проведения экзамена) оповещать об указанных фактах орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. Предоставляемая при этом информация будет включать в себя номер КИМ, опубликованного в сети Интернет, а так же номера коробов и доставочных пакетов с экзаменационными материалами (далее - ЭМ), в которых данный КИМ был доставлен в субъект Российской Федерации, и затем распределен по пунктам проведения экзаменов (далее - ППЭ).

В случае выявления факта опубликования в сети Интернет КИМ, использовавшегося при проведении ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации, Рособрнадзор рекомендует организовать проведение следующих мероприятий:

1) подтвердить получение от ФЦТ информации о номере опубликованного КИМ, номерах соответствующего короба и доставочного пакета с ЭМ и воспользоваться сведениями о выдаче ЭМ для определения ППЭ в котором произошло нарушение;

2) организовать в указанном ППЭ проверку по факту данного нарушения (передать информацию о выявленном факте уполномоченному представителю ГЭК, находящемуся в данном ППЭ, по возможности организовать оперативный выезд в данный ППЭ соответствующей комиссии, по возможности привлечь к данной проверке представителей правоохранительных органов для составления протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 13.14 Кодекса);

3) идентифицировать конечного получателя индивидуального комплекта ЭМ (участника ЕГЭ) (по номеру опубликованного КИМ, номеру доставочного пакета и сформированной в ППЭ документации о рассадке участников и выдаче им ЭМ);

4) организовать и провести служебное расследование по указанным фактам;

5) провести заседание ГЭК, на котором в соответствии с пунктом 61 Порядка рассмотреть вопрос об отмене результата ЕГЭ указанному участнику экзамена;

6) направить результаты служебного расследования и копию протокола решения ГЭК об отмене результата ЕГЭ участнику, нарушившему установленный порядок проведения ЕГЭ, в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, для составления протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 4 статьи 19.30 Кодекса в отношении либо участника ЕГЭ, либо руководителя ППЭ, либо организатора в аудитории;

7) проинформировать Рособрнадзор и ФЦТ о мерах, принятых по факту опубликования КИМ в сети Интернет, и результатах расследования указанного факта.

Контактные данные:

Козлова Татьяна Вячеславовна - ведущий специалист-эксперт Управления оценки качества образования, тел.: (495) 954-55-53, электронная почта: tkozlova@obrnadzor.gov.ru;

Постникова Наталья Александровна - заместитель директора ФЦТ, тел.: (495) 530-10-00, электронная почта: npostnikova@rustest.ru.

Одновременно просим в целях пресечения фактов нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ организовать и провести необходимую разъяснительную работу среди участников ЕГЭ, а также среди лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, на территории субъекта Российской Федерации по исключению случаев размещения КИМ в сети Интернет.

Н.Г.ЯРОШЕНКО