Приложение к Методическим рекомендациям | ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ), ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Приложение
к Методическим рекомендациям

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ), ЛИЦЕНЗИОННОМУ
КОНТРОЛЮ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Критерий
Показатели
Значение критерия
Нормативный правовой акт, устанавливающий требование
Содержание требования
Создание безбарьерной архитектурной среды и обеспечение открытости профессиональной образовательной организации
Создание безбарьерной среды в профессиональной образовательной организации
Наличие пандусов
Да/нет
п. 41, 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:
1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Наличие поручней
Да/нет
Наличие расширенных дверных проемов
Да/нет
Наличие лифтов или расположение аудиторий для обучения на 1 этаже
Да/нет
Локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м
Да/нет
Наличие специальных кресел
Да/нет
Наличие помещения для собаки-поводыря
Да/нет
Наличие специальных систем сигнализации и оповещения
Да/нет
Информационная открытость профессиональной образовательной организации
Наличие адаптированного сайта
Да/нет
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG).
Наличие адаптированной справочной информации для слепых и слабовидящих лиц
Да/нет
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
В доступных для слепых или слабовидящих обучающихся местах в адаптированной форме размещается справочная информация о расписании лекций, учебных занятий (выполняется крупным шрифтом (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируется шрифтом Брайля.
Наличие адаптированной справочной информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху
Да/нет
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Справочная информация о расписании учебных занятий дублируется звуком и визуально (устанавливаются мониторы с возможностью трансляции субтитров). Количество мониторов и их размеры определяются размером используемых помещений.
Адаптация содержания профессиональной образовательной программы индивидуальным особенностям обучающихся
Учет индивидуальных рекомендаций при разработке адаптированной образовательной программы (далее - АОП)
Наличие разработанной и утвержденной АОП
Да/нет
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Изменение срока освоения АОП
Да/нет
ФГОС СПО
Срок освоения АОП по профессии СПО может быть увеличен не более чем на 6 месяцев, по специальности СПО - не более чем на 10 месяцев.
Наличие в структуре АОП адаптационного цикла дисциплин
Да/нет
Учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций.
Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор адаптационных дисциплин определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Наличие описания специальных требований и условий реализации дисциплины "Физическая культура"
Да/нет
Образовательной организации рекомендуется самостоятельно устанавливать порядок и формы освоения дисциплины "Физическая культура" для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья локальным нормативным актом образовательной организации. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Рекомендуется в программу раздела/дисциплины включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся.
В программе дисциплины "Физическая культура" должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий.
Адаптация форм и методов контроля, оценки результатов обучения
Да/нет
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся должны быть создать фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
Адаптация требований к организации практики
Да/нет
При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, должны учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.
Соответствие количества обучающихся в группе установленным требованиям в группе
Количество обучающихся
Да/нет
ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 43 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Кадровая обеспеченность реализации АОП
Наличие сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, ассистентов (тьюторов)
Да/нет
ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Лицам с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования предоставляются бесплатно услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, ассистентов.
Наличие дополнительного профессионального образования у педагогов, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ
Да/нет
Обучающиеся имеют право на условия обучения в соответствии с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Педагогические работники должны владеть специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение учебниками
Наличие бесплатных специальных учебников и учебных пособий, дидактических материалов
Да/нет
ч. 3 и ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Обучающимся бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.
Наличие бесплатных учебных и лекционных материалов в электронном виде
Да/нет
ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебные и лекционные материалы предоставляются в электронном виде.
Обеспечение техническими средствами обучения
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Да/нет
ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Компьютеры со специализированным программным обеспечением, звукоусиливающая аппаратура, мультимедийная аппаратура, специальные учебные места с регулируемыми параметрами.
Организация психолого-медико-педагогической коррекции
Наличие специалистов, обеспечивающих проведение групповых и коррекционных занятий (педагоги-психологи, социальные педагоги)
Да/нет
п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 41 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Обучающиеся имеют право на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию. С обучающимися проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Соблюдение прав и социальных гарантий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Соблюдение прав поступающих с ограниченными возможностями здоровья при организации приема
Наличие на сайте информации об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Да/нет
п. 18.1 Порядка приема на обучение
Приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 марта:
особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра - с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний.
Наличие медицинской справки (при поступлении на специальности и направления подготовки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 N 697 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности"
Да/нет
п. 23 Порядка приема на обучение
При поступлении на обучение по специальностям, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра. Медицинская справка признается действительной, если она получена не ранее года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний.
В случае непредставления поступающим либо недействительности медицинской справки, отсутствия в ней полностью или частично сведений о проведении медицинского осмотра организация обеспечивает прохождение поступающим медицинского осмотра полностью или в недостающей части. Информация о времени и месте прохождения медицинского осмотра размещается на официальном сайте.
В случае если у поступающего имеются медицинские противопоказания, установленные приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н, образовательная организация обеспечивает его информирование о связанных с указанными противопоказаниями последствиях в период обучения в образовательной организации и последующей профессиональной деятельности.
Соблюдение прав поступающих с ограниченными возможностями здоровья при организации вступительных испытаний (при наличии)
Наличие отдельных помещений для прохождения вступительных испытаний лицами с ограниченными возможностями здоровья (при необходимости)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Вступительные испытания для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможны в одной аудитории с другими поступающими лицами, если это не создает трудностей для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие ассистента в аудитории (при необходимости)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Ассистент в аудитории оказывает необходимую техническую помощь поступающим (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором).
Возможность использования технических средств (при необходимости)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Поступающие имеют право пользоваться необходимыми техническими средствами с учетом своих индивидуальных особенностей.
Наличие инструкции о порядке проведения вступительных испытаний (далее - инструкция) в печатном виде
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Поступающим предоставляется в печатном виде инструкция.
Создание условий для прохождения вступительных испытаний слепыми (при наличии)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Задания, инструкция оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением или зачитываются ассистентом. Для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением.
Создание условий для прохождения вступительных испытаний слабовидящими (при наличии)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Обеспечивается равномерное освещение, предоставление при необходимости увеличивающего устройства, задания и инструкции оформляются увеличенным шрифтом.
Создание условий для прохождения вступительных испытаний глухими, слабослышащими и лицами с тяжелыми нарушениями речи (при наличии)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Обеспечивается использование звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
По желанию экзамен может проводиться в письменной форме.
Создание условий для прохождения вступительных испытаний лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при наличии)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.
По желанию экзамен может быть проведен в устной форме.
Соблюдение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при организации образовательной деятельности
Соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) при применении мер дисциплинарного взыскания
Да/нет
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Обеспечение бесплатным двухразовым питанием
Да/нет
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не находящиеся на полном государственном обеспечении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Соблюдение установленного порядка назначения государственной социальной стипендии
Да/нет
Государственная социальная стипендия назначается детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства, студентам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Закрепление в локальном нормативном акте образовательной организации первоочередного порядка предоставления жилых помещений инвалидам
Да/нет
Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
Дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, студенты, ставшие инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы места в общежитии предоставляются в первоочередном порядке.
Обеспечение нуждающихся в предоставлении жилплощади инвалидов местами в общежитии на бесплатной основе
Да/нет
Детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства, студентам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы места в общежитии предоставляются бесплатно.
Организация государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Соблюдение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА)
Наличие письменных заявлений о необходимости создания специальных условий для проведения ГИА
Да/нет
п. 28 Порядка проведения ГИА
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников подают письменное заявление о создания специальных условий для проведения ГИА. Заявление подаются не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации.
Обеспечение соблюдения общих требований при проведении ГИА
Да/нет
п. 26 Порядка проведения ГИА
Проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссий);
пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей.
Обеспечение соблюдения дополнительных требований в зависимости от категорий выпускников
Да/нет
п. 27 Порядка проведения ГИА
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.