ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 18 июня 2021 г. N 04-147
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе рекомендации по анализу результатов проведения единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (далее - Рекомендации).
Обращаем внимание на необходимость направления отчетных форм в соответствии с Рекомендациями в срок до 27 августа 2021 г.
Указанные материалы просим направлять в электронном виде по адресу электронной почты zakharov@obrnadzor.gov.ru (с обязательным указанием названия субъекта Российской Федерации в теме электронного письма) без направления бумажного носителя.
И.К.КРУГЛИНСКИЙ
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Общие положения
Настоящие рекомендации разработаны в целях предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации в части подготовки, организации и проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).
Рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственной власти).
Рособрнадзор рекомендует органам государственной власти проведение анализа как на этапе подготовки к проведению ЕГЭ, так и на этапе непосредственного проведения и подведения итогов для определения возможных рисков.
При подготовке к проведению ЕГЭ необходимо учитывать наиболее часто выявляемые нарушения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (далее - Порядок проведения ЕГЭ).
Основой принятия предупреждающих мер должен являться анализ результатов ЕГЭ предыдущих лет, анализ работы предметных и конфликтной комиссий, дополнительный просмотр видеозаписей хода проведения ЕГЭ, проведение перепроверок работ участников.
I. Зоны риска ЕГЭ
1) Работы участников, получивших неудовлетворительные результаты по русскому языку в основной день, и пересдавших экзамен с повышением результата на 30 тестовых баллов и выше (за исключением участников, завершивших экзамен по уважительной причине).
2) Участники, имеющие 3 и более удовлетворенные апелляции с повышением баллов по результатам ЕГЭ (исключая апелляции, связанные с распознаванием ответов).
3) Участники, имеющие удовлетворенную апелляцию по результатам ЕГЭ, позволившую преодолеть минимальную границу количества баллов по соответствующему учебному предмету.
4) Участники, завершившие экзамен в основной день досрочно по уважительной причине и получившие в резервный день от 80 до 100 тестовых баллов.
5) Анализ форм ППЭ-1204-МАШ.
II. Анализ Зон риска ЕГЭ
Анализ должен включать в себя следующие мероприятия:
1. Составление списков участников и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы "Анализ Зон Риска ЕГЭ" (Приложение 3).
2. Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зоны риска, по всем предметам.
3. Анализ письменной части экзаменационных работ по каждому сдававшемуся учебному предмету (проводится визуальное сравнение почерка по всем работам).
4. Организация региональной перепроверки работ участников, попавших в Зоны риска.
III. Просмотр видеозаписи хода проведения экзамена
1. Зоны риска N 1, 4 - просмотр видеозаписи пересдачи экзамена.
2. Зоны риска N 2, 3 - просмотр хода проведения экзамена не требуется.
3. Просмотр видеозаписей по результатам анализа Зоны риска N 5.
4. Все Зоны риска - пересмотр всех неодобренных меток, поставленных онлайн-наблюдателями на портале smotriege.ru. Особое внимание уделяется информации по нарушениям, связанным с наличием у участников ГИА справочных материалов, средств связи.
5. В случае выявления нарушений - просмотр видеозаписей со всех экзаменов данного участника.
IV. Анализ форм ППЭ-1204-МАШ
Примерный алгоритм работы с формами
1. Определение участников ЕГЭ с наибольшим количеством выходов из аудитории в течение каждого экзамена (например: от 4, 5, 6) и суммарно долго отсутствующих в аудитории в ходе проведения экзамена. Формирование списка участников, вошедших в указанную зону риска.
2. Исключение из списков участников, досрочно завершивших выполнение экзаменационной работы по уважительной причине.
3. Исключение из списков участников, чьи результаты были аннулированы по решению ГЭК за нарушение Порядка проведения ЕГЭ.
4. Организация просмотра видеозаписей на портале "Смотри ЕГЭ".
5. Визуальный просмотр работ участников ЕГЭ, попавших в данную Зону риска (при выявлении потенциальных нарушений).
6. В случае выявления нарушений - просмотр видеозаписей со всех экзаменов данного участника.
V. Принятие управленческих решений по итогам анализа
1. При выявлении каких-либо нарушений с лиц, причастных к нарушениям Порядка проведения ЕГЭ, берутся объяснительные.
2. В случае подтверждения нарушений Порядка проведения ЕГЭ Рособрнадзор рекомендует следующее:
к лицам, допустившим нарушения Порядка проведения ЕГЭ, должны быть применены меры административного (часть 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и дисциплинарного характера (статьи 192 - 195 Трудового Кодекса РФ);
результаты участников ЕГЭ должны быть пересмотрены и (или) аннулированы;
результаты анализа должны быть рассмотрены на заседаниях межведомственной коллегии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, задействованных при проведении ЕГЭ;
при выявлении нарушений в части работы предметной комиссии, должен быть рассмотрен вопрос об исключении из состава предметной комиссии экспертов, допустивших необъективное оценивание. Обращаем внимание на установленные действующим законодательством сроки привлечения к административной ответственности. Должно быть организовано дополнительное обучение экспертов предметных комиссий ЕГЭ;
при выявлении нарушений в части работы конфликтной комиссии рассматривается вопрос об исключении членов конфликтной комиссии и (или) привлекаемых для перепроверки экзаменационных работ экспертов, допустивших неоправданное повышение баллов по поданным апелляциям участников;
при выявлении нарушений организации работы ППЭ рассматривается вопрос об отстранении от работы в рамках организации и проведения ЕГЭ руководителя и организаторов ППЭ, либо производится ротация кадров между ППЭ;
при выявлении нарушений организации работы РЦОИ рекомендуется пересмотреть должностные инструкции работников РЦОИ, рассмотреть возможность усиления информационной безопасности при проведении ЕГЭ.
3. В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства Российской Федерации, содержащем признаки противоправного деяния, соответствующая информация направляется в компетентные органы.
4. По результатам проведенного анализа определяются причины возникновения выявленных нарушений, предлагаются наиболее оптимальные способы устранения выявленных причин и разрабатывается план действий по предупреждению нарушений Порядка проведения ЕГЭ в предстоящий период проведения ЕГЭ.
5. Результаты региональных перепроверок в обязательном порядке вносятся в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
6. При разработке плана действий по предупреждению нарушений Порядка проведения ЕГЭ следует уделить особое внимание вопросам организации повышения квалификации всех задействованных в организации и проведении ЕГЭ специалистов.
7. В состав предметных комиссий по учебным предметам не рекомендуется включать экспертов, оценка работ которых не совпала с результатами дополнительных проверок (федеральных, межрегиональных перекрестных, региональных) более чем на 80%.
8. Рекомендуется включать в состав конфликтной комиссии должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
9. Информационная справка о проделанной работе и отчетная форма (приложение 3) направляются в Рособрнадзор. Информационная справка, в том числе должна включать подробную информацию о принятых мерах при выявлении нарушений Порядка проведения ЕГЭ.
Приложение 2
ПОЯСНЕНИЯ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ФОРМЫ ПО АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
1. Отчетная форма заполняется в соответствии с проведенной работой согласно рекомендациям по анализу результатов проведения единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (далее - Рекомендации).
2. Форма является многостраничным документом в формате Excel (6 вкладок).
3. Во вкладке N 1 "Сводная форма" поля 2 - 47 заполняются исключительно числовыми значениями, без пропусков, текст не допускается. В случае отсутствия значения необходимо указать значение "0". Все необходимые пояснения можно включить в информационную справку (пункт 9 раздела V Рекомендаций).
4. Вкладки N 2 - 6 соответствуют порядковым номерам Зон риска ЕГЭ, указанным в разделе I Рекомендаций.
5. Вкладки 2 - 6 заполняются по каждому участнику отдельно. При неоднократном попадании участника в зону риска необходимо вносить соответствующие данные в новой строке.
6. Поля 5, 8, 11, 14 вкладки N 3 (Зона риска N 2) заполняются в виде "+1", "+2" и т.д. в соответствии с результатом апелляции по соответствующему учебному предмету.
Приложение 3
Пересдачи +30
|
Неоднократные апелляции
|
Апелляция с переходом через пороги
|
Завершившие досрочно в основной день и получившие 80 - 100 баллов в резервный день
|
Анализ форм ППЭ-1204-МАШ
|
Всего
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субъект РФ
|
Кол-во попавших в группу риска
|
Кол-во выявленных несоответствий почерка
|
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
|
Количество перепроверок работ
|
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки работ ЕГЭ
|
Количество измененных результатов (неаннулированных)
|
Общее количество выявленных работ с нарушениями
|
Количество аннулированных результатов
|
Кол-во работ, попавших в группу риска
|
Кол-во выявленных несоответствий почерка
|
Кол-во перепроверок работ
|
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
|
Количество измененных результатов (неаннулированных)
|
Общее количество выявленных работ с нарушениями
|
Количество аннулированных результатов
|
Кол-во работ, попавших в группу риска
|
Кол-во выявленных несоответствий почерка
|
Кол-во перепроверок работ
|
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
|
Количество измененных результатов (неаннулированных)
|
Общее количество выявленных работ с нарушениями
|
Количество аннулированных результатов
|
Кол-во попавших в группу риска
|
Кол-во выявленных несоответствий почерка
|
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
|
Количество проведенных перепроверок
|
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
|
Количество измененных результатов (неаннулированных)
|
Общее количество выявленных работ с нарушениями
|
Количество аннулированных результатов
|
Кол-во попавших в группу риска
|
Кол-во выявленных несоответствий почерка
|
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
|
Количество измененных результатов (неаннулированных)
|
Количество аннулированных результатов
|
Кол-во попавших в группы риска
|
Общее количество выявленных работ с нарушениями
|
Кол-во нарушений со стороны обучающихся
|
Кол-во нарушений со стороны организаторов
|
Кол-во нарушений со стороны экспертов ПП/КК
|
Количество аннулированных результатов
|
|||||
Со стороны обучающихся
|
Со стороны организаторов
|
со стороны предметной комиссии
|
со стороны конфликтной комиссии
|
со стороны предметной комиссии
|
со стороны конфликтной комиссии
|
Со стороны обучающихся
|
Со стороны организаторов
|
Со стороны обучающихся
|
Со стороны организаторов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
Пересдачи +30
|
|||||||
N п/п
|
Субъект РФ
|
ФИО
|
Код ППЭ
|
Аудитория
|
Место
|
Предмет
|
Результат (тестовые баллы)
|
3 и более удовлетворенные апелляции у одного участника
|
||||||||||||||
N п/п
|
Субъект РФ
|
ФИО
|
Предмет 1
|
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 1
|
Результат (тестовые баллы) 1
|
Предмет 2
|
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 2
|
Результат (тестовые баллы) 2
|
Предмет 3
|
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 3
|
Результат (тестовые баллы) 3
|
Предмет N
|
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету N
|
Результат (тестовые баллы) N
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Удовлетворенные апелляции с преодолением минимального порога
|
||||||||
N п/п
|
Субъект РФ
|
ФИО
|
Код ППЭ
|
Аудитория
|
Место
|
Предмет
|
Результат до апелляции (тестовые баллы)
|
Результат после апелляции (тестовые баллы)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Завершившие досрочно в основной день и получившие 80 - 100 баллов в резервный день
|
|||||||
N п/п
|
Субъект РФ
|
ФИО
|
Код ППЭ
|
Аудитория
|
Место
|
Предмет
|
Результат
(тестовые баллы)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Анализ форм ППЭ-1204-МАШ
|
|||||||
N п/п
|
Субъект РФ
|
ФИО
|
Код ППЭ
|
Аудитория
|
Место
|
Предмет
|
Результат
(тестовые баллы)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|