А. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе в сведения в динамике (по полугодиям)

А. Сведения, характеризующие выполненную
в отчетный период работу по осуществлению государственного
контроля (надзора) в сфере образования, в том числе
в сведения в динамике (по полугодиям)

1. Общие положения.

В соответствии со статьей 93 Федерального закона об образовании государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.

Одним из эффективных методов получения информации о состоянии и качестве системы образования является проведение мониторинга системы образования. Мониторинг системы образования - это законодательно регламентированная деятельность Рособрнадзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований.

Результаты мониторинга системы высшего образования в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства в сфере образования эффективно использовались Рособрнадзором при принятии управленческих решений в отношении образовательных организаций, выступают дополнительной информационной платформой при проведении процедур государственного контроля и надзора, а также учитываются при формировании ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц.

В целях реализации полномочий, предусмотренных статьей 97 Федерального закона об образовании и Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662, в ноябре 2016 года проведен мониторинг системы высшего образования в отношении образовательных организаций высшего образования, имеющих действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности и функционирующий (работающий) официальный сайт в сети "Интернет".

Надзор за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществлялся в части соблюдения требований:

по размещению на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновлению информации об образовательной организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582;

к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785;

по внесению сведений в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755.

В результате проведения мониторинга были выявлены нарушения:

в части соблюдения требований по внесению сведений в ФИС ГИА и приема, в том числе в части предоставления информации об организации и проведении приемной кампании - у 98% образовательных организаций высшего образования (далее - образовательная организация, организация) (в 2015 году - у 93%);

в части соблюдения требований по размещению на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт организации) и обновлению информации об образовательной организации - у 85% (в 2015 году - у 93%) проанализированных образовательных организаций высшего образования выявлены нарушения, а у 17% (в 2015 году - 28,5%) этих нарушений - более 30%.

На основе данных, предоставленных из ФИС ГИА и приема, были выявлены следующие нарушения: отдельными организациями в ФИС ГИА и приема не представлены сведения о результатах вступительных испытаний, о количестве мест для приема, о заявлениях о приеме, о контрольных цифрах приема на обучение, о минимальном количестве баллов единого государственного экзамена, необходимых победителям и призерам олимпиад для использования особого права на поступление, об особых правах, предоставленных поступающим при приеме, о лицах, зачисленных в образовательную организацию (приказы о зачислении), о квотах целевого приема на обучение, о квоте приема лиц, имеющих особое право, правила приема и др.

Практически каждой образовательной организацией нарушаются те или иные требования по организации и проведению приемной кампании. Более 50% нарушений отмечено у 17% образовательных организаций, у 20% зафиксировано 20 и менее процентов нарушений. Наибольшее количество нарушений отмечается в части предоставления сведений о результатах вступительных испытаний (58,7% организаций).

Отдельно были проанализированы сроки проведения приемной кампании в образовательных организациях. Анализ позволил выявить несоблюдение сроков начала/окончания/проведения приемной кампании (несоответствие фактической даты и даты, установленной в нормативных правовых актах) более чем у 30% образовательных организаций.

В соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 на официальном сайте образовательной организации должен быть создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации". По результатам мониторинга официальных сайтов образовательных организаций данный раздел отсутствует на сайтах 8% (в 2015 году - 26%) образовательных организаций. Обеспечили наличие альтернативной версии официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" для слабовидящих 77% (в 2015 году - 57%) организаций.

Наиболее распространенные нарушения в части размещения на официальных сайтах образовательных организаций высшего образования требуемых законодательством сведений - это отсутствие копий предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования (или информации об их отсутствии), о результатах приема, перевода, восстановления и отчисления студентов и др.

Копии отдельных локальных нормативных актов отсутствуют у 14% (в 2015 году - 39%) организаций. Зачастую на официальных сайтах организаций отсутствуют копии порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, коллективного договора.

Правила приема на 2017/18 учебный год не размещены на официальных сайтах 37% образовательных организаций.

У 12% (в 2015 году - 15%) организаций отсутствует на официальном сайте информация о федеральных государственных образовательных стандартах и/или об образовательных стандартах, у 5% (в 2015 году - 7%) - копии устава образовательной организации, у 10% (в 2015 году - 19%) - информация о реализуемых образовательных программах.

На официальных сайтах 15% (в 2015 году - 25%) организаций в неполном объеме представлена информация о персональном составе педагогических работников. Чаще всего на официальных сайтах организаций не указываются сведения о повышении квалификации, о стаже работы, о базовом образовании педагогических работников, о преподаваемых дисциплинах.

Несоблюдение требований о размещении и актуализации на официальных сайтах организаций информации об образовательной организации приводит к ненадлежащему информированию абитуриентов и их родителей и нарушению прав и законных интересов последних в сфере высшего образования. Это относится и к информации о созданных в образовательной организации условиях для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

У 63% (в 2015 году - 37,7%) организаций на официальном сайте представлена информация об обеспечении материально-технических условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания (в том числе информация о наличии пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов).

Наличие базы данных электронного каталога (регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами) отмечено у 53,5% образовательных организаций.

Результаты мониторинга официальных сайтов образовательных организаций высшего образования, проведенного в 2016 году, подтвердили наметившуюся в 2015 году положительную тенденцию соблюдения организациями требований законодательства.

По итогам проведенного мониторинга на официальном сайте Рособрнадзора размещено письмо в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, "О результатах мониторинга системы высшего образования" для проведения анализа официальных сайтов образовательных организаций, а также информации, направляемой в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и принятия соответствующих мер по устранению выявленных нарушений.

Отчет о результатах мониторинга системы образования направлен в Минобрнауки России для подготовки доклада в Правительство Российской Федерации.

По запросу Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, в Экспертное управление Президента Российской Федерации была направлена информация о проверочных мероприятиях, проведенных Рособрнадзором, по соблюдению образовательными организациями высшего образования требований федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Был проведен мониторинг официальных сайтов образовательных организаций высшего образования в части обеспечения информационной открытости их деятельности, направленной на создание условий лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Данное мероприятие проводилось Рособрнадзором по следующим показателям:

наличие на сайте образовательной организации информации о материально-технических условиях, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов);

наличие версии официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению);

наличие информации об условиях приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в правилах приема в образовательные организации высшего образования на 2016/17 учебный год.

По результатам проведенного мониторинга на официальном сайте Рособрнадзора были размещены письма в адрес руководителей образовательных организаций о выявленных нарушениях и необходимости немедленного размещения требуемой информации в целях обеспечения прав на получение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 13.07.2016 N ДМ-П8-4171 об обеспечении проведения проверки соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, требований, установленных статьей 56 Федерального закона об образовании, при проведении целевого приема на обучение, по запросу Рособрнадзора учредителями образовательных организаций представлена информация об установлении в 2016 году квот целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В результате был определен перечень образовательных организаций, в отношении которых необходимо провести проверки соблюдения требований, установленных статьей 56 Федерального закона об образовании, при проведении целевого приема на обучение, в который включены более 500 образовательных организаций.

На основании поручения и в соответствии с Федеральным законом о защите прав юридических лиц издан приказ Рособрнадзора "О проведении внеплановых проверок соблюдения образовательными организациями высшего образования требований законодательства Российской Федерации в сфере образования", а также сформирован график проведения проверок.

Информация о первых результатах проведенных контрольно-надзорных мероприятий и выявленных нарушениях, допускаемых, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями или хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, заключившими с гражданами договор о целевом обучении, направлялась Рособрнадзором в Правительство Российской Федерации и Минобрнауки России.

В соответствии с поручением поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 21.01.2016 N ОГ-П8-222 и на основании приказов Рособрнадзора о проведении внеплановых проверок образовательных организаций высшего образования в 2016 году была продолжена работа по проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций высшего образования и филиалов, выполнивших по итогам мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2015 года менее 4 показателей или не представивших информацию для проведения мониторинга эффективности.

В ходе проверок практически во всех образовательных организациях, признанных неэффективными по результатам мониторинга, или не участвовавших в мониторинге, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований и требований к содержанию и качеству подготовки выпускников.

Информация о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях и принятых по их результатам мерах ежеквартально направлялась в Минобрнауки России для подготовки доклада в Правительство Российской Федерации.

Всего в 2016 году проведено 639 проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования (338 документарных проверок и 301 выездная проверка), из них 500 внеплановых проверок в отношении 414 образовательных организаций.

В 2015 году проведено 1116 проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования (528 документарных проверок и 588 выездных проверок), из них 711 внеплановых проверки в отношении 549 образовательных организаций.

Ниже приведена диаграмма, отражающая количество проведенных проверок в отношении образовательных организаций в 2016 году и в 2015 году.

Рисунок (не приводится)

2. Федеральный государственный надзор за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования; основные виды выявленных нарушений.

В части надзора за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществлена 471 проверка (в первом полугодии - 222, во втором полугодии - 249). В 2015 году - 661 (в первом полугодии - 276, во втором полугодии - 385).

Наиболее распространенными нарушениями, выявленными в результате проверок, проведенных в 2016 году, являлись следующие нарушения:

1) Федерального закона об образовании:

расписание занятий не предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся;

образовательная организация не предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся;

организация не создала условий для систематического повышения профессионального уровня преподавателей;

организация не создала условий для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

организация не направляет педагогических работников для прохождения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с трудовым законодательством;

организация не создала условий для прохождения педагогическими работниками в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;

а также статьи 56 указанного Федерального закона:

не во всех договорах о целевом обучении определены меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам в период обучения;

в ряде договоров о целевом обучении отсутствуют обязательства по трудоустройству в соответствии с полученной квалификацией, обязательства по организации учебной, производственной и преддипломной практик;

в рамках целевой квоты принимаются на обучение по образовательным программам высшего образования граждане, заключившие договоры о целевом обучении, в отсутствие договоров о целевом приеме;

допущено заключение договоров о целевом обучении с организациями, не предусмотренными Федеральным законом об образовании, и без определения такими организациями списка граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме;

2) Порядка заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 N 1076:

договоры о целевом приеме заключались с хозяйственными обществами, в уставном капитале которых не присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

образовательные организации в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме не сообщают органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме;

проект договора о целевом приеме направляется в образовательную организацию без списка граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме;

в образовательных организациях договоры о целевом обучении в 2016 году заключены после начала целевого приема, либо не имеют даты и/или номера регистрации документа;

несовершеннолетние граждане заключали договор о целевом обучении без письменного согласия родителей (законных представителей);

3) Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706:

в договорах на оказание платных образовательных услуг не указываются: полная стоимость образовательных услуг; вид и уровень образовательной программы; вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им части образовательной программы; права заказчика и обучающегося;

локальный акт образовательной организации предусматривает оплату: повторной процедуры защиты дипломного проекта; повторного прохождения итоговой государственной аттестации; оплату за пересдачу экзаменов и зачетов;

локальный акт образовательной организации допускает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора на величину, превышающую уровень инфляции, предусмотренный основными характеристиками федерального бюджета на плановый период;

в договорах об оказании платных образовательных услуг предусмотрено право исполнителя на изменение стоимости обучения по иным факторам, кроме увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

4) Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 293:

организацией не определены порядок формирования и регламент деятельности аттестационных комиссий;

5) Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 N 749:

заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность не предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт организации) информация об объявлении конкурса с перечнем вакантных должностей педагогических работников размещается менее чем за два месяца до даты его проведения;

руководитель организации (уполномоченное им лицо) на сайте организации не объявляет фамилии и должности педагогических работников, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора, не позднее двух месяцев до окончания текущего учебного года;

объявление о проведении конкурса на сайте организации не содержит сведении о квалификационных требованиях по должностям педагогических работников, о месте (адресе) приема заявлений для участия в конкурсе, месте проведения конкурса и дате его проведения;

к конкурсу допускались претенденты, не представившие все установленные документы, а также претенденты, представившие документы, не соответствующие требованиям, предъявляемым к соответствующей должности;

организацией не определены регламент деятельности коллегиального органа образовательной организации и процедура избрания по конкурсу на должности педагогических работников;

6) Порядка проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.09.2016 N 937:

положение о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей научных работников, ее состав и порядок работы не размещены на сайте организации;

в состав конкурсной комиссии организации не включены ведущие ученые, приглашенные из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля;

7) Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147:

на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде не размещена обязательная информация или представлена не в полном объеме;

приемной комиссией образовательной организации не обеспечено функционирование официального сайта для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение;

правилами приема в организацию не определены: сроки начала и завершения приема документов по заочной форме обучения; срок завершения проводимых самостоятельно вступительных испытаний; срок зачисления на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг; перечень учитываемых индивидуальных достижений поступающих и порядок их учета;

в программах вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, не установлены шкала оценивания и минимальное количество баллов для каждого вступительного испытания;

в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе отсутствуют пандусы, подъемники, поручни, расширенные дверные проемы);

правилами приема на обучение в образовательную организацию установлены преимущественные права на зачисление, не предусмотренные порядком приема;

8) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367:

в учебных планах не предусмотрено формирование обязательных компетенций;

имеются несоответствия в указании формируемых компетенций в рабочих программах дисциплин и учебном плане по основной образовательной программе;

в рабочих программах учебных дисциплин отсутствуют: перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю); перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля); перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

в программе учебной практики основной образовательной программы отсутствуют: указание объема практик в зачетных единицах; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;

организацией не установлен срок начала учебного года по заочной форме обучения;

информация об основной образовательной программе не размещена организацией на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

отсутствует локальный акт организации, устанавливающий порядок обеспечения возможности освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей);

отсутствуют индивидуальные учебные планы для обучающихся, осваивающих образовательную программу по ускоренному обучению;

фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся, входящие в рабочие программы дисциплин, а также программы практики не включают в себя методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций;

фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации не включает в себя методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

отсутствуют сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы;

отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по реализуемым образовательным программам;

9) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1259:

информация о реализуемых в организации программах аспирантуры не размещена на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

не разработан локальный нормативный акт организации, устанавливающий порядок освоения факультативных и элективных дисциплин (модулей);

в основной образовательной программе высшего образования - программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре отсутствуют рабочие программы дисциплин, оценочные средства по дисциплинам, программа научно-производственной практики;

организацией при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации не разработаны программы практик по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры;

в рабочих программах дисциплин не определены навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры;

не разработаны индивидуальные учебные планы, сформированные на основе учебного плана программы аспирантуры (адъюнктуры) для каждого обучающегося, который обеспечивает освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося;

не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий формы, систему оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся;

10) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499:

в программах повышения квалификации отсутствуют сведения об итоговой аттестации слушателей;

в программах профессиональной переподготовки, программах повышения квалификации не указан уровень образования лиц, допущенных к освоению дополнительных профессиональных программ;

в структуре программ не представлена характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

содержание программ не учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе;

в структуре дополнительных профессиональных программ отсутствуют: календарные учебные графики, рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия в части отсутствия требований к кадровому обеспечению;

в организации отсутствуют дополнительные профессиональные программы, разработанные и утвержденные организацией, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование;

в структуре программы повышения квалификации отсутствует перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения;

в организации освоение дополнительных профессиональных программ не завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией;

11) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008:

в дополнительных общеобразовательных программах организацией не определены сроки обучения;

организацией не разработаны индивидуальные учебные планы для реализации дополнительных общеобразовательных программ;

организацией не обновляются ежегодно дополнительные общеобразовательные программы;

организацией не определены формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся;

организацией не определен порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы;

в организации отсутствуют локальные нормативные акты, определяющие количество учащихся, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в зависимости от направленности дополнительных общеобразовательных программ;

в организации отсутствует локальный нормативный акт, определяющий возможность получения дополнительного образования на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой;

12) Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденного приказом Минобразования России от 24.02.1998 N 501:

в личных делах обучающихся отсутствуют выписка из приказа о переходе студента с одной основной образовательной программы по специальности или направлению подготовки на другую (в том числе с изменением формы обучения);

в личных делах, отчисленных из организации в порядке перевода в другую образовательную организацию, отсутствуют студенческий билет и зачетная книжка;

в организации отсутствуют документы о проведении аттестации при переводе студентов из одной организации в другую;

в приказах о зачислении отсутствуют записи "Зачислен в порядке перевода из... вуза, на... специальность (направление), на... курс, на... форму обучения", записи об утверждении индивидуального учебного плана студента;

13) Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383:

в составе основной профессиональной образовательной программы отсутствуют программы практик;

программы практик основных профессиональных образовательных программ не включают в себя фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

программы практик основных профессиональных образовательных программ не содержат указание на форму проведения практики, перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики;

программы преддипломной практики основных профессиональных образовательных программ не предусматривают согласование руководителем практики от профильной организации индивидуального задания, содержания и планируемых результатов практики, а также составление руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации совместного рабочего графика (плана) проведения практики;

в приказах о направлении на практику не указывается способ проведения практики;

в образовательной организации отсутствуют:

рабочие графики (планы) проведения практик обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

индивидуальные задания, выполняемые в период практики, для обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

распорядительные акты организации о направлении на практику обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

сведения о назначении руководителей практики от предприятий (учреждений, организаций);

согласования индивидуального задания обучающихся, содержания и планируемых результатов со стороны руководителей практик от профильной организации;

документы, подтверждающие назначение руководителя (руководителей) практик из числа работников профильной организации при проведении практики в профильной организации; согласование руководителями практик от профильной организации индивидуальных заданий, содержания и планируемых результатов практики; проведение инструктажа обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;

14) Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636:

в состав государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации включены менее 50 процентов ведущих специалистов - представителей работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности;

организацией не разработан и не утвержден порядок выполнения выпускных квалификационных работ, критерии оценки результатов их защиты; не определены требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену;

организацией не созданы апелляционные комиссии;

графиком выполнения магистерской диссертации не предусмотрено ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы;

выпускная квалификационная работа передается в государственную экзаменационную комиссию позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы;

организацией не установлен регламент работы государственной экзаменационной комиссии и апелляционной комиссии;

в протоколах заседания государственной экзаменационной комиссии по приему государственного аттестационного испытания не отражаются перечень заданных обучающемуся вопросов и характеристика ответов на них, мнения председателя и членов государственной экзаменационной комиссии о выявленном в ходе государственного аттестационного испытания уровне подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, а также о выявленных недостатках в теоретической и практической подготовке обучающегося;

протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии не сшиваются в книги;

перед государственными экзаменами не проводится консультирование обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена;

не утвержден перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся;

для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся не закрепляется распорядительным актом организации руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников организации;

не утверждено распорядительным актом расписание государственных аттестационных испытаний, в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний и предэкзаменационных консультаций;

выпускные квалификационные работы по программам специалитета не проходят рецензирование;

в организации не установлен порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ в электронно-библиотечной системе организации, проверки их на объем заимствования;

15) Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112:

в приложениях к дипломам не указана трудоемкость государственной итоговой аттестации, отсутствуют сведения об "общей трудоемкости освоенной программы", об "объеме работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем";

книга регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не прошнурована, не скреплена печатью организации с указанием количества листов;

в книгу регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не вносятся обязательные данные, в том числе, в случае получения документа по доверенности;

документы об образовании и (или) квалификации выданы позднее 10 дней с даты издания приказа об отчислении выпускника;

бланки документов об образовании и о квалификации не хранятся как бланки строгой отчетности;

не ведется специальный реестр бланков документов об образовании и о квалификации;

16) Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443:

организация не обеспечила открытость информации о сроках подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное путем размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

в комплекте документов студентов, претендующих на переход с платного обучения не бесплатное, не представлена информация об отсутствии у претендентов дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате за обучение;

в организации отсутствуют документы, определяющие состав, полномочия и порядок деятельности специально создаваемой образовательной организацией комиссии по вопросам перевода с платного обучения на бесплатное;

при принятии решения о переходе/отказе в переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное не учтено мнение совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся и совета родителей (законных представителей);

17) Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2:

при реализации образовательной программы по направлению подготовки лицензиат не доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора;

при реализации образовательной программы лицензиат:

не определил объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

не обеспечил соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам;

18) нарушения Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582, выявлены в большинстве проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в части отсутствия информации (размещение неполной информации) на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По результатам проведенных в 2016 году плановых и внеплановых выездных и документарных проверок возбуждено 177 дел об административном правонарушении (в 2015 году - 508), сумма штрафов составила 2801 тыс. руб.

Выдано 436 предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования.

3. Федеральный государственный контроль качества образования; основные виды выявленных нарушений.

В 2016 году в части федерального государственного контроля качества образования осуществлено 168 контрольно-надзорных мероприятий (в первом полугодии - в 91; во втором полугодии - в 77). В 2015 году - 455 (в первом полугодии - в 206; во втором полугодии - в 249).

К числу наиболее распространенных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов относятся следующие:

в образовательной организации отсутствует разработанная и утвержденная основная образовательная программа, соответствующая актуальным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

образовательная организация не обеспечивает гарантию качества подготовки выпускников, в том числе путем разработки стратегии по обеспечению качества с привлечением представителей работодателей; периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

в образовательной организации отсутствуют документы, подтверждающие регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии качества) и сопоставления с другими образовательными организациями с привлечением представителей работодателей;

образовательной организацией не определена направленность (профиль) реализуемой образовательной программы с учетом мнения работодателей, преподавателей и обучающихся;

основная образовательная программа систематически не обновляется в соответствии с требованиями стандарта;

организацией не соблюдаются требования к нормативному сроку освоения образовательной программы при очно-заочной и заочной формах обучения;

трудоемкость (объем) основной образовательной программы в зачетных единицах (общая трудоемкость; трудоемкость за учебный год) не соответствует требованиям стандарта;

по итогам освоения дисциплин учебного плана, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, выставляется оценка "зачтено";

в составе документов основной образовательной программы отсутствуют рабочие программы дисциплин, программы всех видов практик, предусмотренных учебным планом;

в рабочих программах дисциплин базовой части образовательной программы не предусмотрено освоение обучающимися компетенций, установленных стандартом;

в рабочих программах дисциплин не сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по образовательной программе;

обучающимся не обеспечена возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, в том числе, путем реализации права выбирать конкретные дисциплины из числа дисциплин по выбору; получить консультацию по выбору дисциплин и их влиянию на освоение образовательной программы в соответствии с профилем подготовки;

организацией не выполняются требования стандарта в части проектирования и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в том числе, при очно-заочной и заочной формах обучения;

в составе документов основной образовательной программы отсутствуют утвержденные организацией фонды оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; структура фондов оценочных средств не соответствует установленным требованиям;

образовательной организацией не создаются условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;

в учебном плане, рабочих программах практик организацией не определены типы и способы проведения учебной и производственной (в том числе, преддипломной) практик;

в рабочих учебных планах по заочной форме обучения в разделе "Учебная и производственная практики" не указаны последовательность и распределение практики по периодам обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся по итогам практики;

в рабочих программах дисциплин отсутствует информация об обеспеченности обучающихся доступом (удаленным доступом) к современным профессиональным базам данных, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению;

образовательной организацией разработана и утверждена единая рабочая программа производственной, преддипломной практики для всех профилей подготовки, что не соответствует требованиям к формированию фондов оценочных средств для оценки результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы отдельно для каждого профиля подготовки;

в организации отсутствуют документы по итогам прохождения всех видов практики, оценочное заключение той организации, где обучающийся проходил практику;

отсутствует методическое обеспечение и обоснование времени, затрачиваемого на выполнение внеаудиторной работы;

для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям не созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций;

в организации отсутствуют требуемые для проведения занятий лекционного типа наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей);

в фондах оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине в рабочих программам дисциплин типовые контрольные задания и иные материалы сформулированы только для оценки знаний; задания по оценке навыков и умений (тесты, задания на решение конкретных ситуаций и др.) отсутствуют;

в учебном процессе широко не используются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляторы, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внутриаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся;

в рамках учебных курсов не предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

По результатам проведенных проверок в рамках контроля качества образования в 2016 году возбуждено 6 дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 5.57 Кодекса об административных правонарушениях - нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод и по части 2 статьи 19.30 Кодекса об административных правонарушениях - реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.

Постановлениями судебных органов подвергнуты административным наказаниям в виде штрафов на сумму 120 тыс. руб.

Федеральным законом об образовании выдача предписаний по результатам федерального государственного контроля качества образования не предусмотрена.

Согласно Положению о Рособрнадзоре к полномочиям Рособрнадзора относится принятие мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона об образовании, в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Рособрнадзор уполномочен приостанавливать действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, лишать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

В 2016 году Рособрнадзором в связи с выявленными несоответствиями содержания и качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам изданы соответствующие распорядительные акты:

о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки - 134;

о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки - 163 (в том числе по проверкам 2015 года).

В связи с устранением выявленных несоответствий содержания и качества образования издано 84 (в том числе по проверкам 2015 года) распорядительных акта Рособрнадзора о возобновлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

В целях обеспечения открытости и объективности принимаемых решений в 2016 году проведено 23 заседания Аккредитационной комиссии Рособрнадзора, на которых рассматривались вопросы, связанные с государственной аккредитацией образовательной деятельности, приостановлением действия государственной аккредитации, возобновлением действия государственной аккредитации, лишением государственной аккредитации.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий на официальном сайте Рособрнадзора размещено письмо в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, о мерах, применяемых Рособрнадзором по результатам проведения мероприятий по контролю качества образования в части распространения ограничительных мер, принятых в отношении образовательной организации, на все структурные подразделения такой организации, в которых осуществляется образовательная деятельность по соответствующим уровням образования, укрупненным группам профессий, специальностям и направлениям подготовки, в том числе и на филиалы организации.

В 2015 году было приостановлено действие свидетельств о государственной аккредитации 247 организаций; 31 образовательная организация (филиал) в связи с неустранением выявленных несоответствий были лишены государственной аккредитации.

Ниже приведена диаграмма, отражающая государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании и государственный контроль качества образования в отношении образовательных организаций в 2016 году и в 2015 году.

Рисунок (не приводится)

4. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Положением о Рособрнадзоре предусмотрено осуществление государственного надзора за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В 2016 году в части государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию проведено 27 плановых выездных проверок.

В результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий установлено, что в ряде образовательных организаций не применяются административные и организационные меры, технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации - отсутствуют фильтры контента, обеспечивающие информационную безопасность детей и блокирующие доступ к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в связи с чем 8 образовательным организациям выданы предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений.

5. Профилактические меры по предотвращению нарушений законодательства Российской Федерации об образовании.

В целях реализации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими и должностными лицами образовательных организаций законодательства Российской Федерации в сфере образования, Рособрнадзор принял участие:

в заседании круглого стола "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере образования", организованного Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию науки и образования;

в совместном с Росрыболовством совещании по вопросам качества высшего образования в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Росрыболовству, на котором были представлены итоги проверок, проведенных Рособрнадзором в 2016 году;

в заседании круглого стола, организованном Общественной палатой Российской Федерации на тему: "Общественный контроль за объективностью действий органов исполнительной власти при проведении проверочных мероприятий негосударственных образовательных учреждений частной формы учредительства";

в работе семинаров по повышению уровня подготовки экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору) в городах Владивосток, Ростов-на-Дону, Казань, Санкт-Петербург, Москва;

в работе семинара по контролю качества образования в г. Санкт-Петербурге;

в пресс-конференции в рамках Второй международной конференции "Использование результатов исследований качества образования - проблемы и перспективы";

в заседании круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации на тему: "Организация мониторинга контрольно-надзорными органами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих применение к субъектам малого и среднего предпринимательства наказания в виде предупреждения при первичном выявлении нарушений";

в совещании, проведенном Минэкономразвития России, по проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".

К числу профилактических работ относится также информирование:

Минобрнауки России, являющегося учредителем большинства государственных образовательных организаций высшего образования, о наличии у образовательных организаций высшего образования не снятых с контроля предписаний, запретах приема, о приостановлении действия лицензии/государственной аккредитации/лишении образовательной организации государственной аккредитации/аннулировании лицензии (ежеквартально);

федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные организации высшего образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, о проведенных в отношении образовательных организаций высшего образования, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, контрольно-надзорных мероприятиях и принятых Рособрнадзором мерах (по запросам).

На официальном сайте Рособрнадзором в рубриках "Документы" и "Новости" были размещены письма в адреса руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

о мерах, принимаемых Рособрнадзором по результатам проведения мероприятий по контролю качества образования;

о размещении обязательной информации на официальном сайте образовательной организации по итогам мониторинга сайтов образовательных организаций высшего образования в части соблюдения условий приема детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

о необходимости устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений и привлечении образовательных организаций, допустивших нарушения, к административной ответственности;

о результатах мониторинга системы высшего образования для проведения анализа официальных сайтов образовательных организаций, а также информации, направляемой в ФИС ГИА и приема, и принятия соответствующих мер по устранению выявленных нарушений.

Еженедельно на официальном сайте Рособрнадзора размещалась информация о санкциях, применяемых Рособрнадзором к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в связи с выявленным несоответствием содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, неисполнением предписания.