3. "РД 31.11.21.24-96. Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ)" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.1996 N 44)
3. Силы трения
На опорных поверхностях груза действуют силы трения. Составляющие безразмерной силы трения вдоль осей X и Y определяются по формуле:
SUM Z
_ _ _ прi
X = Y = f x [(2 - Z) + --------], (П.1.3)
тр тр 0 P
где:
f - коэффициент трения покоя, рекомендуемые значения которого
0
приведены в приложении 4 РД 31.11.21.16-96;
Z - вертикальная составляющая предварительного натяжения
прi
i-го найтова, крепящего груз;
P - масса груза, т.
Величина Z учитывается только в том случае, когда есть
прi
уверенность, что в течение всего рейса найтовы будут
подтягиваться. Величина Z определяется по формуле:
прi
Z = 0,0833 x T x sin альфа, (П.1.4)
прi разр
где:
T - разрывное усилие найтова, тс;
разр
альфа - угол наклона найтова к горизонтальной плоскости.
В формуле П.1.3 вертикальная составляющая силы инерции направлена вверх, поэтому вычисленное по ней значение силы трения является минимально возможным (погрешность - в запас прочности элементов крепления груза).
Место приложения силы - точка на опорной поверхности груза.
Для грузов, перевозимых на открытой палубе в зимнее время по Северному морскому пути, трение не учитывается.
