2. Силы веса и инерции

2. Силы веса и инерции

    2.1. Состояние взволнованной поверхности моря,  вызывающей все
виды  качки судна,  характеризуется высотой и периодом волн 3%-ной
обеспеченности (h  ,  м).  В случаях,  когда по  картам  погоды  и
                 3%
зарубежным  источникам  приводятся  показатели значительной высоты
волны,  для перехода к  высотам  волн  3%-ной  обеспеченности  это
значение необходимо умножить на коэффициент 1,32.

2.2. Для неограниченного района плавания в качестве расчетной выбирается высота волны 3%-ной обеспеченности, равная 11 м.

2.3. В случае, если перевозка производится в ограниченном районе плавания, высота волны 3%-ной обеспеченности определяется по данным табл. П.2.1 Приложения 2 настоящих Правил либо по данным гидрометеослужб и актуальным прогнозам метеоцентров.

2.4. Если, по ряду причин, нежелательно осуществлять перевозки без ограничения по погоде (слеминг, удары волн о выступающие за борт части груза, наличие часто расположенных портов - убежищ, непродолжительная перевозка), допускается уменьшение расчетной высоты и соответствующее уменьшение прочных размеров элементов крепления грузов.

2.5. В "Инструкции капитану", разрабатываемой в составе проекта перевозки, должны быть четко сформулированы принятые к учету условия плавания и рекомендуемые меры по их соблюдению.

    2.6. В  любом  случае  при  плавании  судна  в  открытом  море
расчетное значение высоты волны  3%-ной  обеспеченности  (h  )  не
                                                           3%
должно   приниматься   менее   3   м   или   указанной  в  судовом
"Свидетельстве на годность к плаванию", что меньше.

2.7. Проекции суммарной силы от веса и инерции КТГ, перевозимых на судах и понтонах, размерения и характеристики которых соответствуют условиям, изложенным в п. 2.8, определяются по формулам:

                    _               12
                    X = A x (0,18 + --);
                                    L

                    _              20
                    Y = A x (0,3 + --) x K;        }       (П.1.1)
                                   L

                    _                     25
                    Z = 1,0 + A x (0,36 + --),
                                          L

    где:
    A = 0,25 + 0,045h   + 0,25sin (0,286h   - 1,573);
                     3%                   3%
    _  _  _
    X, Y, Z - наибольшие усилия, действующие на единичные  грузы в
направлении координатных осей;
    L - длина судна между перпендикулярами, м;
    K - коэффициент,  равный 1 при наличии скуловых килей площадью
более 1,5%  от площади ватерлинии  и  равный  1,4  при  отсутствии
скуловых килей.  Если площадь скуловых килей менее 1,5%,  значение
коэффициента K определяется линейной интерполяцией.
                         _  _  _
    Точка приложения сил X, Y, Z - центр тяжести каждого груза.

2.8. Формулы П.1.1 пригодны в следующих пределах размерений и характеристик судна:

- длина судна - более 80 м;

- ширина судна - более 12 м;

- осадка судна - более 3 м;

- отношение длины к ширине судна - от 5 до 10;

- отношение ширины к осадке судна - от 2 до 6;

- поперечная метацентрическая высота - от 0,3 до 3,5 м;

- отношение поперечной метацентрической высоты к ширине судна - от 0,02 до 0,12;

- число Фруда для расчетной скорости судна - от 0 до 0,3;

- центр тяжести груза располагается над верхней палубой судна не выше 6 м.

    Пределы  применимости  формул  П.1.1 соответствуют  изменениям
параметров   при   производстве  массовых  расчетов  качки  судов,
                                     _  _   _
выполненных для определения значений X, Y и Z.

При этом капитан судна обязан принимать меры по избежанию слеминга:

- произвести балластировку судна для увеличения осадки носом до величины не менее половины высоты волны;

- ограничить скорость на волнении;

- при возникновении слеминга изменить курс судна относительно волнения.

2.9. В случае, если хотя бы один из параметров выходит за указанные выше пределы, необходимо пользоваться рекомендациями п. 2.13 настоящего Приложения.

2.10. В случае, если КТГ перевозятся на понтонах с необычным соотношением размерений, необходимо пользоваться рекомендациями п. 2.14 настоящего Приложения.

2.11. Если перевозимый груз по длине и ширине выходит за габариты судна, вопрос о возможности применения формул П.1.1 должен решаться проектировщиком и перевозчиком груза с учетом ожидаемых условий рейса.

2.12. В любом случае, если используемые плавсредства имеют очень полные или несудовые формы, следует учитывать возможность возникновения слеминга. Развитый слеминг судна не допускается.

2.13. В случае, если по указанным выше соображениям для определения суммарных составляющих сил веса и сил инерции нельзя воспользоваться формулами П.1.1, а также при желании получить более точные значения сил, необходимо произвести полный расчет качки судна. Расчет следует производить по программе, имеющей допуск Регистра. При этом используемая программа должна учитывать:

- действительную форму корпуса судна, значения метацентрической высоты и скорости судна;

- действительное положение груза;

- размеры скуловых килей или других успокоителей качки, действие которых можно считать надежным;

- угол между направлением движения судна и генеральным направлением бега волн;

- действительное распределение весовой нагрузки;

- нелинейность бортовой качки, связанную с зависимостью неволнового демпфирования от амплитуд качки;

- спектральную плотность волновых ординат, соответствующую заданным высоте волны и среднему периоду волнения (по спектру ОСТ или другому общепринятому спектру).

Расчеты следует производить как для мертвой зыби (правильное регулярное волнение с заданным либо равным 35 соотношением длин и высот волн), так и для двух- или трехмерного нерегулярного волнения с учетом различных значений характерной угловой скорости бортовой качки в зависимости от интенсивности нерегулярного волнения.

В качестве расчетных следует принимать амплитуды качки и ускорений, учитывающих волны 3% обеспеченности.

При производстве расчетов необходимо учитывать уменьшение скорости судна из-за возможности возникновения слеминга. При этом проект перевозки должен содержать сведения о наибольшей допустимой скорости судна в зависимости от высоты волны.

Должны быть разработаны рекомендации по балластировке судна и допустимым курсовым углам волнения.

2.14. Для понтонов прямоугольной формы, имеющих длину от 30 до 80 м, отношение ширины к осадке от 4 до 8, отношение метацентрической высоты к ширине от 0,02 до 0,12, отношение длины к ширине от 3 до 6, эксплуатирующихся при высоте волны 3%-ной обеспеченности в пределах от 2 до 5 м, наибольшие усилия, действующие на единичные грузы, определяются по формулам:

    h
_    3%                           B
X = --- x (0,27 - 0,001L - 0,01 x --);
     5                            T

    h
_    3%                                       B
Y = --- x (0,65 - 0,0034L) x (0,086 + 0,035 x --) x
     5                                        T
                                                         } (П.1.2)
                            h                 B
x [1,0 + (0,015L - 0,45) x (-- - 0,02) x (8 - --)];
                            B                 T
    h
_    3%                              B
Z = --- x (1,235 - 0,0005L + 0,005 x --),
     5                               T

где:

L - длина судна между перпендикулярами, м;

B - ширина судна, м;

T - осадка судна, м;

h - метацентрическая высота судна, м.