ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 февраля 2022 г. N 41

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТАХ, ЗАНИМАЕМЫХ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 50, ст. 8415), подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2021, N 24, ст. 4188), подпунктом 84 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 41, ст. 5802), и подпунктом "в" пункта 4 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5530), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее - государственный надзор).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, ответственного за координацию деятельности по организации и осуществлению государственного надзора в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Директор Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации -
главнокомандующий войсками
национальной гвардии
Российской Федерации
генерал армии
В.ЗОЛОТОВ

Утвержден
приказом Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 21.02.2022 N 41

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТАХ, ЗАНИМАЕМЫХ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) на объектах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее - государственный надзор, объекты войск национальной гвардии, войска национальной гвардии соответственно) направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений санитарно-эпидемиологических требований (далее - обязательные требования) посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями (далее - контролируемые лица) обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 2 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5530) (далее - "Положение о государственном контроле (надзоре)").

2. Организацию государственного надзора на объектах войск национальной гвардии осуществляет начальник структурного подразделения Департамента медицинского обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ДМО Росгвардии) - главный государственный санитарный врач Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - главный государственный санитарный врач Росгвардии).

3. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор (далее - уполномоченные должностные лица), являются:

3.1. Главный государственный санитарный врач Росгвардии, должностными обязанностями, должностным регламентом (должностной инструкцией) (далее - должностной регламент) которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

3.2. Должностные лица ДМО Росгвардии, должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора в войсках национальной гвардии.

3.3. Начальник федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - ФГКУЗ "ГЦГСЭН войск национальной гвардии"), должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

3.4. Заместители начальника ФГКУЗ "ГЦГСЭН войск национальной гвардии", должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

3.5. Заместители начальников медицинских отделов - главные государственные санитарные врачи оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора (далее - главные государственные санитарные врачи оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии).

3.6. Начальники центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора медицинских организаций войск национальной гвардии (далее - ЦГСЭН войск национальной гвардии), подвижных лабораторий государственного санитарно-эпидемиологического надзора соединений, медицинских воинских частей, медицинских организаций войск национальной гвардии (далее - ПЛГСЭН войск национальной гвардии), лаборатории государственного санитарно-эпидемиологического надзора войсковой части 3111 войск национальной гвардии (далее - ЛГСЭН войск национальной гвардии), должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

3.7. Начальники отделов (отделений, лабораторий, групп), врачи-специалисты ФГКУЗ "ГЦГСЭН войск национальной гвардии", ЦГСЭН войск национальной гвардии, ПЛГСЭН войск национальной гвардии, ЛГСЭН войск национальной гвардии, должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

4. Предметом государственного надзора являются <1>:

--------------------------------

<1> Пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) (далее - "Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"); пункт 3 Положения о государственном контроле (надзоре).

4.1. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

4.2. Соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2020, N 29, ст. 4504) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

4.3. Соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2021, N 27, ст. 5185), иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

4.4. Соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4.5. Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

4.6. Выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

4.7. Соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru), 28 июня 2010 г.) <1>, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2021, N 27, ст. 5179).

--------------------------------

<1> Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г., ратифицированным Федеральным законом от 1 декабря 2011 г. N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

5. Объектами государственного надзора являются <2>:

--------------------------------

<2> Пункт 12 Положения о государственном контроле (надзоре).

5.1. Деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

5.2. Результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", к которой предъявляются обязательные требования.

5.3. Здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - объекты контролируемых лиц).

6. Уполномоченные должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами и обязанностями в соответствии со статьями 50 и 52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596), а также пунктом 10 Положения о государственном контроле (надзоре).

7. Главным государственным санитарным врачом Росгвардии утверждаются инструкции и иные документы по вопросам осуществления государственного надзора на объектах войск национальной гвардии <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 3 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.

8. Учет объектов государственного надзора осуществляется главным государственным санитарным врачом Росгвардии и главными государственными санитарными врачами оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии.

II. Проведение профилактических мероприятий

9. При осуществлении государственного надзора могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

9.1. Информирование.

9.2. Обобщение правоприменительной практики.

9.3. Консультирование.

9.4. Профилактический визит.

10. Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяет уполномоченное должностное лицо.

11. Информирование осуществляется посредством размещения уполномоченными должностными лицами соответствующих сведений на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организаций, в которых они проходят службу, и в иных формах.

12. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора подготавливается главным государственным санитарным врачом Росгвардии ежегодно с последующим докладом директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее - директор) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

13. Консультирование осуществляется уполномоченными должностными лицами по телефону, посредством видеосвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам <1>:

--------------------------------

<1> Пункт 52 Положения о государственном контроле (надзоре).

13.1. Наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

13.2. Периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

13.3. Порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

13.4. Порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц.

14. Профилактический визит проводится уполномоченными должностными лицами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеосвязи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контролируемых лиц, о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении принадлежащих ему объектов контролируемых лиц.

15. В отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, к которой предъявляются обязательные требования, проводится обязательный профилактический визит по месту фактического осуществления деятельности контролируемым лицом.

16. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что принадлежащие контролируемому лицу объекты контролируемых лиц представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, уполномоченное должностное лицо, проводящее профилактический визит, незамедлительно направляет информацию об этом главному государственному санитарному врачу Росгвардии и главным государственным санитарным врачам оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии по подчиненности для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

III. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

17. При осуществлении государственного надзора контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе на основании решений главного государственного санитарного врача Росгвардии и главных государственных санитарных врачей оперативно-территориальных объединений <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 9 Положения о государственном контроле (надзоре).

18. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения контрольных (надзорных) мероприятий, ежегодно утверждаемым директором не позднее 15 декабря текущего года по представлению главного государственного санитарного врача Росгвардии.

Главные государственные санитарные врачи оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии представляют не позднее 1 сентября текущего года главному государственному санитарному врачу Росгвардии предложения в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий на следующий год.

19. Плановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится только в виде выездной проверки.

20. Плановые выездные проверки контролируемых лиц проводятся:

20.1. Образовательных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций войск национальной гвардии, объектов организованного питания и продовольственной торговли, объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, объектов, осуществляющих работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, гостиниц, общежитий и иных объектов, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания, - два раза в год.

20.2. Объектов, осуществляющих работы с источниками физических и (или) химических факторов воздействия на человека, - один раз в год.

20.3. Иных объектов - один раз в два года.

21. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:

21.1. Наличие у уполномоченных должностных лиц сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований контролируемыми лицами, в том числе поступление обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушениях обязательных требований.

21.2. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

21.3. Решение директора, заместителя директора, ответственного за координацию деятельности по организации и осуществлению государственного надзора в войсках национальной гвардии, о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, а также командующего округом войск национальной гвардии - в отношении подчиненных контролируемых лиц.

21.4. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований, непредставление в установленный срок контролируемым лицом информации об исполнении ранее вынесенного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание).

21.5. Установление нарушения обязательных требований по результатам инструментального обследования, лабораторных исследований проб (образцов), экспертизы, проведенных в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

22. Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в виде:

22.1. Выездной проверки.

22.2. Документарной проверки.

23. Срок проведения документарной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

В указанный срок не включаются: период с момента направления уполномоченным должностным лицом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов уполномоченному должностному лицу, а также период с момента направления контролируемому лицу информации уполномоченного должностного лица о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у уполномоченного должностного лица документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений уполномоченному должностному лицу

24. Срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

Срок проведения выездной проверки в отношении организации из числа контролируемых лиц, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, обособленному структурному подразделению или объекту контролируемого лица.

25. О проведении планового контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 дней до его начала, внепланового контрольного (надзорного) мероприятия - не позднее чем за 24 часа до его начала.

26. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

26.1. Получение письменных объяснений.

26.2. Истребование документов.

26.3. Экспертиза.

27. Документарная проверка, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

28. При проведении выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

28.1. Осмотр.

28.2. Опрос.

28.3. Досмотр.

28.4. Получение письменных объяснений.

28.5. Истребование документов.

28.6. Отбор проб (образцов).

28.7. Инструментальное обследование.

28.8. Испытание.

28.9. Экспертиза.

29. Вид контрольного (надзорного) действия в отношении контролируемого лица определяет уполномоченное должностное лицо.

30. Досмотр осуществляется уполномоченным должностным лицом в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с использованием видеозаписи.

Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляется в случае получения сведений о причинении вреда (ущерба), а также о создании угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом досмотр осуществляется с обязательным использованием видеозаписи.

31. Отбор проб (образцов), в том числе для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы, осуществляется, если отсутствует возможность оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).

32. Для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы по решению главного государственного санитарного врача Росгвардии, главных государственных санитарных врачей оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии могут привлекаться сторонние организации, имеющие соответствующую лицензию, или аттестованные эксперты.

33. Отбор проб (образцов) осуществляется уполномоченными должностными лицами, привлеченной сторонней организацией или аттестованным экспертом.

34. По результатам проведения осмотра, опроса, досмотра, отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания или экспертизы составляется протокол.

Результатом проведения экспертизы является экспертное заключение.

35. Уполномоченное должностное лицо при проведении выездной проверки для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи принимается им самостоятельно.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

36. О совершении фотосъемки, аудио- и видеозаписи уполномоченным должностным лицом делается запись в документах, оформляемых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

37. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). При выявлении нарушений обязательных требований к акту прилагается предписание.

В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения надзорного мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, протоколы, экспертные заключения и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.

Оформление акта и предписания производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

IV. Обжалование решений, действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц

38. Решения и (или) действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора, а также акты и предписания могут быть обжалованы.

39. Жалоба рассматривается на решение и (или) действия (бездействие):

39.1. Уполномоченных должностных лиц, указанных в подпунктах 3.2, 3.3 и 3.5 пункта 3 настоящего Порядка, - главным государственным санитарным врачом Росгвардии.

39.2. Уполномоченных должностных лиц, указанных в подпунктах 3.4 и 3.7 пункта 3 настоящего Порядка, - в порядке подчиненности уполномоченными должностными лицами, указанными в подпунктах 3.3 и 3.6 пункта 3 настоящего Порядка.

39.3. Уполномоченных должностных лиц, указанных в подпункте 3.6 пункта 3 настоящего Порядка, - в порядке подчиненности главным государственным санитарным врачом Росгвардии и главными государственными санитарными врачами оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии.

40. При обжаловании решений главного государственного санитарного врача Росгвардии жалоба рассматривается директором.

41. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

42. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в удовлетворении жалобы, заявителю в письменной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.