ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ПРИКАЗ
от 18 декабря 2020 г. N 316
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ
МОНИТОРИНГУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА, НА 2021 ГОД
Руководствуясь статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2021 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Росфинмониторинга Г.В. Бобрышеву.
Директор
Ю.А.ЧИХАНЧИН
Приложение
к приказу Федеральной службы
по финансовому мониторингу
от 18.12.2020 N 316
ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ
МОНИТОРИНГУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА, НА 2021 ГОД
Глава I. Общие положения
1.1. Настоящая Программа разработана в целях организации проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами в 2021 году мероприятий по профилактике, направленных на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Программа учитывает практику проведения Росфинмониторингом профилактических мероприятий в 2020 году в условиях действия ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), предусматривает максимальное использование средств дистанционного взаимодействия и реализуется по следующим основным направлениям:
а) адресное дистанционное взаимодействие (доведение до субъектов информации о конкретных недостатках и замечаниях, связанных с организацией внутреннего контроля, и способах их устранения, типологий и информационных сообщений о новых рисках через Личный кабинет организаций и индивидуальных предпринимателей на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Личный кабинет) и посредством почтовой рассылки (в случае отсутствия Личного кабинета);
б) взаимодействие в рамках консультативных и совещательных форматов представителей крупнейших финансовых институтов (Совет комплаенс, Консультативный совет при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Международный Совет комплаенс) с использованием возможностей видеоконференц-связи;
в) взаимодействие в рамках круглых столов, семинаров и иных видов обучающих программ с использованием дистанционных форматов, включая анализ и оценку освоения поднадзорными организациями дистанционных учебных курсов, размещенных в Личных кабинетах, на сайте Росфинмониторинга и автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга", по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе с учетом изменения характера и условий работы, связанных с эпидемиологической обстановкой;
г) опосредованное взаимодействие с организациями, имеющими другие надзорные органы, через Личные кабинеты надзорных органов, которые позволяют информировать о признаках нарушения обязательных требований и рисках отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД и ФТ).
1.2. К субъектам, в отношении которых проводятся профилактические мероприятия (далее - подконтрольные субъекты), относятся:
а) операторы по приему платежей;
б) лизинговые компании;
в) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
г) индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
д) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинговые компании).
1.3. Профилактические мероприятия нарушений обязательных требований - меры правового, организационного, информационного и иного характера, принимаемые Росфинмониторингом или его территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Целями профилактики нарушений обязательных требований в сфере ПОД/ФТ являются:
а) предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
б) повышение прозрачности осуществления государственного контроля;
в) создание мотивации к добросовестному правовому поведению подконтрольных субъектов;
г) устранение существующих и потенциальных причин и условий, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) наступлению возможных негативных последствий;
д) снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
1.4. Достижение вышеуказанных целей осуществляется путем решения следующих задач:
а) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
б) формирование единого понимания обязательных требований у всех подконтрольных субъектов;
в) повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
г) выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, подготовка предложений по их профилактике;
д) установление зависимости видов, форм, интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов и признаков нарушений ими обязательных требований.
1.5. Планирование и осуществление профилактических мероприятий базируется на следующих принципах:
а) принцип понятности - представление информации о требованиях законодательства о ПОД/ФТ в простой, понятной, исчерпывающей форме;
б) принцип информационной открытости - доступность сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий;
в) принцип вовлеченности и полноты охвата - обеспечение включения максимально возможного количества подконтрольных субъектов в процесс взаимодействия с Росфинмониторингом в рамках профилактических мероприятий;
г) принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий;
д) принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий;
ж) принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающего особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.).
1.6. Наряду с профилактикой подконтрольных субъектов Росфинмониторинг опосредованно участвует в профилактических мероприятиях других надзорных органов, осуществляющих контроль в сфере ПОД/ФТ, используя функционал Личного кабинета.
Глава II. Текущий уровень развития
профилактических мероприятий
В 2020 году Росфинмониторингом с учетом поручения Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N ММ-П36-1945 и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 <1> назначенные и незавершенные плановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства были приостановлены, а затем завершены в связи с невозможностью их проведения.
--------------------------------
<1> Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В этой связи Росфинмониторинг переориентировал работу на усиление мониторинга подконтрольных секторов и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и недопущение нарушений обязательных требований, что стало основным направлением контрольно-надзорной деятельности Росфинмониторинга в 2020 году.
Подконтрольные субъекты были проинформированы через Личные кабинеты о порядке осуществления государственного контроля в сфере ПОД/ФТ в 2020 году.
2.1. В 2020 году в рамках исполнения Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2020 год, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 19 февраля 2019 г. N 360, проведены следующие профилактические мероприятия:
а) адресное взаимодействие путем направления писем подконтрольным субъектам о недопустимости нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ, разъяснение способов их соблюдения и ответственности за нарушения (если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации);
б) консультирование и обучение в формате круглых столов, семинаров, инструктажей, тематических конференций (в том числе в режиме видеоконференц-связи), информационных писем, "горячих линий";
в) взаимодействие в рамках консультативных и совещательных форматов представителей крупнейших финансовых институтов с использованием возможностей видеоконференц-связи;
г) размещение для поднадзорных организаций дистанционных учебных курсов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе с учетом изменения характера и условий работы, связанных с эпидемиологической обстановкой;
д) опосредованное взаимодействие с организациями, имеющими другие надзорные органы, через Личные кабинеты надзорных органов.
2.2. В условиях приостановления или ограничения деятельности организаций в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году было проведено более 8 тыс. профилактических мероприятий, которыми охвачено более 6 тыс. субъектов Федерального закона N 115-ФЗ.
2.3. Профилактические мероприятия, направленные на формирование единого понимания требований законодательства о ПОД/ФТ профессиональными объединениями, ассоциациями и представителями подконтрольных организаций, позволили сохранить в 2020 году уровень законопослушности предыдущего года без проведения выездных проверок, предусматривающих непосредственный контакт с поднадзорными субъектами.
2.4. Продолжена работа с использованием электронных сервисов для поднадзорных субъектов - адресное взаимодействие с подконтрольными субъектами через Личный кабинет в целях профилактики нарушений:
а) доведены конкретные замечания о возможных нарушениях законодательства о ПОД/ФТ и предоставлена возможность их устранения в онлайн-режиме;
б) в целях выявления организациями подозрительных операций в Личных кабинетах размещено 19 типологий ОД и признаки сомнительных операций.
В 2020 году акцент в указанном процессе был сделан на получение "обратной связи" от субъектов первичного финансового мониторинга по доводимым до них типологиям. Результатом стало получение Росфинмониторингом более 8 тыс. сообщений о подозрительных операциях, направленных подотчетными субъектами в Росфинмониторинг с фокусом на указанные типологии, на общую сумму более 2 млрд. рублей.
2.5. В целях повышения качества информирования о подозрительных операциях подконтрольными субъектами других надзорных органов в Личных кабинетах и на сайте Росфинмониторинга размещены информационные сообщения/письма.
2.6. Актуализирован размещенный на сайте Росфинмониторинга перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля в сфере ПОД/ФТ.
2.7. В связи с внесением изменений в законодательство о ПОД/ФТ на сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям" обновлены тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы законодательства о ПОД/ФТ (интерактивные ссылки), указан порядок судебного и административного обжалования решений, действий (бездействия) Росфинмониторинга, его территориальных органов и их должностных лиц.
2.8. Продолжено взаимодействие через Совет комплаенс - консультативный орган при межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения, объединяющий ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации, и Международный Совет комплаенс, созданный в рамках Евразийской группы, в целях выработки подходов и методики снижения рисков незаконопослушности и вовлеченности в теневые схемы организаций, обязанных принимать меры в сфере ПОД/ФТ.
В качестве одного из основных инструментов взаимодействия Росфинмониторинга с частным сектором на региональном уровне выступают Региональные советы комплаенс (далее - РСК), созданные при Межрегиональных управлениях Росфинмониторинга.
Работа РКС позволяет постоянно вовлекать новых субъектов в антиотмывочную систему, формировать эффективную "обратную связь" с частным сектором по вопросам обмена информацией о рисках, вырабатывать предложения по критериям о подозрительных операциях, достигать единообразного понимания рисков ОД и ФТ и обеспечивать обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ. В 2020 году проведено в общей сложности 15 заседаний РКС, преимущественно в дистанционном формате, по результатам которых выявлены и размещены в Личных кабинетах 8 типологий.
Главным итогом указанной работы является оперативный обмен информацией о новых рисках ОД и ФТ, которые связаны с незаконными финансовыми операциями по программам государственной поддержки бизнеса и социальной поддержки населения, онлайн-преступности, использованием мошеннических схем при производстве и обороте продукции медицинского назначения, а также товаров и услуг в противоэпидемических целях и др.
Глава III. Анализ текущего состояния федерального
государственного контроля в сфере ПОД/ФТ
3.1. По состоянию на 1 декабря 2020 года на учете в Росфинмониторинге состояло более 13 тысяч подконтрольных субъектов, из них около 70% приходится на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, 14% - на лизинговые компании, 13,7% - на операторов по приему платежей и 2,3% - на факторинговые компании.
3.2. Фактором, создающим в 2020 году предпосылки к возникновению нарушений обязательных требований, является снижение внимания к надлежащей проверке клиентов и работе с Личным кабинетом.
3.3. Надзорная деятельность Росфинмониторинга строится на основе риск-ориентированного подхода, при котором выбор форм и периодичности проведения мероприятий государственного контроля зависит от уровня риска несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований.
В связи с введенным мораторием на проведение проверок территориальными органами Росфинмониторинга проверки проводились только в 1 квартале 2020 года. В 98% проведенных проверок выявлены нарушения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ. По результатам рассмотрения возбужденных дел об административных правонарушениях в 20% случаев наложены административные наказания в виде штрафов, в остальных - вынесены предупреждения.
Глава IV. Целевые показатели эффективности
и результативности профилактических мероприятий на 2021 год
4.1. Показатели результативности (качества) профилактических мероприятий (и их сравнение с прошлым годом):
а) улучшение состояния подконтрольной среды (повышение уровня законопослушности, повышение качества поступающей информации);
б) снижение количества нарушений обязательных требований.
4.2. Индикативные показатели эффективности профилактических мероприятий:
а) соотношение динамики законопослушности и количества поднадзорных субъектов, в отношении которых проведены адресные профилактические мероприятия;
б) количество проведенных профилактических мероприятий;
в) доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных субъектов).
Глава V. Целевые показатели эффективности
и результативности профилактических мероприятий
на 2022 - 2023 годы
5.1. Показатели результативности (качества) профилактических мероприятий (и их сравнение с прошлым годом):
а) улучшение состояния подконтрольной среды (повышение уровня законопослушности, повышение качества поступающей информации);
б) снижение количества нарушений обязательных требований.
5.2. Индикативные показатели эффективности профилактических мероприятий:
а) соотношение динамики законопослушности и количества поднадзорных субъектов, в отношении которых проведены адресные профилактические мероприятия;
б) количество проведенных профилактических мероприятий.
Глава VI. Мониторинг и оценка эффективности
и результативности профилактических мероприятий
6.1. Мониторинг эффективности профилактических мероприятий проводится на основе оценки достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных на очередной календарный год, по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.
6.2. Дополнительный мониторинг эффективности профилактических мероприятий осуществляется по следующим направлениям:
а) информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых изменениях в обязательных требованиях, о порядке проведения проверок, правах подконтрольных субъектов при проведении проверок;
б) вовлеченность подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Росфинмониторингом через Личный кабинет;
в) снижение доли подконтрольных субъектов, повторно совершивших нарушения, в общем количестве подконтрольных субъектов, у которых выявлены нарушения обязательных требований.
6.3. В 2021 году профилактические мероприятия планируется реализовывать на основании плана проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2021 год (приложение N 1 к настоящей Программе).
6.4. В 2022 - 2023 годах профилактические мероприятия планируется реализовывать на основании проекта плана проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2022 - 2023 годы (приложение N 2 к настоящей Программе), а также с учетом Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которая будет разработана в соответствии с разделом IV Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<2> Начало действия документа - 01.07.2021 (за исключением отдельных положений).
Глава VII. Перечень уполномоченных лиц, ответственных
за организацию и проведение профилактических мероприятий
7.1. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий, приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
Приложение N 1
к Программе проведения Федеральной
службой по финансовому мониторингу
профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение нарушения
обязательных требований законодательства
о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма, на 2021 год
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА, НА 2021 ГОД
N п/п
|
Форма мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Периодичность проведения
|
1.
|
Обновление секторальных оценок рисков ОД/ФТ, в том числе с использованием выборочного анкетирования подконтрольных субъектов, и доведение их до частного сектора
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Декабрь 2021 года
|
2.
|
Использование форматов Совета комплаенс при Росфинмониторинге и Международного Совета комплаенс, созданного в рамках Евразийской группы, в целях снижения рисков незаконопослушности и вовлеченности в теневые схемы организаций, обязанных принимать меры в сфере ПОД/ФТ
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга
|
По планам их проведения
|
3.
|
Доведение до иных надзорных органов, осуществляющих контроль в сфере ПОД/ФТ, информации о признаках несоблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ подконтрольными им субъектами через Личный кабинет надзорного органа
|
Управление организации надзорной деятельности
|
В сроки, определенные соглашениями
|
4.
|
Вовлечение представителей частного сектора в выявление типологий, доведение до заинтересованного круга субъектов и надзорных органов типологических примеров и схем, получение обратной связи об их использовании в целях ПОД/ФТ
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Не реже, чем ежеквартально
|
5.
|
Проведение обучения субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, обязанных принимать меры ПОД/ФТ, с учетом системы независимой оценки квалификации
|
Автономная некоммерческая организация "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" при методической поддержке Управления организации надзорной деятельности и Юридического управления
|
На постоянной основе в течение 2021 года
|
6.
|
Использование системы электронных сервисов для информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований:
|
||
6.1.
|
адресное взаимодействие в целях профилактики нарушений законодательства о ПОД/ФТ с подконтрольными субъектами через Личный кабинет - доведение до каждого поднадзорного субъекта индивидуальной риск-оценки неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ с указанием конкретных замечаний (с возможностью устранения нарушений в режиме онлайн);
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Еженедельное обновление
|
6.2.
|
информирование подконтрольных субъектов об изменениях, вносимых в требования законодательства о ПОД/ФТ (комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, сроках и порядке их вступления в действие, о необходимых организационных и технических мероприятиях для подконтрольных субъектов в целях соблюдения ими обязательных требований)
|
Управление организации надзорной деятельности
|
По мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты
|
7.
|
Актуализация размещенных на официальном сайте Росфинмониторинга перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Не позднее 15 рабочих дней с даты вступления в законную силу изменений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования
|
8
|
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ в целях соблюдения ими обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующие:
|
||
8.1.
|
подготовка руководств (разъяснений) по соблюдению обязательных требований (информационные письма, размещаемые на сайте Росфинмониторинга и в Личных кабинетах, ответы на обращения, рекомендации по проведению поднадзорными субъектами необходимых организационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований);
|
Управление организации надзорной деятельности, Юридическое управление
|
По результатам анализа информации, имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга; по фактам поступления обращений от граждан и организаций
|
8.2.
|
проведение семинаров, консультаций, совещаний с ассоциациями (союзами), гильдиями, иными профессиональными объединениями, рабочих встреч и тематических конференций с представителями частного сектора по рассмотрению текущих вопросов осуществления государственного контроля в сфере ПОД/ФТ, связанных, в том числе, с правоприменением установленных обязательных требований;
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга
|
На постоянной основе в течение 2021 года
|
8.3.
|
с учетом характера наиболее часто встречающихся вопросов и нарушений размещение разъяснений по соблюдению обязательных требований на официальном сайте Росфинмониторинга, сайтах территориальных органов Росфинмониторинга, сайте автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" и в Личных кабинетах;
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга, автономная некоммерческая организация "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга"
|
По мере необходимости, а также при обновлении или подготовке новых нормативных правовых актов
|
8.4.
|
консультирование в ходе контрольно-надзорных мероприятий, "горячих линий", направление писем подконтрольным субъектам о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации;
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга
|
На постоянной основе
|
8.5.
|
направление подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга
|
По мере выявления оснований для направления предостережений
|
9.
|
Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, включая выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений; размещение обобщения на сайте Росфинмониторинга и в Личных кабинетах
|
Управление организации надзорной деятельности, Юридическое управление, территориальные органы Росфинмониторинга
|
До 15 марта 2021 года
|
10.
|
Публикация на сайте Росфинмониторинга информации о проведенных контрольных мероприятиях
|
территориальные органы Росфинмониторинга
|
В течение 10 дней со дня подписания акта проверки
|
11.
|
Размещение статистической информации о проведенных проверках, сформированной Росфинмониторингом в соответствии с Федеральным планом статистических работ
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Информация размещается в сроки, установленные Федеральным планом статистических работ (20 июля и 20 января)
|
12.
|
Размещение на официальном сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет" доклада об осуществлении государственного контроля в сфере ПОД/ФТ в 2020 году (в целях повышения информированности подконтрольных субъектов)
|
Управление организации надзорной деятельности
|
15 марта 2021 года
|
Приложение N 2
к Программе проведения Федеральной
службой по финансовому мониторингу
профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение нарушения
обязательных требований законодательства
о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма,
на 2022 - 2023 годы
ПРОЕКТ
ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА, НА 2022 - 2023 ГОДЫ
N п/п
|
Форма мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Периодичность проведения
|
1.
|
Использование форматов Совета комплаенс при Росфинмониторинге и Международного Совета комплаенс, созданного в рамках Евразийской группы, в целях снижения рисков незаконопослушности и вовлеченности в теневые схемы организаций, обязанных принимать меры в сфере ПОД/ФТ
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга
|
По планам их проведения
|
2.
|
Доведение до иных надзорных органов, осуществляющих контроль в сфере ПОД/ФТ, информации о признаках несоблюдения законодательства о ПОД/ФТ подконтрольными им субъектами через Личный кабинет надзорного органа
|
Управление организации надзорной деятельности
|
В сроки, определенные соглашениями
|
3.
|
Вовлечение представителей частного сектора в выявление типологий, доведение до заинтересованного круга субъектов и надзорных органов типологических примеров и схем, получение обратной связи об их использовании в целях ПОД/ФТ
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Не реже, чем ежеквартально
|
4.
|
Обучение субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, обязанных принимать меры ПОД/ФТ, с учетом системы независимой оценки квалификации
|
Автономная некоммерческая организация "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" при методической поддержке Управления организации надзорной деятельности и Юридического управления
|
На постоянной основе в течение 2022 - 2023 годов
|
5.
|
Использование системы электронных сервисов для информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований:
|
||
5.1.
|
адресное взаимодействие в целях профилактики нарушений законодательства о ПОД/ФТ с подконтрольными субъектами через Личный кабинет - доведение до каждого поднадзорного субъекта индивидуальной риск-оценки неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ с указанием конкретных замечаний (с возможностью устранения нарушений в режиме онлайн);
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Еженедельное обновление
|
5.2.
|
информирование подконтрольных субъектов об изменениях, вносимых в требования законодательства о ПОД/ФТ (комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, сроках и порядке их вступления в действие, о необходимых организационных и технических мероприятиях для подконтрольных субъектов в целях соблюдения ими обязательных требований)
|
Управление организации надзорной деятельности
|
По мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты
|
6.
|
Актуализация размещенных на официальном сайте Росфинмониторинга перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Не позднее 15 рабочих дней с даты вступления в законную силу изменений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования
|
7
|
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ в целях соблюдения ими обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующие:
|
||
7.1.
|
подготовка руководств (разъяснений) по соблюдению обязательных требований (информационные письма, размещаемые на сайте Росфинмониторинга и в Личных кабинетах, ответы на обращения, рекомендации по проведению поднадзорными субъектами необходимых организационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований);
|
Управление организации надзорной деятельности, Юридическое управление
|
По результатам анализа информации, имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга; по фактам поступления обращений от граждан и организаций
|
7.2.
|
проведение семинаров, консультаций, совещаний с ассоциациями (союзами), гильдиями, иными профессиональными объединениями, рабочих встреч и тематических конференций с представителями частного сектора по рассмотрению текущих вопросов осуществления государственного контроля в сфере ПОД/ФТ, связанных, в том числе, с правоприменением установленных обязательных требований;
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга
|
На постоянной основе в течение 2022 - 2023 годов
|
7.3.
|
с учетом характера наиболее часто встречающихся вопросов и нарушений размещение разъяснений по соблюдению обязательных требований на официальном сайте Росфинмониторинга, сайтах территориальных органов Росфинмониторинга, сайте автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" и в Личных кабинетах;
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга, автономная некоммерческая организация "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга"
|
По мере необходимости, а также при обновлении или подготовке новых нормативных правовых актов
|
7.4.
|
консультирование в ходе контрольно-надзорных мероприятий, "горячих линий", направление писем подконтрольным субъектам о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации;
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга
|
На постоянной основе
|
7.5.
|
направление подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
|
Управление организации надзорной деятельности, территориальные органы Росфинмониторинга
|
По мере выявления оснований для направления предостережений
|
8.
|
Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, включая выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений; размещение обобщения на сайте Росфинмониторинга и в Личных кабинетах
|
Управление организации надзорной деятельности, Юридическое управление, территориальные органы Росфинмониторинга
|
Не менее 1 раза в год
|
9.
|
Публикация на сайте Росфинмониторинга информации о проведенных контрольных мероприятиях
|
территориальные органы Росфинмониторинга
|
В течение 10 дней со дня подписания акта проверки
|
10.
|
Размещение статистической информации о проведенных проверках, сформированной Росфинмониторингом в соответствии с Федеральным планом статистических работ
|
Управление организации надзорной деятельности
|
Информация размещается в сроки, установленные Федеральным планом статистических работ
|
Приложение N 3
к Программе проведения Федеральной
службой по финансовому мониторингу
профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение нарушения
обязательных требований законодательства
о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма, на 2021 год
ПЕРЕЧЕНЬ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ
И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Должность
|
Фамилия, имя, отчество
|
Начальник Управления организации надзорной деятельности
|
Виташов Дмитрий Сергеевич
(495) 627-33-97
|
Начальник отдела Управления организации надзорной деятельности
|
Большакова Ольга Олеговна
(495) 627-33-97
|
Заместитель руководителя - начальник отдела МРУ Росфинмониторинга по ЦФО
|
Баринов Сергей Юрьевич
(495) 626-24-14
|
Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО
|
Иванов Федор Кириллович
(812) 493-74-40
|
Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО
|
Каракулина Наталья Алексеевна
(831) 434-30-32
|
Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО
|
Хорунин Алексей Юрьевич
(863) 280-03-04
|
Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по УФО
|
Румянцев Андрей Львович
(343) 355-15-99
|
Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО
|
Некрасов Сергей Юрьевич
(383) 220-18-95
|
Начальник отдела МРУ Росфинмониторинга по СФО
|
Нестеренко Оксана Леонидовна
(383) 220-18-95
|
Руководитель МРУ Росфинмониторинга по ДФО
|
Чевелев Виктор Евгеньевич
(4212) 45-79-55
|
Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СКФО
|
Борисов Денис Александрович
(87934) 5-54-34
|
Заместитель руководителя - начальник отдела МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю
|
Аничкин Иван Михайлович
(8692) 488-403
|