ОБЗОР
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ (ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА)
Государственный контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ) реализуется Росфинмониторингом и его территориальными органами в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом <1> (далее - поднадзорные субъекты), к которым относятся:
--------------------------------
<1> Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом ст. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.
- лизинговые компании;
- операторы по приему платежей;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Надзорная деятельность Росфинмониторинга осуществляется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий. Подход предусматривает повышенное внимание к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, в том числе Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Осуществление государственного контроля (надзора)
Контрольно-надзорная деятельности Росфинмониторинга ориентирована главным образом на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ. О результативности проводимой профилактической работы свидетельствует устойчивая тенденция повышения уровня законопослушности поднадзорных субъектов.
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- создание механизмов мотивации добросовестного поведения у подконтрольных субъектов;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
В профилактической работе используется широкий набор инструментов и методов:
1. В целях обеспечения информационной доступности на главной странице сайта Росфинмониторинга размещен Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за выполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Перечень).
В Перечне указаны структурные единицы нормативных правовых актов и обеспечена возможность направления комментариев и предложений со стороны пользователей в отношении его содержания.
2. В рамках профилактики нарушений обязательных требований и в целях формирования их единообразного понимания проводится разъяснительная работа как через информационные письма, размещаемые на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) (далее - сайт Росфинмониторинга), так и в режиме "горячей линии".
3. Обсуждение проблемных вопросов соблюдения обязательных требований, вопросов, связанных непосредственно с осуществлением контрольно-надзорной деятельности проводится Росфинмониторингом на регулярной основе в рамках встреч, семинаров, конференций, с частным сектором, в том числе с привлечением международных экспертов.
Так, вопросы надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ обсуждались в рамках III Международного семинара "Эффективный надзор как механизм обеспечения прозрачности и стабильности финансовой системы", состоявшегося в сентябре т.г., в котором помимо Росфинмониторинга принимали участие представители надзорных органов Российской Федерации, представители подразделений финансовой разведки и надзорных органов государств - членов ЕАГ и других стран, а также представители частного сектора.
За 9 месяцев 2017 года публичные мероприятия, проводимые Росфинмониторингом, посетило более тысячи представителей субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Так, на площадке межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному федеральному округу при содействии Сетевого института в сфере ПОД/ФТ (ФГБОУ ВО "ТОГУ") было организовано 18 обучающих мероприятий для субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в которых приняли участие более 300 представителей организаций/ИП, целью которых являлось:
- разъяснение обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ;
- предупреждение нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствовавших возможному их допущению;
- ориентирование на использование функционала Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга (далее - Личный кабинет) для "самообследования" и "самодекларирования".
В Северо-Кавказском федеральном округе проведено 8 семинаров-совещаний, в городах Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки (Ставропольский край), Грозный (Чеченская Республика), Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Черкесск (Карачаево-Черкесская Республика), Владикавказ (Республика Северная Осетия - Алания), Махачкала (Республика Дагестан), в которых приняло участие более 200 представителей поднадзорных субъектов. На встречах обсуждались следующие вопросы:
- международные стандарты ФАТФ по ПОД/ФТ, риски и угрозы ОД/ФТ;
- выявление и определение критериев и признаков необычных сделок;
- возможности Личного кабинета и его основной функционал, в том числе постановка на учет, заполнение и направление форм отчетности.
Наиболее актуальными вопросами, которые были подробно рассмотрены в ходе публичных мероприятий, являлись:
- порядок и механизмы выявления бенефициарных владельцев;
- порядок и механизмы выявления публичных должностных лиц;
- вопросы, возникающие при направлении сведений в Росфинмониторинг через Личный кабинет с использованием ЭЦП;
- вопросы работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- порядок внесения изменений в формализованные электронные сообщения;
- использование информации, представляемой в Росфинмониторинг по форме ФЭС 3-ФМ.
4. В целях формирования эффективной "обратной связи" с частным сектором по вопросам информационного обмена Росфинмониторингом был создан Совет комплаенс - консультативный орган при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В настоящее время Совет комплаенс объединяет представителей крупнейших финансовых институтов и так называемых установленных нефинансовых предприятий и профессий. Помимо обмена информацией о новых рисках, выработке новых критериев о подозрительных операциях Совет комплаенс занимается вопросами повышения качества СПО, совершенствования информационного обмена. Такого рода адресное взаимодействие с организациями, которые по сути генерируют основной объем информации, позволяет влиять на параметры качества информационного потока.
5. Разъяснительная работа проводится территориальными органами Росфинмониторинга и непосредственно в ходе проверок в целях принятия поднадзорными субъектами мер по их устранению.
Предоставление проверяющими предметных разъяснений, связанных с конкретными случаями, а также оперативное реагирование проверяемых субъектов и принятие ими исчерпывающих мер по исправлению ситуации и недопущению ее впредь, показали свою эффективность в обеспечении соблюдения обязательных требований, установленных законодательством и повышения уровня законопослушности.
Результаты проведения мероприятий по контролю в отношении
поднадзорных субъектов
В течение 9 месяцев 2017 года отсутствовали проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.
Контрольные мероприятия осуществляются с учетом секторального и территориального охвата. В целях повышения результативности своей деятельности Росфинмониторинг при планировании мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов применяет метод риск-ориентированного подхода. В результате такого подхода доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, возбуждены дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП), составила 95% от общего числа проведенных проверок:
Сектор, поднадзорный Росфинмониторингу
|
Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, возбуждены дела об АП, по отношению к числу проведенных проверок
|
лизинговые компании
|
93%
|
операторы по приему платежей
|
94%
|
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
|
98%
|
ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
|
95%
|
коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
|
67%
|
Всего:
|
95%
|
Профилактические меры принимаются и в рамках административного производства путем вынесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Результаты анализа более 300 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1.
Продолжает оставаться актуальным вопрос своевременной постановки на учет в Росфинмониторинге организаций и ИП <2>, поскольку в ходе проверок поднадзорных субъектов, несвоевременно вставших на учет и не использующих функционал Личного кабинета, выявляется наибольшее количество нарушений обязательных требований.
--------------------------------
<2> Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.
Одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю <3>, а также операций, имеющих признаки сомнительности <4>.
--------------------------------
<3> Порядок предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, определен пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
<4> Порядок предоставления сведений об операциях, имеющих риск ОД/ФТ, определен п. 2 ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Следует отметить, что по состоянию на 30.09.2017 снизилась доля проверок, по результатам которых выявлено непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также имеющих признаки сомнительности (в сравнении с 30.06.2017).
Проведенный анализ показал, что выявленные в ходе проверок нарушения, допускались организациями, ИП не только в связи с несвоевременной постановкой на учет в Росфинмониторинге и неиспользованием возможностей Личного кабинета, но и в связи с недостаточным знанием нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, несвоевременным ознакомлением с внесенными в них изменениями, отсутствием прохождения (несвоевременным прохождением) обучения, в том числе в форме целевого инструктажа.
За 9 месяцев 2017 года поднадзорными субъектами обжаловано менее 10% постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга.
Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали следующие:
- заявитель не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ;
- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение).
По результатам рассмотрения жалоб судебными органами оставлено в силе 60% постановлений по делам об АП, отменено 14% постановлений, в 26% случаев административный штраф заменен на предупреждение или назначен в размере ниже низшего предела.
Основаниями для удовлетворения (частичного удовлетворения) судебными органами обращений заявителей в основном являлись:
- применение положений статьи 4.1.1 КоАП;
- принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений;
- признание правонарушений малозначительными и освобождение лиц, совершивших административное правонарушение, от административной ответственности (статья 2.9 КоАП).
Развитие механизмов коммуникаций
с подконтрольными субъектами
Поскольку контрольная деятельность Росфинмониторинга ориентирована на профилактику и предупреждение нарушений, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, и определение способов устранения или снижения рисков их возникновения, Росфинмониторингом постоянно проводится адресная разъяснительная работа о необходимости использования возможностей Личного кабинета. В частности, к таким возможностям относится дополнительное информирование организаций, ИП по вопросам ПОД/ФТ.
Так, в III квартале 2017 г. в Личном кабинете организаций, ИП была размещена презентация на тему: "Представление сообщений в Личном кабинете".
Помимо информации в Личном кабинете, на сайте Росфинмониторинга размещена презентация на тему: "Регистрация в Личном кабинете", а также информационное письмо от 01.06.2017 "О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу".
Проведенный Росфинмониторингом и иными надзорными органами в сфере ПОД/ФТ комплекс мероприятий позволил увеличить количество действующих Личных кабинетов на 27,5%, что, в свою очередь, повлияло на общий уровень законопослушности.
В рамках работы по увеличению числа организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в системе Добровольного сотрудничества, проведена оценка законопослушности организаций, поднадзорных Роскомнадзору и ФКУ "Пробирная палата России".
За счет вовлечения в систему Добровольного сотрудничества организаций, ИП, поднадзорных Роскомнадзору и ФКУ "Пробирная палата России", общее количество организаций, представивших дополнительные сведения о своей хозяйственно-финансовой деятельности, увеличилось в 18 раз.
По итогам проведенных мероприятий и мер, принятых по устранению несоответствий, большинство организаций и индивидуальных предпринимателей перешли в зону законопослушности.
Дальнейшая работа Росфинмониторинга в части контрольно-надзорной деятельности будет ориентирована на повышение эффективности применения риск-ориентированного подхода и развитие механизмов предупреждения правонарушений.
Приложение N 1
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ,
ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК
РОСФИНМОНИТОРИНГА, ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ
ВОЗБУЖДЕНЫ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1, 2 СТАТЬИ 15.27 КОАП
ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА
N п/п
|
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок (возбуждены дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП за 9 месяцев 2017 года)
|
|||
Лизинговые компании
|
Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
|
Операторы по приему платежей
|
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
|
|
1
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
2
|
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
- Отсутствие ПВК
- Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
3
|
- Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
- Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
- Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
- Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
- Отсутствие СДЛ, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля
- Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
4
|
Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
|
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
|
-
|
5
|
Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
- Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
- Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
|
-
|
N п/п
|
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок (возбуждены дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП за 9 месяцев 2017 года)
|
|||
Лизинговые компании
|
Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
|
Операторы по приему платежей
|
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
|
|
1
|
- Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
- Нарушение в части выявления операций, имеющих признаки сомнительности
|
- Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
- Нарушение в части выявления операций, имеющих признаки сомнительности
|
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
-
|
2
|
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
- Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
- Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
-
|
3
|
Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
-
|
4
|
- Отсутствие ПВК
- Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
|
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
|
-
|
5
|
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
|
- Отсутствие ПВК
- Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
|
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
|
-
|