ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ОБЗОР
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ,
ЗА 2023 ГОД

I. Развитие системы контроля (надзора) в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения

2023 год стал годом практической реализации усовершенствованной модели риск-ориентированного надзора, определенной Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219 <1>.

--------------------------------

<1> Далее соответственно - Положение о госконтроле, ОД, ФТ, ПОД/ФТ, ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Новый подход основан:

- на многофакторной риск-оценке, учитывающей результаты национальной и секторальных оценок рисков <2>, особенности бизнес-модели контролируемого лица <3>, оценку его бенефициарных владельцев и др., позволяющей комплексно взглянуть на поднадзорный субъект <3> и определить причины подверженности его рискам;

--------------------------------

<2> Далее соответственно - НОР, СОР.

<3> Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), а также с учетом ст. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 58 (далее - Положение о постановке на учет).

- на развитии элементов консультативного надзора, формировании атмосферы доверия в координатах "надзорный орган - контролируемое лицо";

- на приоритете качественной и сутевой работы в антиотмывочной системе над формальным соблюдением обязательных требований;

- на последовательном снижении административной нагрузки за счет развития RegTech-решений <4>, повышении адресности дистанционных форм взаимодействия.

--------------------------------

<4> Представляют собой технологические решения в рамках реализации развития дистанционного взаимодействия.

Для целей применения риск-ориентированного подхода при осуществлении Росфинмониторингом контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ деятельность контролируемых лиц ранжируется по четырем уровням риска несоблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ - низкий, умеренный, повышенный, высокий.

С 2023 года такая оценка осуществляется на системной основе в соответствии с параметрами и алгоритмом, определенными Моделью оценки рисков <5>, что обеспечивает возможность выбора соответствующего контрольного мероприятия в зависимости от присвоенного контролируемому лицу уровня риска:

--------------------------------

<5> П. 16 Положения о госконтроле.

- для высокого или повышенного уровня риска - плановая (внеплановая) проверка в виде документарной или выездной проверки;

- для умеренного уровня риска - информирование <6>.

--------------------------------

<6> П. 17 Положения о госконтроле.

Информирование осуществляется посредством адресного письма, которое содержит признаки несоблюдения контролируемым лицом требований законодательства о ПОД/ФТ, а также рекомендации по устранению данных признаков и принятию мер по их недопущению. В случае, если по истечении тридцати календарных дней с даты получения письма, признаки нарушений не устранены, то непринятие контролируемым лицом мер может рассматриваться территориальным органом Росфинмониторинга как основание для пересмотра уровня риска.

В 2023 году в адрес контролируемых лиц направлено более 800 информирований.

В целях повышения качества поступающих сведений от субъектов Федерального закона 115-ФЗ Росфинмониторингом совершенствуются подходы к предоставлению обратной связи, направленные на повышение эффективности реагирования субъектов на новые риски.

В соответствии с п. 1.9 ст. 6 Федерального закона от N 115-ФЗ введен новый инструмент информационного взаимодействия в системе ПОД/ФТ - "гибкий обязательный контроль" <7>, при котором устанавливается режим предоставления субъектами сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом с фокусом на риски.

--------------------------------

<7> Росфинмониторинг устанавливает вид данной операции, сумму ее совершения, субъектов, которые должны представлять сведения о ней, а также период времени, в течение которого сведения о такой операции подлежат направлению в Росфинмониторинг и который не может превышать два года.

В 2023 году, с учетом возросших рисков незаконного потребительского кредитования граждан под видом возвратного лизинга, дополнен перечень операций, сведения о которых предоставляют лизинговые компании <8>. В целях снижения указанного риска обязательному контролю подлежит операция <9> по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, в рамках которого данное физическое лицо выступает продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 100 тыс. руб., но не более 1 млн руб.

--------------------------------

<8> Приказ Росфинмониторинга от 26 апреля 2023 г. N 94 "Об определении подлежащей обязательному контролю операции с имуществом" (далее - приказ N 94).

<9> Далее - ОПОК.

Информация о введении указанного режима и обязанности представлять начиная с 17 июня 2023 г. <10> соответствующие сведения по форме ФЭС 1-ФМ с указанием в показателе "Код вида операции" кода 6201 размещена на официальном сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru (далее - сайт Росфинмониторинга) и в Личном кабинете лизинговых компаний.

--------------------------------

<10> Срок действия приказа N 94 ограничен 17 июня 2025 г.

В целом режим "гибкого обязательного контроля" демонстрирует достаточно высокую эффективность. К примеру, введенный в 2023 году ОПОК, ориентированный на риски бюджетной сферы <11>, позволил не только получать сфокусированную на риски информацию, но и повысить качество работы кредитных организаций по оценке рисков операций бюджетополучателей.

--------------------------------

<11> Приказ Росфинмониторинга от 13 марта 2023 г. N 52 "Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами".

Подход планируется использовать и в отношении иных секторов, а также видов операций при выявлении зон повышенного риска.

В 2023 году с учетом результатов НОР проведены СОР по видам деятельности, поднадзорным Росфинмониторингу, с использованием функциональных возможностей Личного кабинета. Данная оценка проводилась Росфинмониторингом при непосредственном участии более 10 тыс. представителей поднадзорных секторов и профессиональных сообществ посредством анкетирования, обсуждения полученных результатов.

Отчеты о СОР секторов лизинговых компаний, операторов по приему платежей и факторинговых компаний <12> опубликованы на сайте Росфинмониторинга и в Личном кабинете соответствующих контролируемых лиц.

--------------------------------

<12> Предыдущие СОР были проведены в 2018 году, соответствующие отчеты доступны на сайте Росфинмониторинга в разделе "Деятельность"/"Надзорная деятельность"/"Поднадзорным Росфинмониторингу организациям"/"Секторальная оценка рисков".

В отчетах о СОР традиционно приводятся основные угрозы и факторы подверженности рискам поднадзорных секторов. Результаты СОР, наряду с результатами НОР, учитываются контролируемыми лицами в процедурах идентификации и при оценке рисков ОД и ФТ.

Результаты СОР также учитываются Росфинмониторингом при проведении тематических мероприятий разъяснительного характера с контролируемыми лицами и при планировании проверочной деятельности.

Опыт Российской Федерации в проведении СОР вызвал интерес у государств - членов Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Решением 38-го Пленарного заседания ЕАГ в июне 2023 г. утверждены итоги проекта, инициированного Российской Федерацией, по разработке "Рекомендаций по проведению секторальной оценки рисков ОД/ФТ", реализованного представителями надзорных органов государств - членов ЕАГ по инициативе Российской Федерации. Документ "Лучшие практики и рекомендованные подходы к проведению секторальных оценок рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" размещен на сайте ЕАГ <13>.

--------------------------------

<13> Сайт ЕАГ (https://eurasiangroup.org/ru)/раздел Техническое содействие/Методологические проекты РГТС.

По инициативе ЕАГ, Росфинмониторинга и автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" (далее - МУМЦФМ) в мае 2023 г. в г. Москве проведен Совместный форум представителей надзорных органов и Международного совета комлаенс на тему: "Новый ландшафт рисков и угроз: работа комплаенса и надзора в сфере ПОД/ФТ" <14>. Мероприятие объединило экспертов частного сектора и надзорных ведомств, став площадкой для обмена информацией об актуальных рисках и новыми идеями по их снижению (практическими подходами). В форуме приняло участие более 200 представителей 9 государств - членов ЕАГ, а также специалисты из Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов.

--------------------------------

<14> Презентации участников Форума доступны на сайте ЕАГ/раздел Новости/Отчет об итогах Совместного форума представителей надзорных органов Международного совета комлаенс.

В ноябре 2023 г. по линии надзора в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в г. Минске прошел совместный семинар ЕАГ, МУМЦФМ и Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Ключевой темой дискуссии стала интеграция СОР в модели риск-ориентированного надзора. Росфинмониторингом презентованы результаты реализации концепции пояса финансовой безопасности в части снижения рисков бюджетной сферы, а также практика проведения СОР с использованием онлайн-сервисов.

II. Результаты осуществления Росфинмониторингом
контроля (надзора)

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808 <15>, Положением о госконтроле и на основании Порядка проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу контрольных мероприятий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 7 сентября 2022 г. N 192, Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль (надзор) за соблюдением контролируемыми лицами требований законодательства о ПОД/ФТ, а также исполнением ими решений, принимаемых по результатам мероприятий по контролю (надзору).

--------------------------------

<15> "Вопросы Федеральной службе по финансовому мониторингу".

В соответствии с подп. "а" п. 14 Положения о госконтроле одним из видов профилактических мероприятий является обобщение правоприменительной практики и доведение ее результатов до сведения контролируемых лиц.

Настоящий Обзор подготовлен в целях обеспечения осведомленности контролируемых лиц:

- о типовых нарушениях требований законодательства о ПОД/ФТ, выявленных по результатам дистанционного мониторинга и контрольных мероприятий;

- о причинах, способствующих допущению нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ;

- о результатах анализа сведений, представленных контролируемыми лицами в Росфинмониторинг.

Кроме того, в настоящий Обзор включена информация о результатах оказания государственной услуги - постановке на учет/снятии с учета в Росфинмониторинге, выступающих неотъемлемым элементом механизма обеспечения соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ.

Результаты проведения контрольных мероприятий

При планировании проверок в целях подтверждения повышенного или высокого уровня риска территориальными органами Росфинмониторинга учитывались результаты дистанционного мониторинга <16>, а также сведения, полученные от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления или содержащиеся в поступивших обращениях граждан.

--------------------------------

<16> П. 5 Положения о госконтроле.

В 2023 году в отношении контролируемых лиц проведено 22 плановые проверки, по результатам которых выявлены нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, вследствие чего организации, индивидуальные предприниматели и (или) их должностные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации <17> (назначено 29 административных наказаний, из них 20 в виде штрафов, 9 в виде предупреждений).

--------------------------------

<17> Далее - КоАП РФ.

Большая часть проверочных мероприятий (77%) приходилась на выездные проверки, что позволило всесторонне изучить документы (сведения), необходимые для объективной оценки исполнения объектом проверки требований законодательства о ПОД/ФТ, а также дать контролируемому лицу предметные разъяснения данных требований и рекомендации по повышению качества работы в системе ПОД/ФТ непосредственно в ходе проверки в целях снижения уровня риска в его деятельности.

Внедрение элементов консультативного надзора, адресного разъяснения сложных вопросов правоприменительной практики (идентификация бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания публичных должностных лиц, выявление необычных операций и направление в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях) во многом позволяет минимизировать в постпроверочном периоде неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ и повысить качество работы субъектов в антиотмывочном контуре.

Наряду с территориальными органами Росфинмониторинга проверочные мероприятия по вопросам соблюдения контролируемыми лицами требований законодательства о ПОД/ФТ также проводили органы прокуратуры Российской Федерации. По результатам рассмотрения Росфинмониторингом материалов, поступивших от органов прокуратуры, в 2023 году привлечено к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ более 100 организаций, индивидуальных предпринимателей и (или) их должностных лиц.

Основными причинами, повлекшими нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, выявленными по результатам проверочных мероприятий, являлось несвоевременное обучение (внешнее/внутреннее) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и ознакомление с изменениями, вносимыми в нормативные правовые акты в указанной сфере.

Неисполнение базовых требований в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, таких как разработка правил внутреннего контроля (далее - ПВК) в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями <18> и назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее - СДЛ), соответствующего предъявляемым к нему требованиям <19>, зачастую влекут невыполнение отдельных требований по идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев) и по представлению сведений по форме ФЭС 3-ФМ.

--------------------------------

<18> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667.

<19> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492.

Кроме того, в целях надлежащего исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ существенное значение имеет своевременная проверка наличия или отсутствия сведений в отношении клиента (его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца), размещаемых:

- в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму <20>;

- в перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН <20>;

- в решениях о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, вынесенных межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма <20>.

--------------------------------

<20> Далее - Перечни.

В приложении N 1 к настоящему Обзору приведены примеры нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ, выявленные по результатам контрольных мероприятий.

В 2023 году продолжена реализация концепции пояса финансовой безопасности по основным направлениям деятельности Росфинмониторинга, позволяющая в режиме реального времени отслеживать оперативную обстановку, выявлять тенденции и комплексно реагировать на возникающие угрозы.

Системное ориентирование Росфинмониторингом на риски, например, бюджетной сферы, позволило контролируемым лицам выйти на качественно новый уровень в их оценке и выявления ими подозрительных операций (сделок). Так, субъектами инициативно выявлен ряд новых типологий (риски злоупотреблений при использовании государственных жилищных сертификатов, схема обхода застройщиками требований по эскроу-счетам, хищение бюджетных средств при осуществлении лизинговой деятельности).

В частности, за 4 года (2020 - 2023 гг.) за счет расширения периметра информирующих о рисках организациях (индивидуальных предпринимателей), оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - риелторы), произошел рост количества сведений о подозрительных операциях (сделках) <21>, направляемых сектором - в 6 раз.

--------------------------------

<21> Далее - СПО.

Высокую востребованность в аналитической деятельности демонстрируют направляемые посредниками на рынке недвижимого имущества (риелторами) СПО, связанные с рисками коррупционных правонарушений (приобретение лицами, наделенными управленческими и распорядительными функциями дорогостоящего недвижимого имущества, в случае несоответствия стоимости приобретенного имущества предполагаемому уровню доходов (благосостоянию) клиента, приобретение элитной недвижимости через подставных лиц и другое).

Направляемые представителями поднадзорных секторов СПО кроме аналитических целей использовались и для подготовки информационных сообщений Росфинмониторинга, акцентирующих внимание на операциях (сделках) высокого риска.

Например, в рамках реализации концепции "Пояса финансовой безопасности" были подготовлены информационные письма для риелторов и лизинговых компаний о рисках бюджетной сферы.

Некоторые СПО, однако, остаются невостребованными в аналитической работе Росфинмониторинга по причине своей неинформативности. В этой связи следует обращать внимание на то, что СПО должны содержать основание для квалификации операции (сделки) в качестве подозрительной в специальном поле ФЭС. В приложении N 2 к настоящему Обзору приведены соответствующие примеры представленных ФЭС и рекомендации по их заполнению.

В вопросах выявления, последующей оценки подозрительных операций и направлении сведений по форме ФЭС 1-ФМ по коду 6001 следует руководствоваться положениями приказа Росфинмониторинга от 8 февраля 2022 г. N 18 "Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", включая "Описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <22>, результатами СОР и НОР, информационными письмами Росфинмониторинга, содержащими сведения о рисках.

--------------------------------

<22> Далее соответственно - приказ N 18, Описание структуры ФЭС.

Результаты проведения профилактических мероприятий

В 2023 году территориальными органами Росфинмониторинга проведены адресные профилактические мероприятия <23> в отношении более 4 тыс. контролируемых лиц, что позволило повысить качество работы в системе ПОД/ФТ, снизить долю существенных нарушений законодательства о ПОД/ФТ и достичь уровня законопослушности субъектов поднадзорных секторов порядка 88%.

--------------------------------

<23> Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ (приказы Росфинмониторинга от 20 декабря 2022 г. N 327, от 20 декабря 2023 г. N 326 "Об утверждении Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", на 2023 год и 2024 год, соответственно. Размещены на сайте Росфинмониторинга).

При организационной поддержке МУМЦФМ, а также участии представителей профессорско-преподавательского состава вузов Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ, территориальными органами Росфинмониторинга продолжена практика проведения семинаров, в т.ч. в онлайн-формате, с представителями поднадзорных секторов (проведено 16 вебинаров, в которых приняло участие более 600 представителей поднадзорных секторов). В целях повышения уровня осведомленности контролируемых лиц о рисках, проявляющихся в поднадзорных секторах, акцент при проведении данных мероприятий был сделан прежде всего на рисках бюджетной сферы, а также качестве и оперативности предоставляемых сведений.

На конец 2023 года (в сравнении с 2022 годом) по результатам проведенных контрольных и профилактических мероприятий доля контролируемых лиц, отнесенных к низкому уровню риска неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, увеличилась на 1,6 п.п., количество субъектов, информирующих Росфинмониторинг о подозрительных операциях (сделках), за счет повышения уровня понимания ими секторальных рисков, актуальных схем (типологий) проведения незаконных финансовых операций (сделок) увеличилось на 23%, а объем представленных ими СПО вырос в 2 раза.

Особое внимание надзорным блоком Росфинмониторинга уделялось вопросам формирования антиотмывочной системы в новых субъектах Российской Федерации. С участием экспертов Росфинмониторинга на базе МУМЦФМ и АНО ДПО "Академия ПСБ" проведено обучение более 500 специалистов. В частности, в формате видео-конференц-связи проведены разъяснительные мероприятия для риелторов, зарегистрированных в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области (об особенностях исполнения риелторами требований законодательства о ПОД/ФТ, типовых нарушениях антиотмывочного законодательства, рисках ОД/ФТ, присущих сектору).

В 2023 году продолжена практика участия представителей Росфинмониторинга при организационной поддержке МУМЦФМ в проведении разъяснительных мероприятий для представителей, поднадзорных Федеральному казначейству, Федеральной пробирной палате, Федеральной нотариальной палате и другим надзорным органам секторов.

С учетом принципов клиентоцентричности по итогам вебинаров Росфинмониторингом проводились опросы среди его слушателей о качестве (полезности) состоявшегося мероприятия, предложениях по улучшению содержания и формата проведения последующих профилактических встреч.

Оказание государственной услуги

Росфинмониторинг оказывает государственную услугу по ведению учета контролируемых лиц в целях реализации полномочий, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ <24>. На конец 2023 года в Росфинмониторинге на учете состояло 12,6 тыс. контролируемых лиц.

--------------------------------

<24> Порядок оказания государственной услуги определен Положением о постановке на учет и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 11 февраля 2019 г. N 33 (далее - Административный регламент).

В течение 2023 года поставлено на учет в Росфинмониторинге более 1,6 тыс. контролируемых лиц.

При оказании государственной услуги акценты делались на минимизации случаев отказов в ее предоставлении, обеспечении полноты и качества проводимой разъяснительной работы по порядку ее предоставления.

Вместе с тем имелись случаи отказа со стороны Росфинмониторинга в оказании государственной услуги, основными причинами которых являлись:

При постановке на учет
При снятии с учета
ненадлежащее заполнение карты постановки на учет (наличие незаполненных полей)
предоставление недостоверных сведений (несоответствующих сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
отсутствие информации о смене вида деятельности заявителя (невнесение изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП)
обращение за услугой лиц, не состоящих на учете в Росфинмониторинге (организации (ИП), имеющие соответствующие контрольные (надзорные) органы, организации (ИП), не являющиеся субъектами статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ)

В целях исключения оснований для отказа в оказании государственной услуги на сайте Росфинмониторинга размещены:

- образец заполнения карты постановки на учет в Росфинмониторинге;

- контакты специалистов территориальных органов Росфинмониторинга для оказания методической помощи заявителям по вопросам предоставления государственной услуги (вышеуказанная информация размещена в разделе "Деятельность"/"Надзорная деятельность"/"Требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ" в подразделах "Постановка на учет"/"Снятие с учета");

- информационное письмо и блок-схема по порядку прекращения доступа к Личному кабинету (информация размещена в разделе "Пресс-служба"/"Информационные сообщения").

При отказе в оказании услуги территориальные органы Росфинмониторинга в обязательном порядке указывают заявителям причины отказа и при необходимости разъясняют необходимые действия по их устранению.

В 2023 году с портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, поступили 2 жалобы от контролируемых лиц на отказ территориальных органов Росфинмониторинга в постановке на учет в Росфинмониторинге.

Причиной указанных отказов являлось ненадлежащее оформление карт постановки на учет (п. 32 Административного регламента).

Оснований для удовлетворения данных жалоб не имелось, решения об отказе в постановке на учет приняты территориальными органами Росфинмониторинга в соответствии с Административным регламентом.

По результатам оказания государственной услуги Росфинмониторингом проводится анкетирование контролируемых лиц через Личный кабинет. Также контролируемые лица выставляют оценки о качестве оказанной услуги на сервисе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (негативных оценок не поступало).

В 2023 году под эгидой Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Росфинмониторинг принял участие в оценке уровня клиентоцентричности государственной услуги. Росфинмониторинг вошел в ТОП-5 федеральных органов исполнительной власти по уровню внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности (4 место среди органов государственной власти).

Росфинмониторингу выдан сертификат, подтверждающий соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности государственной услуги - "Постановка на учет в Росфинмониторинге" <25>.

--------------------------------

<25> Сертификация государственной услуги Лабораторией пользовательского тестирования при Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

III. Механизмы взаимодействия и обратной связи с частным
сектором и надзорными органами

Наиболее востребованным механизмом взаимодействия Росфинмониторинга с частным сектором, а также с надзорными органами в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, остается многофункциональный онлайн-сервис - Личный кабинет.

Личный кабинет субъекта в настоящее время выступает полноценным инструментом контроля исполнения требований антиотмывочного законодательства. Электронные сервисы Личного кабинета развиваются в соответствии с принципами клиентоцентричности.

Так, разработан и внедрен сервис уведомлений, позволяющий в автоматическом режиме направлять в адрес контролируемого лица следующую информацию: о вступающих в силу изменениях в законодательство (в т.ч. требующие от субъекта внесения изменений в ПВК), о приближении срока предоставления отчета по форме ФЭС 3-ФМ, а также об отсутствии активности работы с Перечнями. Данный механизм позволит позитивно повлиять на уровень законопослушности, а также снизит частично нагрузку на частный сектор.

В 2023 году Росфинмониторингом продолжена практика уведомления профессиональных сообществ о проводимых профилактических мероприятиях через Личный кабинет профессионального сообщества. Данный сервис предоставляет доступ к методическим материалам в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (информационные письма Росфинмониторинга, сведения о рисках и типологиях ОД/ФТ).

С использованием функционала Личного кабинета надзорного органа Росфинмониторингом продолжено информирование контрольных ведомств о рисках, выявляемых в поднадзорных им секторах, в целях своевременного принятия надзорных мер.

Среди основных приоритетов развития функционала Личного кабинета в 2024 году - совершенствование дистанционных каналов коммуникаций, развитие контента, ориентированного на актуальные потребности контролируемых лиц.

Приложение N 1
к настоящему Обзору

НАРУШЕНИЯ,
ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ,
ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ ВОЗБУЖДЕНЫ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СООТВЕТСТВИИ
С ЧАСТЯМИ 1, 2 СТАТЬИ 15.27 КОАП РФ

N п/п
Вид нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ
Примеры нарушений и разъяснения требований законодательства о ПОД/ФТ
Лизинговые компании
1
Ненадлежащее выполнение требований по идентификации клиентов
На основании требований Федерального закона N 115-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 (далее - постановление N 667), приказа Росфинмониторинга от 20.05.2022 N 100 (далее соответственно - приказ N 100, Требования к идентификации) организации обязаны проверять наличие или отсутствие в отношении клиента (его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца) сведений в Перечнях.
В соответствии с п. 19 Требований к идентификации при проведении организациями проверок, указанных в п. 18 Требований к идентификации, используются сведения, актуальные на дату такой проверки.
В ходе проверки лизинговой компании установлено, что в проверяемом периоде Перечни, размещенные в Личном кабинете, лизинговой компанией просматривались/скачивались не на постоянной основе.
Лизинговой компанией в 2023 году заключено 6 договоров лизинга.
В соответствии с ПВК лизинговой компании установлено, что результаты проверки клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев) на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечнях, а также дата проверки, фиксируются в анкетах клиентов.
В представленных для проверки анкетах клиентов лизинговой компании дата проверки по Перечням не соответствовала данным об использовании Личного кабинета. В указанные в них даты Перечни лизинговой компанией не просматривались/не скачивались.
Таким образом, лизинговая компания в указанных случаях идентификацию клиентов (их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев) проводила ненадлежащим образом, что нарушает положения законодательства о ПОД/ФТ, в частности, приказа N 100, а также ПВК
2
Несвоевременное представление информации о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация должна не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 7 данного Федерального закона (далее - проверка клиентов), и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг (далее - отчет).
Порядок предоставлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом N 115-ФЗ, определен приказом N 18. В частности, вышеуказанный отчет представляется в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки клиентов.
В ходе проверки лизинговой компании установлено, что в ПВК лизинговой компании определен период вышеуказанной проверки на ежеквартальной основе, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Нарушений срока проверки клиентов в проверяемом периоде не выявлено.
Вместе с тем в нарушение требований подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ и ПВК соответствующие отчеты представлены лизинговой компанией в Росфинмониторинг несвоевременно: за IV квартал 2022 г. - 03.04.2023, за II квартал 2023 г. - 02.08.2023
3
Непредставление сведений, подлежащих обязательному контролю
В соответствии с п. 1 приказа N 94 в качестве подлежащей обязательному контролю определена операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, в рамках которого данное физическое лицо выступает продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 100 тыс. руб., но не более 1 млн руб.
В ходе проверки лизинговой компании выявлена операция (сделка) с имуществом, результатом совершения которой являлось предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, в рамках которого данное физическое лицо выступало продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, стоимостью 600 тыс. руб., сведения по которой не были направлены в Росфинмониторинг.
Дата совершения операции 20.06.2023, сведения необходимо было представить в Росфинмониторинг не позднее 23.06.2023.
Лизинговой компанией нарушены требования подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, п. 4 Положения о представлении информации в Росфинмониторинг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209
Риелторы
1
Отсутствие СДЛ, ответственного за реализацию ПВК. Несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров (непрохождение целевого инструктажа)
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана назначить СДЛ, ответственное за реализацию ПВК. Квалификационные требования к СДЛ устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 определены квалификационные требования к СДЛ.
Проверкой Агентства недвижимости установлено, что в течение длительного периода времени, а именно, с 05.09.2022 по 15.11.2023 СДЛ, ответственное за реализацию ПВК Агентства недвижимости, целевой инструктаж в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ не проходил, документы, свидетельствующие об обратном в ходе проверки не представлены, следовательно, СДЛ не соответствовало предъявляемым квалификационным требованиям.
Ввиду отсутствия проведения обучения в порядке, установленном приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (далее соответственно - приказ N 203, Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров), в Агентстве недвижимости отсутствовало СДЛ, соответствующее квалификационным требованиям, что свидетельствует о ненадлежащей организации системы внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
2
Несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров организаций
В организациях, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, СДЛ проводит обучение сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, в т.ч. при изменении действующих и вступления в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, при утверждении организацией новых или изменении действующих ПВК и программ его осуществления (п. 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров).
Проверкой Агентства недвижимости установлено, что в проверяемом периоде вступил в силу ряд нормативных правовых актов в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, в т.ч.:
- приказ Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355 "О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 20.05.2022 N 100";
- приказ Росфинмониторинга от 19.01.2023 N 12 "О внесении изменений в Особенности представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденные приказом Росфинмониторинг от 08.02.2022 N 18".
В нарушение установленных требований дополнительные инструктажи в Агентстве недвижимости не проводились.
Отсутствие проведения обучения в порядке, установленном приказом N 203, свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
3
Непредставление сведений, подлежащих обязательному контролю
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, начиная с 14.07.2022 обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения о совершаемой их клиентом операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемой по сделке с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн руб., или превышает ее (п. 1.1, подп. 11.1 п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ).
Проверкой Агентства недвижимости установлено, что отсутствие реализации программ документального фиксирования и выявления операций, предусмотренных ПВК Агентства недвижимости, повлекло фактическое невыявление и непредставление в Росфинмониторинг в проверяемом периоде сведений о следующих операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю:
- договор купли-продажи реализованного с публичных торгов имущества от 02.10.2023, заключенный Агентством недвижимости с физическим лицом на сумму 13 млн руб., предметом которого являлась продажа нежилого здания и земельного участка;
- договор купли-продажи реализованного с публичных торгов имущества от 26.05.2023, заключенный Агентством недвижимости с физическим лицом на сумму 15,5 млн руб., предметом которого явилась продажа нежилого помещения.
С учетом наличия у Агентства недвижимости вышеуказанных сведений и документов, информацию о совершении данных операций, подлежащих обязательному контролю согласно п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, необходимо было представить в Росфинмониторинг не позднее 31.05.2023, 05.10.2023, соответственно.
Таким образом, в Агентстве недвижимости не исполнялись требования законодательства о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
Операторы по приему платежей
1
Несоответствие ПВК установленным требованиям
В ходе проверки оператора по приему платежей представлена копия действующих в проверяемом периоде ПВК, утвержденных оператором по приему платежей 29.12.2021.
Проверкой установлено, что в течение длительного периода времени ПВК фактически не соответствовали требованиям редакций постановления N 667):
- программа идентификации не содержит процедуры проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений в перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН (подп. "б" п. 8 постановления N 667);
- программа оценки риска и программа отказа от выполнения распоряжения клиента не содержат изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 N 1092 (п. 13 - 15.2, п. 28(1) и п. 28(2) постановления N 667);
- программа выявления операций не содержит процедуры выявления необычных разовых операций (сделок), в т.ч. подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер операций (сделок), либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено на ОД/ФТ (подп. "в" п. 16 постановления N 667); процедуру выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии п. 6 ст. 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ (подп. "а" п. 16 постановления N 667);
- программа документального фиксирования информации не предусматривает процедуры, формы и способы документального фиксирования информации о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено на ОД/ФТ (подп. "б" п. 24, п. 28 постановления N 667); не содержит документального фиксирования информации об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю в соответствии с п. 6 ст. 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ (подп. "а" п. 26 постановления N 667);
- программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не содержит изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2022 N 1912 (п. 29(1) постановления N 667).
Таким образом, отсутствие у оператора по приему платежей в течение длительного периода ПВК, соответствующих требованиям постановления N 667, повлекло отсутствие надлежаще организованной системы внутреннего контроля
2
Непринятие мер по выявлению подозрительных операций
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п. 2 данной статьи ПВК возникают подозрения, что какая-либо разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществляются в целях ОД/ФТ, данная организация не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций и (или) действий, обязана направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях и (или) действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным ст. 6, п. 6 ст. 7.4 и п. 1 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Проверкой оператора по приему платежей установлено, что у него на обслуживании в проверяемом периоде находилось 6 организаций, основным видом деятельности которых являлось управление эксплуатацией жилого фонда, из них анализ операций двух клиентов показал, что операции соответствуют критериям необычной операции с кодом 1194 "Осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц" (приложение N 5 к Описанию структуры ФЭС. приказ N 18).
Данные операции подлежали выявлению, документальному фиксированию сведений о них и осуществлению дальнейших действий с целью возможного принятия руководителем решения о признании необычных операций подозрительными, и в случае принятия такого решения, последующему направлению сведений о них в Росфинмониторинг.
Вместе с тем проверкой установлено отсутствие в проверяемом периоде у оператора по приему платежей внутренних сообщений (документов, содержащих сведения о выявленных и зафиксированных операциях (сделках), поскольку вышеуказанные операции им не выявлялись.
Таким образом, в проверяемом периоде процедура внутреннего контроля, установленная требованиями законодательства о ПОД/ФТ и ПВК оператора по приему платежей, в указанных случаях соблюдена не была, что свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления оператором по приему платежей внутреннего контроля

Приложение N 2
к настоящему Обзору

ОТСУТСТВИЕ В ФЭС ПО КОДУ 6001 (СВЕДЕНИЯ О ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ
ОПЕРАЦИЯХ) ИНФОРМАЦИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ ОПЕРАЦИИ (СДЕЛКИ)
В КАЧЕСТВЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ. НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ
ФЭС ПО ОПЕРАЦИЯМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ,
ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕКОРРЕКТНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА
УЧАСТНИКОВ ОПЕРАЦИИ

N п/п
Примеры
Рекомендации
СПО
1
Факторинговой компанией представлены ФЭС по коду 6001 только по одному признаку - 4004 "Отсутствие у клиента очевидной экономической необходимости на заключение договора финансирования под уступку денежного требования", ни в одном сообщении не указаны пояснения причин отнесения операций к подозрительным и (или) оснований для их квалификации по данному коду
В случае, если операция (сделка) вызывает подозрения, что она осуществляется в целях ОД/ФТ/ФРОМУ, при заполнении ФЭС информацию, характеризующую подозрительную операцию, а также причины (обстоятельства), по которым она квалифицирована в качестве подозрительной, рекомендуем включать в поле "Дополнительная информация".
При этом следует руководствоваться Описанием структур ФЭС, описанием кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), утвержденных приказом N 18
2
Риелтором представлены ФЭС по коду 6001 о купле/продаже квартир с использованием жилищных сертификатов по признаку - 3506 "Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает участник федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ или национальных проектов, направленных на обеспечение жильем либо на улучшение жилищных условий" (далее - код 3506), без указания причин (обстоятельств), по которым данные сделки были квалифицированы в качестве подозрительных операций
3
Риелтором представлено ФЭС по коду 6001 по договору уступки права, предметом которого является квартира, приобретаемая с использованием кредитных средств и материнского (семейного) капитала, с указанием кода 3506. При этом данное сообщение не содержит причин (обстоятельств), по которым операция (сделка) квалифицирована в качестве подозрительной
ОПОК
4
Лизинговой компанией представлены ФЭС по коду 5009 "Предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)", указав плательщиком по операции - лизингополучателя, а получателем-лизингодателя
При формировании ФЭС следует руководствоваться Правилами определения статуса участника операции при совершении отдельных операций, подлежащих обязательному контролю (Таблица 3.2. Описание структуры ФЭС. Приказ N 18).
Лицо, осуществившее передачу имущества в рамках договора финансовой аренды (лизинга) - лизингодатель, статус участника операции - "Плательщик".
Лицо, получившее имущество в рамках договора финансовой аренды (лизинга) - лизингополучатель, статус участника операции - "Получатель"
5
Риелтором представлены ФЭС по коду 8002 "Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом", показатель "Код признака операции" - "0" (для операций с денежными средствами, в т.ч. с электронными денежными средствами), указав плательщиком по операции - продавца, а получателем - покупателя
При формировании ФЭС следует руководствоваться Правилами определения статуса участника операции при совершении отдельных операций, подлежащих обязательному контролю (Таблица 3.2. Описание структуры ФЭС. Приказ N 18).
1. В случае, если у риелтора возникает обязанность представить сведения непосредственно об операции с денежными средствами, осуществляемой по сделке купли-продажи недвижимого имущества:
лицо, осуществившее оплату за приобретенное недвижимое имущество в рамках договора купли-продажи - покупатель, статус участника операции - "Плательщик";
лицо, осуществившее реализацию недвижимого имущества и получившего оплату за него - продавец, статус участника операции - "Получатель".
2. В случае, если риелтор непосредственно не участвует в совершении расчетов по сделке купли-продажи недвижимого имущества и не имеет возможности получить соответствующую информацию от участников сделки, то у такого риелтора возникает обязанность представить сведения об операции с имуществом:
лицо, осуществившее передачу недвижимого имущества в рамках договора купли-продажи - продавец, статус участника операции - "Плательщик";
лицо, получившее недвижимое имущество в рамках договора купли-продажи - покупатель, статус участника операции - "Получатель"