ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 1 марта 2018 года

О ПОВЫШЕНИИ
ВНИМАНИЯ НОТАРИУСОВ К ОТДЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ

На фоне усиления мер, принимаемых кредитными организациями по противодействию проведению сомнительных операций, недобросовестные клиенты прибегают к использованию механизмов, позволяющих беспрепятственно совершать финансовые операции подозрительного характера, в частности, посредством использования института исполнительной надписи нотариуса.

Исполнительные надписи нотариусов могут использоваться в качестве основания для возбуждения исполнительного производства и последующего списания денежных средств со счета должника по исполнительному листу в целях легализации операций по "обналичиванию" денежных средств, совершения "транзитных" переводов на счета третьих лиц в цепочке транзакций, направленных на вывод средств в теневой оборот и др.

В таких случаях основанием для совершения исполнительной надписи нотариуса является по сути фиктивная задолженность, что позволяет недобросовестным клиентами избегать применения к ним мер по снижению рисков, проводимых кредитными организациями.

Руководствуясь статьей 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", нотариусы обязаны принимать меры по идентификации клиентов, а также информированию Росфинмониторинга о совершении сомнительных операций (сделок) при наличии подозрений, что они совершаются в целях легализации преступных доходов, и финансирования терроризма.

В целях повышения эффективности принимаемых нотариусами мер и недопущения вовлечения нотариусов в проведение сомнительных операций рекомендуется:

- при идентификации клиентов анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах Федеральной налоговой службы "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" и Федеральной службы судебных приставов "Сервисы" (о наличии исполнительных производств), а также российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, например, информационное агентство ЗАО "Интерфакс" (система СПАРК, "Центр раскрытия корпоративной информации", "Проверка контрагента"), ООО "Интерфакс - Ди энд Би" (система DBAI, GRS, отчеты "Знай своего клиента"), ЗАО "СКРИН", Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), иные источники информации, доступные на законном основании;

- в случае выявления признаков недобросовестной деятельности клиента уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом такого клиента при совершении нотариальных действий, а также по возможности получать у клиента дополнительные сведения (документы) по операции (сделке);

- обращать особое внимание на следующие признаки:

1. признаки фиктивности гражданско-правовых договоров, например, связанные с оформлением, предметом, условиями исполнения договоров, характером деятельности участников договоров и др.;

2. совершение операций по депозитному счету нотариуса, в том числе в наличной форме, по основаниям, имеющим признаки фиктивности;

3. намерения клиентов получить нотариальное удостоверение доверенности от имени нескольких юридических лиц на имя одного и того же физического лица.

В случае выявления при совершении нотариальных действий вышеуказанных признаков информировать Росфинмониторинг в установленном порядке <1> по форме ФЭС 1-ФМ (02), с указанием в показателе "Код вида операции" кода 6001 и соответствующим кодом признака необычной операции.

--------------------------------

<1> Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110.

Согласовано
Заместитель министра юстиции
Д.В.НОВАК