МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 6 июня 2023 г. N Исх-24998/04

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 6

С наступлением летнего периода, а также с увеличением интенсивности воздушных перевозок, отмечается рост инцидентов и добровольных сообщений о столкновениях (угрозе столкновения) воздушных судов с птицами.

В 2023 году, по сравнению с 2022 годом, отмечается рост случаев столкновений воздушных судов (далее - ВС) с птицами, приведших к их повреждениям. На 31 мая 2023 года зарегистрирован 31 инцидент (на 31 мая 2022 года 17 инцидентов), связанных со столкновениями ВС с птицами. Кроме того, за указанный период 2023 года получено 224 сообщения о столкновениях (угрозах столкновений) ВС с птицами, не приведших к повреждениям ВС (на 31 мая 2022 года 210 сообщений).

Наиболее опасными являются случаи столкновения со стаями птиц.

Так, 20.04.2023, при заходе воздушного судна A-321 RA-73028 на посадку в аэропорту Домодедово, на предпосадочном снижении, по докладу экипажа, произошло столкновение со стаей птиц. При выполнении послеполетного осмотра ВС на стоянке обнаружены следы попадания птицы в виде перьев и крови на внешнем контуре входного направляющего аппарата левого двигателя, передней и правой стойках шасси, повреждено остекление рулежной фары на передней стойке шасси. Проводится расследование авиационного инцидента.

27.04.2023, при заходе воздушного судна RRJ-95B RA-89104 на посадку в аэропорту Нижний Новгород, непосредственно перед приземлением, на высоте 10 - 15 метров произошло столкновение со стаей птиц. При осмотре после заруливания обнаружены следы столкновения с птицами на лобовом стекле, носовой части фюзеляжа, механизации крыла лопатках вентилятора и ВНА КНД левого двигателя без видимых повреждений. При осмотре ВПП обнаружена тушка птицы (чайка), перья, фрагменты птицы. Проводится расследование авиационного инцидента.

Следует также отметить увеличение числа случаев столкновений (угрозы столкновений) ВС с другими животными на территории аэродромов. На 31 мая 2023 года учтено 21 столкновение (угрозы столкновений) с животными, не приведших к повреждениям ВС (из них 8 событий произошло с 1 по 31 мая). В 12 случаях экипажами ВС по указанию органа ОВД выполняли уход на второй круг для предотвращения столкновений с животными на ВПП.

Данные факты могут свидетельствовать о недостатках в работе аэродромных служб, операторов аэродрома и остальных организаций, задействованных в обеспечении полетов: эксплуатантов воздушных судов, органов обслуживания воздушного движения, а также недостатков в их взаимодействии.

В целях минимизации рисков для безопасности полетов, связанных со столкновением ВС с птицами и другими животными, предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.

1.2. Провести анализ фактического исполнения операторами аэродромов запланированных мероприятий в 2022 - 2023 годах на предмет выявления нарушения сроков выполнения мероприятий, по результатам которого организовать их исполнение.

2. Руководителям операторов аэродромов:

2.1. Довести данную информацию до специалистов, ответственных за орнитологическое обеспечение полетов.

2.2. Обеспечить исполнение положений, указанных в:

- информации по безопасности полетов N 9 <1> (письмо Росавиации от 04.08.2020 N Исх-31819/02);

- информации по безопасности полетов N 2 <1> (письмо Росавиации от 16.03.2021 N Исх-8987/04);

- информация по безопасности полетов N 5 <1> (письмо Росавиации от 21.05.2021 N Исх-17951/02);

- информации по безопасности полетов N 5 <1> (письмо Росавиации от 07.06.2022 N 20994/02);

- информации по безопасности полетов N 9 (письмо Росавиации от 17.08.2022 N 33606/04);

- директиве по безопасности полетов от 04.03.2022 N Исх-6949/04.

2.3. В рамках функционирования СУБП провести оценку эффективности уже принятых мер и нереализованных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, полноту и качество реализации положений Росавиации, изложенных в информациях по безопасности полетов (размещены в АМРИИП Росавиации, категории BIRD).

2.4. При планировании мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов также учитывать:

- определение перечня необходимых средств и устройств отпугивания, исходя из видового состава птиц;

- возможность применения различных средств, устройств и методов отпугивания птиц, включая мобильные, с учетом и их комбинирования исключая "привыкание" к ним.

2.5. В целях недопущения столкновения ВС с другими животными (кроме птиц):

- провести обследование периметрового ограждения на предмет выявления мест проникновения животных на территорию аэродрома;

- устранить на территории аэродрома факторы, способствующие проникновению и привлечению животных (открытое хранение мусора, особенно пищевых отходов, места возможного укрытия);

- обеспечить наличие специальных средств для отпугивания и отлова животных с территории аэродрома.

2.6. В случае выявления птиц и других животных незамедлительно информировать орган ОВД по средствам внутрипортовой связи.

2.7. Обеспечить финансирование запланированных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, в том числе повышение квалификации специалистов по орнитологическому обеспечению безопасности полетов.

3. Органам ОВД:

- усилить визуальный и радиолокационный контроль (при наличии радиолокатора) за скоплением и массовыми передвижениями птиц и других животных на пути движения ВС;

- в случае выявления птиц и других животных, незамедлительно информировать оператора аэродрома для принятия мер по их отпугиванию;

- оперативно уведомлять экипажи ВС о скоплениях и массовых перелетах птиц по курсу полета ВС, а также о наличии других животных на пути движения ВС.

4. Руководителям эксплуатантов ВС:

- провести занятия с экипажами ВС по действиям в сложной орнитологической обстановке;

- обеспечить своевременное направление форм отчетности о столкновении ВС с птицами и другими животными.

А.В.НЕРАДЬКО