МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 4 августа 2020 г. N Исх-31819/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 9 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

В первом полугодии 2020 года зафиксировано 214 случаев столкновений воздушных судов (далее - ВС) с птицами, 17 из которых привели к повреждениям ВС. За период с 2010 года по 30.06.2020 в Автоматизированной системе обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано 742 инцидента (включая 1 серьезный инцидент) и 3 аварии, связанные со столкновениями ВС с птицами. Из них в Российской Федерации произошло 522 события (включая 1 серьезный инцидент и 3 аварии), за пределами территории Российской Федерации - 130. Распределение абсолютных показателей по региону события представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение числа авиационных событий
(столкновение с птицами) по региону события

Распределение числа авиационных событий с ВС в результате столкновения с птицами по годам (с 2010 года по 30 июня 2020 года) представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Абсолютное число авиационных событий с воздушными
судами, связанных со столкновениями с птицами
в Российской Федерации и за рубежом

С 2010 года отмечается тенденция к увеличению ежегодного количества случаев столкновения ВС с птицами вплоть до 2018 года.

Распределение числа авиационных происшествий и инцидентов в результате столкновений ВС Российской Федерации с птицами на 100 тыс. взлетов и посадок представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Относительные показатели по столкновению
ВС с птицами с 2010 по 2019 гг.

Распределение количества авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами за период с 2010 года по 30.06.2020, представленное на рисунке 4, позволяет отметить, что самый высокий риск авиационного события приходится на наиболее сложные этапы полета - взлет и заход на посадку.

Рис. 4. Распределение количества авиационных событий
по этапам полета (с 2010 по 30 июня 2020 года).

В первой половине 2020 года в аэропортах (в районах аэропортов) Российской Федерации произошли 6 инцидентов. Аналогично росту относительного числа событий, связанных со столкновениями ВС с птицами, с 2013 года увеличилось количество аэропортов, в которых число столкновений ВС с птицами, приведших к их повреждению, за год превышает два или более (рисунок 5).

Рис. 5. Число аэропортов, в которых в течение года
происходило 2 и более инцидентов, связанных
со столкновениями с птицами

Распределение относительных показателей (количество авиационных происшествий и инцидентов на 100 тысяч вылетов и посадок) за период с 2015 года по первое полугодие 2020 года в аэропортах с 5 и более случаями столкновений ВС с птицами представлен на рисунке 6.

Рис. 6. Распределение относительного числа событий
по аэропортам с 2015 года по первое полугодие 2020 года
(число событий в аэропорту за указанный период > 5)

Наибольшее количество событий в аэропортах, представленных на рисунке 6, обусловлено как территориальным расположениям (наличие больших водных объектов, природных заповедников), так и большим количеством взлетно-посадочных операций. Дополнительным фактором, обуславливающим присутствие птиц в районах аэродромов, является наличие законных и незаконных свалок.

С целью снижения рисков столкновения ВС с птицами Росавиация с 2015 года ввела систему докладов обо всех случаях столкновений ВС с птицами (добровольные сообщения), независимо от последствий, с целью предоставления операторам аэродромов исходных данных для анализа рисков орнитологической обстановки в районе аэродрома.

Распределение абсолютных показателей столкновений ВС с птицами (угроз столкновений) представлен на рисунке 7.

Рис. 7. Количество сообщений о случаях столкновений
воздушных судов с птицами

Ежегодное увеличение количества докладов о столкновениях ВС с птицами, не приведших к повреждениям ВС, связано как с ежегодным увеличением числа полетов ВС Российской Федерации, так и с постоянным информированием Росавиацией операторов аэродромов и эксплуатантов ВС о необходимости направления форм отчетности (даже в тех случаях, когда имела место лишь угроза столкновения).

В целях принятия дополнительных мер, направленных на снижение рисков для безопасности полетов, связанных со столкновениями ВС с птицами, Росавиацией, в рамках своих полномочий, ежегодно выпускаются информации по безопасности полетов (директивные письма), в которых приводится анализ случаев столкновений ВС с птицами, происшедших в аэропортах Российской Федерации, и предлагаются к реализации конкретные меры по обеспечению безопасности полетов (размещены в АМРИПП Росавиации, категория BIRD).

В соответствии с Информацией по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 19.08.2019 N Исх-27957/02, дополнение к Информации по безопасности полетов N 11, письмо от 04.09.2019 N Исх-30489/02) в рамках осуществления мониторинга состояния приаэродромных территорий территориальными органами Росавиации проведена работа по обследованию приаэродромных территорий на предмет наличия объектов, способствующих массовому скоплению птиц. По результатам данной работы выявлено, что 28 объектов ухудшают орнитологическую обстановку и негативно влияют на обеспечение безопасности полетов. Росавиацией направлены обращения в адрес глав субъектов Российской Федерации (более 40 субъектов), в границах которых выявлены данные объекты, о необходимости прекращения их функционирования.

Вместе с тем до настоящего времени не в полном объеме реализованы предлагаемые Росавиацией в Информации по безопасности полетов N 8 (письмо от 28.05.2019 N Исх-17109/02) обобщенные рекомендации по орнитологическому обеспечению полетов, например, такие как:

о проведении оценки эффективности принимаемых мер по орнитологическому обеспечению полетов;

о проведении ежемесячных обследований района аэродрома для исключения создания на нем не согласованных с оператором аэродрома объектов, способствующих скоплению птиц (организованных и неорганизованных свалок, ферм, строящихся площадных объектов, требующих снятия верхнего грунтового слоя, и др.);

о рассмотрении вопроса о формировании бюджета предприятия на очередной год с учетом необходимых ассигнований на закупку средств для отпугивания птиц и обновления их устаревших образцов.

Также для повышения качества орнитологического обеспечения полетов, исходя из индивидуальных особенностей аэродрома и прилегающих к нему территорий, предлагалось:

регулярно проводить орнитологические обследования района аэродрома, в том числе с привлечением сотрудников специализированных научных организаций;

анализировать видовую принадлежность птиц, гнездящихся в районах аэродромов, а также наличие проходящих через район аэродрома путей суточной и сезонной миграции птиц;

своевременно выявлять и ликвидировать факторы, способствующие скоплению птиц (образование кустарников, болотистых образований, мест, гнездования, кладок яиц и т.д.);

осуществлять сбор и анализировать данные обо всех случаях столкновений ВС с птицами и другими животными (приводящих и не приводящих к инцидентам) в рамках собственной системы управления безопасностью полетов (СУБП) с целью снижения связанных с этим рисков для безопасности полетов;

проводить занятия со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов, в том числе разборы размещаемых в АМРИПП Росавиации материалов расследований инцидентов, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами и другими животными (категории BIRD, WILD);

в рамках деятельности внештатных групп привлекать, по возможности, специалистов подразделений Росгидромета, специализированных научных и учебных заведений орнитологической направленности, профессиональных орнитологов, в том числе на договорной основе.

Предлагаю:

Руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.

2. Оказывать содействие операторам сертифицированных аэродромов, в том числе с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в решении вопросов, связанных с ликвидацией незаконных мест размещения отходов (свалок).

3. Рекомендовать операторам аэродромов:

3.1. Довести данную информацию до специалистов, ответственных за орнитологическое обеспечение полетов, а также за внедрение и функционирование СУБП.

3.2. Провести в рамках функционирования СУБП дополнительную оценку эффективности принятых мер по орнитологическому обеспечению полетов, а также детальный анализ полноты и качества реализации всех рекомендаций Росавиации, изложенных в информациях по безопасности полетов с 2015 года, организовать планирование работ по орнитологическому обеспечению полетов с их учетом.

3.3. Обеспечить финансирование запланированных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов в необходимом объеме.

3.4. В рамках взаимодействия СУБП оператора аэродрома и эксплуатанта ВС проработать вопросы повышения качества обмена данными о столкновениях ВС с птицами, а также уточнения и дополнения этих данных с учетом приложения 1 к информации по безопасности N 8 за 2019 год.

4. До 03.09.2020 направить в адрес Росавиации исчерпывающую информацию о выполнении подконтрольными организациями гражданской авиации рекомендаций, изложенных в настоящей информации по безопасности полетов.

А.В.НЕРАДЬКО