1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы
Пунктом 1 положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 (далее - Положение), установлено, что Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);
2) лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;
3) государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом N 171-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, в том числе за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
4) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.2018
УЧАСТНИКИ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
|
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
|
организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
|
349
|
организации, осуществляющие хранение этилового спирта
|
1
|
организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции
|
1360
|
организации, осуществляющие хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции
|
33
|
организации, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурированного) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции
|
62
|
сельскохозяйственные товаропроизводители
|
5
|
ИТОГО, организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
|
1732 <1>
|
Количество объектов с основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, владение или хранение которого осуществляют лица в отсутствие соответствующей лицензии
|
44
|
--------------------------------
<1> Организациями осуществлялось несколько видов деятельности.
В 2017 году Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка проведено 6601 контрольное мероприятие.
Результативность контрольных мероприятий в 2017 году составила - 87,0%, при этом в ходе проведения контрольных мероприятий выявлено 6726 правонарушений.
Распределение проверок по видам подконтрольных субъектов
Наиболее распространенные виды нарушений:
нарушения, связанные с порядком учета продукции (в 2017 году наблюдается трехкратный рост по сравнению с 2016 годом);
нарушения, связанные с производством и оборотом алкогольной продукции без маркировки или с поддельными марками (порядка 1/5 от всех нарушений);
нарушения, связанные с несоблюдением установленных минимальных цен.
1. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка учета производства и оборота продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
Указанная группа правонарушений включает в себя:
- нефиксацию или несвоевременную фиксацию в ЕГАИС информации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- несоответствие информации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, зафиксированной в ЕГАИС, информации, отраженной в первичных учетных и сопроводительных документах, удостоверяющих легальность их производства и оборота;
- ведение первичных учетных документов (производственные журналы, первичные производственные документы и т.п.) с нарушением установленного порядка.
Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа с конфискацией продукции.
Кроме того, согласно подпункту 13 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
Для исключения данных нарушений подконтрольным субъектам необходимо:
- руководствоваться нормативными правовыми актами и инструктивным материалом, который размещается на сайте Росалкогольрегулирования;
- осуществлять контроль за своевременностью передачи информации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС;
- отслеживать операции с контрагентами и своевременно вносить изменения в сопроводительные и первичные учетные документы и ЕГАИС, в случае выявления несоответствий;
- обучать своих работников и контролировать их действия;
- следить за функционированием своих внутренних учетных систем.
2. Нарушения, связанные с маркировкой алкогольной продукции.
Данная группа нарушений включает в себя:
- производство и оборот алкогольной продукции без маркировки или с поддельными федеральными специальными и акцизными марками;
- маркировка алкогольной продукции с нарушением установленных требований законодательства.
Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена ст. 15.12. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа с конфискацией продукции.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции без маркировки или с поддельными федеральными специальными и акцизными марками является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
Федеральным законом N 171-ФЗ предусмотрено, что ответственность за оборот алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными и акцизными марками несет собственник, и он же обязан проверить продукцию не только на предмет фиксации в ЕГАИС производителем, полный комплект документов, но и оценить подлинность нанесенных федеральных специальных и акцизных марок.
В целях исключения/недопущения совершения данного правонарушения каждый из участников алкогольного рынка (как оптового, так и розничного звена) на постоянной основе должен проверять подлинность федеральных специальных и акцизных марок визуально, а также с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru).
Для визуальной проверки федеральных специальных и акцизных марок необходимо использовать информацию, размещенную на официальном сайте Росалкогольрегулирования, в том числе:
- общий вид и описание защитного комплекса федеральных специальных и акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;
- информация о степенях защиты федеральных специальных и акцизных марок, а также описание способов проверки их подлинности.
3. Нарушения, связанные с несоблюдением установленных минимальных цен.
В настоящее время законодательством Российской Федерации установлены цены, ниже которых не может реализовываться этиловый спирт, игристое вино (шампанское) и алкогольная продукция крепостью свыше 28% (водка, коньяк и др.).
Состав правонарушения включает в себя как поставку, так и закупку вышеуказанной продукции по цене, ниже установленной, в отношении алкогольной продукции установлены также цены ниже которых не может быть осуществлена ее розничная продажа.
Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена ст. 14.6 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа и (или) дисквалификацию на срок до трех лет.
Кроме того, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3.2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ указанное правонарушение является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В настоящее время ЕГАИС позволяет выявлять нарушения, связанные с несоблюдением установленных минимальных цен, в автоматическом режиме во всех сегментах алкогольного рынка.
Наиболее распространенная причина указанных нарушений связана с использованием дисконтных карт.
Во избежание негативных последствий рекомендуется привести в соответствие учетные системы организаций розничной торговли с точки зрения отражения скидки по конкретным товарам, провести инструктаж со своими работниками, которые отвечают за передачу информации в ЕГАИС.
Таким образом, используя электронные сервисы, разработанные Росалкогольрегулированием (функционал "Проверка марок" "Личного кабинета"), а также ЕГАИС, участники алкогольного рынка могут избежать совершения основных нарушений на алкогольном рынке.
Контроль за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Результаты работы Росалкогольрегулирования в части осуществления контроля за соблюдением организациями лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2017 год в разрезе федеральных округов представлены в таблице.
РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕМ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
ПРОИЗВОДСТВА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
Вид решения
|
Центральный федеральный округ
|
Северо-Западный федеральный округ
|
Южный федеральный округ
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
Приволжский федеральный округ
|
Уральский федеральный округ
|
Сибирский федеральный округ
|
Итого
|
Предписание лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии
|
17
|
8
|
16
|
20
|
4
|
3
|
9
|
80
|
Решение о приостановлении действия лицензии
|
5
|
2
|
13
|
12
|
2
|
3
|
37
|
|
Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии
|
2
|
6
|
6
|
2
|
1
|
17
|
||
Решение о возобновлении действия лицензии
|
1
|
3
|
2
|
6
|
||||
Решение об отказе в возобновлении действия лицензии
|
2
|
2
|
||||||
ВСЕГО
|
24
|
11
|
38
|
42
|
8
|
3
|
13
|
142
|
Сравнительный анализ решений и предписаний, принятых Службой, в отношении организаций, имеющих лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за 2016 - 2017 гг. приведен на диаграмме.
Контроль за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции
Результаты работы Росалкогольрегулирования в части осуществления контроля за соблюдением организациями лицензионных условий и требований в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2017 год в разрезе федеральных округов представлены в таблице.
РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕМ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
Вид решения
|
Центральный федеральный округ
|
Северо-Западный федеральный округ
|
Южный федеральный округ
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
Приволжский федеральный округ
|
Уральский федеральный округ
|
Сибирский федеральный округ
|
Дальневосточный федеральный округ
|
Итого
|
Предписание лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии
|
26
|
9
|
14
|
5
|
15
|
9
|
9
|
9
|
96
|
Решение о приостановлении действия лицензии
|
30
|
13
|
5
|
6
|
28
|
10
|
22
|
6
|
120
|
Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии
|
14
|
8
|
4
|
4
|
18
|
5
|
18
|
3
|
74
|
Решение о возобновлении действия лицензии
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
9
|
||
ВСЕГО
|
74
|
31
|
24
|
15
|
61
|
25
|
50
|
19
|
299
|
Сравнительный анализ решений, принятых Росалкогольрегулированием в отношении организаций, имеющих лицензии на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2016 - 2017 гг., приведен на диаграмме:
Основными нарушениями, послужившими для обращения Росалкогольрегулирования в суд с заявлениями об аннулировании лицензий по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2017 году, явились:
оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ либо с поддельными федеральными специальными и акцизными марками;
непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование лицензиата;
неустранение в срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии;
повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.
Росалкогольрегулированием вынесено 96 предписаний об устранении выявленных нарушений (на 52% меньше, чем в 2016 году).
Государственный надзор
за соблюдением обязательных требований в области
производства, закупки (в том числе импорта), поставок
(в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
установленных международными договорами Российской
Федерации, Федеральным законом N 171-ФЗ, другими
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
техническими регламентами, в том числе за розничной
продажей алкогольной продукции и розничной продажей
алкогольной продукции при оказании услуг общественного
питания в части соблюдения требований, установленных
статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Федерального
закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных
производства, закупки (в том числе импорта), поставок
(в том числе экспорта), хранения, перевозок
и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, а также государственного
надзора за использованием основного технологического
оборудования для производства этилового спирта,
которое подлежит государственной регистрации
(далее - Государственный надзор за соблюдением
обязательных требований)
В рамках Государственного надзора за соблюдением обязательных требований Росалкогольрегулированием в 2017 году проведено 429 проверок, по результатам которых выявлено 452 нарушения обязательных требований, в том числе:
148 нарушений обязательных требований;
304 нарушений, связанных с невыполнением предписания органа государственного контроля.
Службой и ее территориальными органами осуществляется мониторинг оснащения основного технологического оборудования организаций, осуществляющих производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, автоматическими средствами изменения и учета объема готовой продукции.
Так, за 2017 год в Росалкогольрегулирование поступило на рассмотрение 973 обращений с расчетами производственной мощности от организаций, осуществляющих производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, по которым Службой вынесены:
- 253 решения о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами изменения и учета объема готовой продукции;
- 644 решений о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами изменения и учета объема готовой продукции.
Государственный надзор за использованием
основного технологического оборудования для производства
этилового спирта, которое подлежит государственной
регистрации (далее - Государственный надзор)
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с производственной мощностью более 200 декалитров (далее - Оборудование) подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Ответственность за использование и (или) владение Оборудованием, незарегистрированным в установленном порядке, предусмотрена п. 5 ст. 14.17. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа с конфискацией Оборудования.
В рамках осуществления Государственного надзора за регистрацией Оборудования, владение которым либо хранение которого осуществляют лица в отсутствие соответствующей лицензии, выявлен 171 объект производства этилового спирта в отсутствие соответствующей лицензии с возможным нахождением на них основного технологического оборудования для производства этилового спирта, подлежащего государственной регистрации.
В период с 25 октября по 31 декабря 2017 г.:
а) по результатам контрольных мероприятий:
- установлено, что на 49 объектах отсутствует основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, подлежащее государственной регистрации;
- собственники 7 объектов подали заявление на государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта;
- арестовано 17 объектов с основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, подлежащим государственной регистрации, владение которым либо хранение которого осуществляют лица в отсутствие соответствующей лицензии, в том числе:
собственники 7 объектов подали заявление на государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта;
с 1 объекта вывезено основное технологическое оборудование в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027 "0 реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
б) собственники 27 объектов обратились в Росалкогольрегулирование с заявлением на государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта.