1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы

1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы

Пунктом 1 положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 (далее - Положение), установлено, что Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);

2) лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;

3) государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом N 171-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, в том числе за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

4) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.2018

УЧАСТНИКИ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
349
организации, осуществляющие хранение этилового спирта
1
организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции
1360
организации, осуществляющие хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции
33
организации, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурированного) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции
62
сельскохозяйственные товаропроизводители
5
ИТОГО, организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
1732 <1>
Количество объектов с основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, владение или хранение которого осуществляют лица в отсутствие соответствующей лицензии
44

--------------------------------

<1> Организациями осуществлялось несколько видов деятельности.

В 2017 году Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка проведено 6601 контрольное мероприятие.

Результативность контрольных мероприятий в 2017 году составила - 87,0%, при этом в ходе проведения контрольных мероприятий выявлено 6726 правонарушений.

Распределение проверок по видам подконтрольных субъектов

Наиболее распространенные виды нарушений:

нарушения, связанные с порядком учета продукции (в 2017 году наблюдается трехкратный рост по сравнению с 2016 годом);

нарушения, связанные с производством и оборотом алкогольной продукции без маркировки или с поддельными марками (порядка 1/5 от всех нарушений);

нарушения, связанные с несоблюдением установленных минимальных цен.

1. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка учета производства и оборота продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).

Указанная группа правонарушений включает в себя:

- нефиксацию или несвоевременную фиксацию в ЕГАИС информации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- несоответствие информации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, зафиксированной в ЕГАИС, информации, отраженной в первичных учетных и сопроводительных документах, удостоверяющих легальность их производства и оборота;

- ведение первичных учетных документов (производственные журналы, первичные производственные документы и т.п.) с нарушением установленного порядка.

Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа с конфискацией продукции.

Кроме того, согласно подпункту 13 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.

Для исключения данных нарушений подконтрольным субъектам необходимо:

- руководствоваться нормативными правовыми актами и инструктивным материалом, который размещается на сайте Росалкогольрегулирования;

- осуществлять контроль за своевременностью передачи информации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС;

- отслеживать операции с контрагентами и своевременно вносить изменения в сопроводительные и первичные учетные документы и ЕГАИС, в случае выявления несоответствий;

- обучать своих работников и контролировать их действия;

- следить за функционированием своих внутренних учетных систем.

2. Нарушения, связанные с маркировкой алкогольной продукции.

Данная группа нарушений включает в себя:

- производство и оборот алкогольной продукции без маркировки или с поддельными федеральными специальными и акцизными марками;

- маркировка алкогольной продукции с нарушением установленных требований законодательства.

Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена ст. 15.12. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа с конфискацией продукции.

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции без маркировки или с поддельными федеральными специальными и акцизными марками является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.

Федеральным законом N 171-ФЗ предусмотрено, что ответственность за оборот алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными и акцизными марками несет собственник, и он же обязан проверить продукцию не только на предмет фиксации в ЕГАИС производителем, полный комплект документов, но и оценить подлинность нанесенных федеральных специальных и акцизных марок.

В целях исключения/недопущения совершения данного правонарушения каждый из участников алкогольного рынка (как оптового, так и розничного звена) на постоянной основе должен проверять подлинность федеральных специальных и акцизных марок визуально, а также с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru).

Для визуальной проверки федеральных специальных и акцизных марок необходимо использовать информацию, размещенную на официальном сайте Росалкогольрегулирования, в том числе:

- общий вид и описание защитного комплекса федеральных специальных и акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;

- информация о степенях защиты федеральных специальных и акцизных марок, а также описание способов проверки их подлинности.

3. Нарушения, связанные с несоблюдением установленных минимальных цен.

В настоящее время законодательством Российской Федерации установлены цены, ниже которых не может реализовываться этиловый спирт, игристое вино (шампанское) и алкогольная продукция крепостью свыше 28% (водка, коньяк и др.).

Состав правонарушения включает в себя как поставку, так и закупку вышеуказанной продукции по цене, ниже установленной, в отношении алкогольной продукции установлены также цены ниже которых не может быть осуществлена ее розничная продажа.

Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена ст. 14.6 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа и (или) дисквалификацию на срок до трех лет.

Кроме того, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3.2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ указанное правонарушение является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

В настоящее время ЕГАИС позволяет выявлять нарушения, связанные с несоблюдением установленных минимальных цен, в автоматическом режиме во всех сегментах алкогольного рынка.

Наиболее распространенная причина указанных нарушений связана с использованием дисконтных карт.

Во избежание негативных последствий рекомендуется привести в соответствие учетные системы организаций розничной торговли с точки зрения отражения скидки по конкретным товарам, провести инструктаж со своими работниками, которые отвечают за передачу информации в ЕГАИС.

Таким образом, используя электронные сервисы, разработанные Росалкогольрегулированием (функционал "Проверка марок" "Личного кабинета"), а также ЕГАИС, участники алкогольного рынка могут избежать совершения основных нарушений на алкогольном рынке.

Контроль за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Результаты работы Росалкогольрегулирования в части осуществления контроля за соблюдением организациями лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2017 год в разрезе федеральных округов представлены в таблице.

РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕМ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
ПРОИЗВОДСТВА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

Вид решения
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Итого
Предписание лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии
17
8
16
20
4
3
9
80
Решение о приостановлении действия лицензии
5
2
13
12
2
3
37
Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии
2
6
6
2
1
17
Решение о возобновлении действия лицензии
1
3
2
6
Решение об отказе в возобновлении действия лицензии
2
2
ВСЕГО
24
11
38
42
8
3
13
142

Сравнительный анализ решений и предписаний, принятых Службой, в отношении организаций, имеющих лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за 2016 - 2017 гг. приведен на диаграмме.

Контроль за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Результаты работы Росалкогольрегулирования в части осуществления контроля за соблюдением организациями лицензионных условий и требований в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2017 год в разрезе федеральных округов представлены в таблице.

РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕМ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

Вид решения
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Итого
Предписание лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии
26
9
14
5
15
9
9
9
96
Решение о приостановлении действия лицензии
30
13
5
6
28
10
22
6
120
Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии
14
8
4
4
18
5
18
3
74
Решение о возобновлении действия лицензии
4
1
1
1
1
1
9
ВСЕГО
74
31
24
15
61
25
50
19
299

Сравнительный анализ решений, принятых Росалкогольрегулированием в отношении организаций, имеющих лицензии на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2016 - 2017 гг., приведен на диаграмме:

Основными нарушениями, послужившими для обращения Росалкогольрегулирования в суд с заявлениями об аннулировании лицензий по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2017 году, явились:

оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ либо с поддельными федеральными специальными и акцизными марками;

непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование лицензиата;

неустранение в срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии;

повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.

Росалкогольрегулированием вынесено 96 предписаний об устранении выявленных нарушений (на 52% меньше, чем в 2016 году).

Государственный надзор
за соблюдением обязательных требований в области
производства, закупки (в том числе импорта), поставок
(в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
установленных международными договорами Российской
Федерации, Федеральным законом N 171-ФЗ, другими
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
техническими регламентами, в том числе за розничной
продажей алкогольной продукции и розничной продажей
алкогольной продукции при оказании услуг общественного
питания в части соблюдения требований, установленных
статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Федерального
закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных
производства, закупки (в том числе импорта), поставок
(в том числе экспорта), хранения, перевозок
и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, а также государственного
надзора за использованием основного технологического
оборудования для производства этилового спирта,
которое подлежит государственной регистрации
(далее - Государственный надзор за соблюдением
обязательных требований)

В рамках Государственного надзора за соблюдением обязательных требований Росалкогольрегулированием в 2017 году проведено 429 проверок, по результатам которых выявлено 452 нарушения обязательных требований, в том числе:

148 нарушений обязательных требований;

304 нарушений, связанных с невыполнением предписания органа государственного контроля.

Службой и ее территориальными органами осуществляется мониторинг оснащения основного технологического оборудования организаций, осуществляющих производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, автоматическими средствами изменения и учета объема готовой продукции.

Так, за 2017 год в Росалкогольрегулирование поступило на рассмотрение 973 обращений с расчетами производственной мощности от организаций, осуществляющих производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, по которым Службой вынесены:

- 253 решения о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами изменения и учета объема готовой продукции;

- 644 решений о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами изменения и учета объема готовой продукции.

Государственный надзор за использованием
основного технологического оборудования для производства
этилового спирта, которое подлежит государственной
регистрации (далее - Государственный надзор)

В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с производственной мощностью более 200 декалитров (далее - Оборудование) подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Ответственность за использование и (или) владение Оборудованием, незарегистрированным в установленном порядке, предусмотрена п. 5 ст. 14.17. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа с конфискацией Оборудования.

В рамках осуществления Государственного надзора за регистрацией Оборудования, владение которым либо хранение которого осуществляют лица в отсутствие соответствующей лицензии, выявлен 171 объект производства этилового спирта в отсутствие соответствующей лицензии с возможным нахождением на них основного технологического оборудования для производства этилового спирта, подлежащего государственной регистрации.

В период с 25 октября по 31 декабря 2017 г.:

а) по результатам контрольных мероприятий:

- установлено, что на 49 объектах отсутствует основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, подлежащее государственной регистрации;

- собственники 7 объектов подали заявление на государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта;

- арестовано 17 объектов с основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, подлежащим государственной регистрации, владение которым либо хранение которого осуществляют лица в отсутствие соответствующей лицензии, в том числе:

собственники 7 объектов подали заявление на государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта;

с 1 объекта вывезено основное технологическое оборудование в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027 "0 реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";

б) собственники 27 объектов обратились в Росалкогольрегулирование с заявлением на государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта.