IX. Перспективы развития индустрии детских товаров на период до 2020 года

IX. Перспективы развития индустрии детских товаров
на период до 2020 года

В среднесрочной перспективе развитие индустрии детских товаров в России будет определяться следующими основными тенденциями:

исчерпание имеющихся технологических заделов при росте потребности в активизации инновационно-инвестиционного компонента роста;

увеличение дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

наличие значительной доли контрафактных и нелегально произведенных изделий;

усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.

С учетом указанных факторов основные варианты развития индустрии детских товаров в Российской Федерации будут определяться влиянием следующих ключевых факторов:

интенсивность технологического обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;

интенсивность инновационных разработок и вывода их на рынок;

интенсивность развития кадрового потенциала, в том числе увеличение числа междисциплинарных специалистов;

совершенствование технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия;

интеграция логистических процессов за счет снижения посреднической цепочки;

активное использование механизмов продвижения российских продуктов;

создание условий для развития цивилизованных форм специализированной розничной торговли и стимулирование спроса на товары российского производства.

В зависимости от степени влияния этих факторов выделяются инерционный и умеренно оптимистический сценарии развития индустрии в среднесрочной перспективе.

Инерционный сценарий базируется на показателях 1-го варианта развития российской экономики до 2030 года, рассчитанного в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 года Министерством экономического развития Российской Федерации. Этот сценарий характеризуется частичной модернизацией социальной сферы и частичной реализацией целей социального развития к 2018 году, усилением дифференциации по доходам и низкой доступностью социальных услуг, доминированием сырьевого сектора, ростом импорта товаров и технологий.

В случае реализации инерционного сценария произойдет резкое падение объемов производства, налоговых поступлений, сокращение численности работников индустрии. В то же время экономика зарубежных стран будет успешно развиваться за счет вложений российских потребителей (при покупке импортной продукции) в развитие производства товаров за рубежом. В индустрии не будут реализованы системные проекты, что приведет к дальнейшему снижению технологической конкурентоспособности производств. Не будут реализованы меры поддержки со стороны государства. Появится вероятность того, что к 2020 году российская индустрия детских товаров станет полностью неконкурентоспособным подсектором экономики.

Умеренно оптимистический сценарий базируется на показателях 2-го варианта развития российской экономики до 2030 года, рассчитанного в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 года Министерством экономического развития Российской Федерации. Этот сценарий характеризуется масштабной модернизацией социальной сферы на федеральном и региональном уровнях, снижением дифференциации доходов, ростом производительности труда в 1,4 раза к 2018 году и в 2,3 раза к 2030 году, диверсификацией экономики и экспорта, ростом доли высокотехнологичных отраслей и дальнейшим развитием экономики знаний. Реализация умеренно оптимистического сценария позволит выйти на целевые показатели развития индустрии к 2020 году. Это будет осуществлено за счет развития кадрового потенциала индустрии, повышения инновационной, инвестиционной и экспортной привлекательности индустрии. Этот сценарий предусматривает целевые меры государственной поддержки индустрии, меры по привлечению инвестиций на техническое перевооружение и реализацию высокотехнологичных проектов. Это позволит обеспечить разработку и внедрение новых технологий и повысить доступность товаров для детей и семей с детьми.

При реализации умеренно оптимистического сценария доля российских товаров для детей на рынке составит 45 процентов. Стоимость детских товаров снизится за счет снижения административных издержек на 15 процентов.

Целевые индикаторы и показатели Стратегии приведены в приложении N 13.