8. Малое и среднее предпринимательство в индустрии детских товаров

8. Малое и среднее предпринимательство в индустрии
детских товаров

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система статистического наблюдения за работой организаций малого и среднего предпринимательства в сфере индустрии детских товаров. Создание статистического учета деятельности таких организаций в этой сфере является одной из важных задач Стратегии. Для оценки роли малого и среднего предпринимательства в индустрии детских товаров в этой Стратегии использована экспертная оценка Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (экспертное мнение членов ассоциации на основании опросов).

Субъекты малого и среднего предпринимательства составляют основную часть организаций, работающих в индустрии детских товаров, 80 процентов общего числа хозяйствующих субъектов указанной индустрии промышленности, которые контролируют 53 процента рынка. Среди них высока доля женских (до 30 процентов) и семейных (до 25 процентов) предприятий малого и среднего предпринимательства. Доля организаций малого и среднего предпринимательства в объеме рынка в товарных группах приведена в приложении N 6.

В Российской Федерации действуют программы развития малого и среднего предпринимательства, которые координируются на уровне федеральных органов исполнительной власти при взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей и отраслевыми ассоциациями. Ведущая роль в реализации таких программ отводится органам власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в рамках экспериментального проекта выделено несколько регионов, среди которых Пермский край, Ульяновская область, г. Москва и некоторые другие субъекты Российской Федерации, для детального изучения опыта успешной реализации в этих регионах программ развития малого и среднего предпринимательства в сфере индустрии детских товаров. Такой анализ позволит в последующем внести изменения в нормативную правовую базу региона. Как правило, в большинстве субъектов Российской Федерации существует недостаточное количество объектов розничной торговли детскими товарами, преобладает рыночная торговля и, как следствие, недостаточно развиты цивилизованные формы предпринимательской деятельности. Все эти факторы в рамках представленной Стратегии определяют приоритетные направления деятельности, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства, прежде всего в субъектах Российской Федерации.

В отраслевой цепочке индустрии могут быть выделены следующие направления в развитии малого и среднего предпринимательства:

в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и маркетинга (исследования, разработки, промышленный дизайн) - развитие инновационного предпринимательства в индустрии, использование действующей инфраструктуры поддержки инноваций, исследование перспективных рынков, создание новых продуктов, стимулирование работы проектных команд (стартапов), состоящих из специалистов различных сфер (дизайнеров, технологов, психологов, педагогов, физиологов и др.). Ключевым моментом государственной политики является развитие инфраструктуры промышленного дизайна, поддержка центров промышленного дизайна и прототипирования российских производителей детских товаров и центров молодежного инновационного творчества;

в области развития производства малого и среднего предпринимательства:

оказание содействия в создании инновационно-промышленных кластеров, технопарков, технополисов с логистическими центрами для увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции;

в области розничной торговли индустрии детских товаров в соответствии с государственной политикой в сфере развития торговли малого и среднего предпринимательства:

развитие современных форматов торговли (образовательно-досуговых, торгово-развлекательных центров, специализированных предприятий розничной торговли, фирменных магазинов отечественных производителей);

включение предприятий розничной торговли, проходящих передислокацию с открытых рынков в стационарные объекты розничной торговли, в программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства необходимо проводить постоянный мониторинг и на его основании уточнять программы развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в части индустрии детских товаров.