11. Состояние специализированной розничной торговли
По структуре традиционных каналов сбыта российский рынок не отличается от общемирового рынка детских товаров. Значительная доля в структуре продаж принадлежит специализированным магазинам.
Необходимо отметить, что доля рыночной торговли велика, в городах с численностью жителей свыше 100 тыс. человек она достигает 20 процентов, а в некоторых городах и поселениях доходит до 50 процентов, что значительно опережает аналогичный показатель в странах Европы. По экспертным данным Ассоциации индустрии детских товаров, доля неорганизованной розницы во Франции составляет 3 процента, в Германии - 4 процента. В перспективе доля неорганизованной розницы в структуре продаж будет падать.
Растет доля детских товаров в аптечных организациях, что связано с малой мобильностью родителей первых лет жизни ребенка и доверием к медицинским каналам продаж. Но развитие продажи детских товаров в аптеках сдерживается спецификой перечня изделий медицинского назначения, разрешенных к продаже в аптечных организациях. Этот перечень не содержит четкой формулировки относительно детских товаров.
Активное развитие получает в настоящее время розничная торговля по франчайзингу и онлайн-торговля.
Потенциальной сферой развития онлайн-торговли является освоение региональных рынков. Основной задачей является удаление тех, кто неспособен предложить потребителю качественные товары и обслуживание, а также необходимость способствовать развитию транспортной инфраструктуры и повышению доступности сети "Интернет".
Детские товары входят в число 5 самых продаваемых товарных категорий. В общей структуре интернет-торговли товары для детей показывают существенный прирост - с 11,3 млрд. рублей в 2011 году до 23,8 млрд. рублей в 2012 году. В структуре продаж детских товаров через сеть "Интернет" преобладают детская одежда (19,5 процента), игрушки (14,5 процента), подгузники (10,4 процента), развивающие игры (9,6 процента), детская обувь (7,9 процента), детское питание (7,7 процента). Детские книги, коляски, мебель и детская косметика составляют от 3,7 до 4,7 процента.
Самыми развитыми регионами российского рынка интернет-торговли детскими товарами остаются г. Москва и Московская область, на их долю приходится 33,6 процента объема рынка в стоимостном выражении. На г. Санкт-Петербург приходится доля в 9,2 процента, на города-миллионники в общем - 14,4 процента. В категории россиян с доходом выше среднего пользователи сети "Интернет" составляют 84 процента. Значительно ниже этот процент у граждан со средним доходом (60 процентов), очень низкий - у граждан с доходом ниже среднего (29 процентов).
Перспективность онлайн-торговли продиктована увеличением аудитории интернет-пользователей, растущим доверием к этому каналу продаж, ростом инвестиционной активности в отрасли. В то же время действуют факторы, сдерживающие рост рынка интернет-торговли детскими товарами в России. Это логистические проблемы, особенно в регионах, характеризующихся невысоким качеством почтовых услуг, неразвитостью банковской системы и платежных систем, нехваткой квалифицированных специалистов по маркетингу и логистике. В регионах не решены проблемы доставки, существуют серьезные проблемы со складскими помещениями. К негативным факторам стоит отнести также относительно длительный срок возврата инвестиций.
Если рассматривать детские специализированные сети с точки зрения потребителя, то самыми привлекательными местами для покупки детских товаров являются "Детский мир", "Дочки и Сыночки", "Дети", "Бегемот", "Кораблик". Лидером по числу торговых точек, объему торговых площадей и обороту среди мультикатегорийных специализированных детских магазинов является группа компаний "Детский мир". В настоящее время она состоит из 198 форматных супер- и гипермаркетов в 98 городах России и Казахстана. Совокупная площадь торговых объектов сети составляет свыше 360 тыс. кв. м. Выручка группы компаний "Детский мир" в 2012 году превысила 27,75 млрд. рублей.
Перечень основных игроков в сегменте "Специализированные магазины" (по данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров) приведен в приложении N 12.
Таким образом, для развития специализированной розничной торговли необходимо обеспечить тиражирование лучших практик по обеспечению семей с детьми детскими товарами, в том числе распространение опыта г. Санкт-Петербурга по предоставлению права некоторым категориям семей приобретения исключительно товаров для детей и детского питания по фиксированным ценам.
Также необходимо оптимизировать ассортимент детских товаров, продаваемых в аптечных организациях, что повысит доступность товаров для маломобильных молодых семей.