VII. Системные проблемы российской индустрии детских товаров

VII. Системные проблемы российской индустрии
детских товаров

В России практически отсутствуют предприятия, имеющие полный цикл изготовления продукции. Наблюдается слабая отечественная сырьевая база и дороговизна импортных расходных материалов. Многие предприятия организовывают производство своей продукции за пределами Российской Федерации, преимущественно в странах Центральной и Восточной Азии, где создана вся необходимая инфраструктура и хорошо развиты смежные рынки, таким образом, даже для небольшой фирмы имеется возможность организации производства широкого ассортимента продукции в предельно короткие сроки в необходимом качестве и объеме.

Проведенный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации мониторинг показал, что ежегодное обновление технологического оборудования в индустрии не превышает 3 - 4 процента, а коэффициент обновления основных фондов в 4 раза ниже минимально необходимого. Эти результаты свидетельствуют о том, что в структуре станочного парка доля технологического оборудования с высоким физическим и моральным износом (со сроком службы более 20 лет) составляет около 80 процентов. Доля производственных мощностей, не отвечающих современным техническим требованиям, превышает 45 процентов. Ситуацию усугубляет низкий удельный вес освоения инноваций: в индустрии менее 3 процентов общего количества предприятий осваивают инновационные разработки и эффективные технологические решения.

Анализ современного состояния предприятий индустрии детских товаров показал, что при наличии положительных тенденций в развитии остаются проблемы, негативно влияющие на экономический рост и финансовую устойчивость.

Основными системными проблемами, требующими скорейшего решения, являются следующие:

слаборазвитая производственная инфраструктура (в том числе технологии и оборудование) и инновационная составляющая индустрии. Ежегодно лидеры рынка тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию игрушек - 2-ой по величине товарной группы индустрии - средства в размере 3 - 5 процентов продаж. В России этот показатель ниже 1 процента;

наличие на российском рынке большого количества контрафактных и нелегально произведенных изделий. Одним из ключевых звеньев роста российского производства детских товаров могут стать специализированные детские магазины, которые, изучив потребительские предпочтения и направления развития, формируют заказы на производство того или иного типа продукции. Проведенная оценка показала, что в настоящее время система контроля за безопасностью и качеством продукции для детей не позволяет обеспечить должный уровень контроля за обращающейся на рынке продукцией. В наибольшей степени от сложившейся ситуации страдают потребители продукции и добросовестные производители. Объем нелегального рынка составляет 30 процентов;

слабая развитость существующих механизмов продвижения (маркетинга) российских продуктов (образов, товаров, услуг) как на российские, так и на внешние рынки. Для этой цели могут быть использованы такие формы работы, как участие в выставках, использование социальной рекламы, помощь в патентовании и другое. Ежегодно лидеры рынка тратят на продвижение товаров 8 - 10 процентов продаж. В России этот показатель менее 3 процентов;

кадровая проблема, заключающаяся в дефиците специалистов, владеющих специфическими знаниями для разработки, производства и сбыта детских товаров. Подходы к разработке государственных образовательных и профессиональных стандартов в индустрии детских товаров не уточнялись уже более 30 лет;

несовершенство нормативной правовой базы индустрии. В настоящее время в индустрии нет определений базовых понятий "индустрия детских товаров", "российский производитель детских товаров", "развивающая предметно-пространственная среда для детей", отсутствует распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в индустрии.