1. Характеристика внешних составляющих индустрии детских товаров
Ключевое отличие рынка детских товаров от других рынков заключается в потребителе. На рынке детских товаров существуют 2 группы потребителей - дети и взрослые, при этом потребитель не равен покупателю, поскольку решение о покупке и ее финансировании, как правило, принимают взрослые, а потребителями продукта являются дети. С возрастом влияние ребенка на выбор товара растет.
По данным Росстата, число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно, проживающих на начало 2012 года на территории Российской Федерации, составило 26,5 млн. человек, что в структуре населения России составляет 18,5 процента. Численность детей в возрасте от 0 до 15 лет составляет 23,5 млн. человек, или 16,5 процента, численность детей в возрасте от 0 до 4 года - 8,4 млн. человек или 5,9 процента.
На протяжении 18 лет (1990 - 2007 годы) численность детей в возрасте от 0 до 15 лет сокращалась, но с 2008 года отмечается ее значительный рост. В 2012 году были отмечены самые высокие за последние 20 лет демографические показатели. Число детей, родившихся в 2012 году (1896,3 тыс. детей), превысило аналогичный показатель 2011 года (1796,6 тыс. человек) на 99,7 тыс. человек. Суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста, в 2012 году составил 1,7 человека (в 2011 году - 1,582, в 2010 году - 1,567, в 2009 году - 1,542).
К основным демографическим тенденциям относятся следующие:
устойчивый рост рождаемости, связанный с повышением уровня жизни населения, реализация государственных программ, а также вступление в активный детородный период женщин (20 - 35 лет), родившихся в период роста рождаемости конца 70 - 80-х годов;
постепенное увеличение количества детей в возрасте до 5 лет. По данным Росстата, в 2000 году эта категория детей составляла лишь 24,6 процента при абсолютном доминировании количества детей подросткового возраста, а в 2012 году их количество было уже на уровне 37,7 процента;
снижение количества детей в возрасте до 14 лет (включительно) в общей численности детей с 45,5 до 29,6 процента.
Современные дети обладают собственными финансовыми средствами, которые им выдают родители и на которые они совершают самостоятельные покупки.
По данным исследований, в 2012 году российские дети от 6 до 15 лет потратили на покупки 191 млрд. рублей. С 2010 года траты детей выросли в 2 раза.
В связи с особенностями эмоционального и психологического развития дети очень восприимчивы к воздействию извне, поэтому использование персонажей и образов из мультипликационных фильмов является одним из самых эффективных способов общения с детьми. Дети являются самыми активными потребителями лицензионной продукции, а доля детских товаров в объеме современного лицензионного рынка товаров составляет более 50 процентов. По оценкам экспертов, в России в 2012 году 77 процентов детей от 4 лет инициировали покупку товара, на упаковке которого размещен тот или иной персонаж. Более половины детей в возрасте от 4 до 15 лет предпочитают носить одежду с изображением любимых героев. Наличие таких образов-символов на упаковке является важным для каждого 5-го ребенка при пользовании средствами гигиены, покупке продуктов питания, сладостей или детских игрушек, косметики и парфюмерии.
Наиболее важными свойствами продуктов для детей являются интерактивность, доступность и социальное воздействие. По данным Российской академии образования, несмотря на активность и раннюю вовлеченность ребенка в общение, 30 - 40 процентов детей приходят в первый класс начальной школы с недостаточно сформированными компонентами готовности к процессу обучения. В связи с этим в настоящее время огромное значение придается концепции развивающего обучения от педагогики повседневности (традиционной) к педагогике развития (инновационной) - развивающему школьному обучению.
В качестве основных характеристик взрослого потребителя детской продукции можно выделить следующие:
новое демографическое поведение матерей, желающих иметь более 2 детей;
увеличение среднего возраста матери при рождении ребенка. По данным исследований, в 2008 - 2012 годах доля матерей, родивших первого ребенка в возрасте от 25 до 29 лет, в общем количестве матерей выросла. В настоящее время средний возраст матерей, родивших 1-го ребенка, составляет 24,5 года. Для сравнения аналогичный показатель в США составляет 25,3 года, в Японии и Германии - 30 лет;
увеличение среднего возраста матерей. Группа матерей старше 30 лет с детьми составляет 46 процентов;
увеличение доли населения, положительно относящегося к браку, в общей численности населения. По данным Росстата, за 2011 год коэффициент брачности (число браков на 1000 человек) составил 9,2. При этом коэффициент разводов составил 4,7 (на 1000 человек), который в динамике с 2003 года остается стабильным. Наиболее высок общий коэффициент брачности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Наиболее низкими показателями брачности отличаются Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва и Ленинградская область;
повышение уровня образованности матерей. По данным исследований, в 2012 году в городах с населением более 1000 человек доля матерей с высшим образованием в общем количестве матерей выросла до 63 процентов (в 2008 году - 54 процента);
совмещение работы и семьи. Это общая тенденция как для России, так и для большинства европейских стран. Доминирующим мотивом занятости для женщин с детьми является мотив экономической независимости;
рост ценности здоровья, который отражается на выборе детских товаров.
Экологичность, безопасность и ценность для здоровья являются ключевыми факторами выбора родителей товаров для новорожденных, детского питания и косметики.
Для формирования спроса (потребительских предпочтений) в негосударственном секторе в 2014 - 2020 годах необходимо организовать проведение просветительских кампаний для формирования спроса на отечественные товары и услуги для детей, а также оказывать государственную поддержку социально значимым теле- и радиопрограммам, документальным телевизионным фильмам, интернет-сайтам, печатным средствам массовой информации, литературе для детей и молодежи.
Одной из проблем совершенствования кадровой политики в индустрии является отсутствие официальных статистических данных о количестве занятых в ней людей. По экспертным данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, в индустрии занято более 300 тыс. человек, основная часть которых является субъектами малого и среднего предпринимательства.
В производственной сфере крупными работодателями являются обувная фабрика "Лель" (900 человек), фабрика игрушек "Весна" (600 человек) и другие. В производственной сфере занято менее 90 тыс. человек.
В торговой сфере занято более 210 тыс. человек, из них в специализированной рознице занято более 90 тыс. человек.
Основная масса занятых в торговой сфере приходится на неорганизованную розницу (преимущественно микропредприятия с небольшим количеством занятых на них людей, не более 15 человек).
Перед индустрией детских товаров, с одной стороны, и системой профессионального образования, с другой стороны, стоит задача совершенствования отраслевой кадровой политики. Действующая система профессионального образования не способна в полной мере удовлетворить запросы со стороны исследовательских, промышленных и торговых организаций. В 2006 году прекратил свою работу единственный в России Всероссийский научно-исследовательский институт изделий для детей (прежнее наименование - Институт игры и игрушки Министерства легкой промышленности). Единственным специализированным учреждением среднего профессионального образования до 2012 года являлся Российский художественно-технический колледж игрушки (г. Сергиев Посад, Московская область). В настоящее время это образовательное учреждение находится в стадии реорганизации.
В индустрию приходят специалисты, которые учились по смежным специальностям (дизайнер, конструктор одежды и др.) и не обладают знаниями детской специфики (физиологии и психологии детей, эргономики, специальных санитарно-гигиенических требований). Таким образом, кадровое обеспечение процессов развития индустрии происходит за счет предприятий.
Между тем детская специализация важна. Представители индустрии и организации в сфере образования и подготовки кадров отмечают актуальность и востребованность таких профессий, как дизайнер игры и игрушки, специалист по маркетингу детских товаров, специалист по качеству продукции, предназначенной для детей, экскурсовод по детскому туризму, менеджер-консультант детских товаров, которые требуют знаний в области физиологии и психологии детского возраста. Острейшим образом стоит вопрос подготовки специалистов по анимации и медиа. В рамках правового регулирования и администрирования кинематографии и мультипликации необходимо стимулировать формирование новых и обеспечивать активную поддержку существующих программ подготовки в профильных учреждениях профессионального образования.
При запуске механизма мониторинга Стратегии (в том числе организации статистического учета в индустрии) начиная с 2014 года будет проведен мониторинг занятых в индустрии. На основании ежегодного мониторинга будет проводиться анализ и прогноз развития производительности труда в индустрии.
Для обеспечения кадровых потребностей индустрии будет сформирована отраслевая система прогнозирования кадровых потребностей на основе анализа профессионально-квалификационной структуры индустрии детских товаров и на ее основе уточнены контрольные цифры приема в вузы. Также будут разработаны профессиональные стандарты и на их основе актуализированы федеральные государственные образовательные стандарты. Отраслевыми общественными объединениями будет реализован механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования.
Важным элементом системы кадрового обеспечения индустрии станет отраслевая технологическая платформа.
Значимыми факторами, влияющими на доступность и качество детских товаров, являются таможенное администрирование и техническое регулирование.
Сравнительный анализ показал, что цены на детские товары в России в 1,2 - 1,7 раза выше по сравнению с другими странами. Наименьшие различия имеются в товарной категории "игрушки", максимальные различия в товарной категории "детская одежда".
При этом необходимо отметить, что:
наценка и маржа организаций в Российской Федерации не отличается, а иногда ниже, чем в других странах, а финансовый результат организации в Российской Федерации ниже, чем, например, на польском рынке;
налог на добавленную стоимость на детские товары во всех рассмотренных странах составляет 18 - 20 процентов, в Российской Федерации - 10 процентов;
товары для всех рынков абсолютно идентичны и произведены на одних и тех же фабриках, преимущественно в Китае;
стоимость морского фрахта и других логистических затрат отличается при поставках из Китая несущественно.
Повышенные цены на детские товары в России обусловлены следующими причинами:
высокая доля в конечной цене посреднической (дистрибуторской) наценки, связанной с недостаточной развитостью прямых связей между производителями и организациями торговли;
особенности таможенного администрирования, выражающегося в высоких затратах на таможенное оформление ввозимой продукции.
Вместе с тем детские товары входят в тройку товаров-лидеров со значительной долей контрафакта.
В 2014 году планируется принять ряд технических регламентов и стандартов в сфере индустрии детских товаров Таможенного союза. В 2012 году принят 31 технический регламент Таможенного союза, из них 8 технических регламентов вступили в силу в 2012 году, в том числе 3 технических регламента "О безопасности игрушек", "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" и "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" - в сфере индустрии детских товаров. В 2013 году вступают в силу 13 технических регламентов Таможенного союза, из них 2 технических регламента "О безопасности пищевой продукции" и "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" - в сфере индустрии детских товаров. В 2014 - 2015 годах вступают в силу 10 технических регламентов Таможенного союза, из них технический регламент "О безопасности мебельной продукции" - в сфере индустрии детских товаров.
Принятые технические регламенты Таможенного союза, с одной стороны, гармонизированы с международными требованиями по большей части позиций, с другой - основаны на ранее действующей базе стандартов.
В рамках системы оценки соответствия сместились акценты контроля за безопасностью продукции на предупредительные формы контроля, ограничивающие вхождение продукта на рынок. Обращающаяся на рынке продукция остается без должного контроля, тем самым не обеспечивается оперативное удаление с рынка опасной продукции. Кроме того, отсутствие конкуренции среди компаний, предоставляющих услуги по оценке соответствия, приводит к завышению цен на рынке, что в итоге сказывается на стоимости детских товаров для конечного потребителя.
В 2012 году Роспотребнадзором было проведено 26040 исследований образцов товаров детского ассортимента (из них 15165 исследований образцов импортируемых товаров, или 58,2 процента).
В ходе контрольно-надзорных мероприятий было изъято из оборота 1276 партий игр и игрушек (403358 единиц игрушек) на сумму более 1,5 млн. рублей (из них на сумму 1,4 млн. рублей импортируемых игрушек и на сумму 160 тыс. рублей отечественных игрушек).
Количество изъятых из оборота партий товаров детского ассортимента составило 970 партий на сумму более 5 млн. рублей (из них 2,5 млн. рублей приходилось на импортируемые товары, а 2,4 млн. рублей - на отечественные товары).
В ходе надзорных мероприятий была приостановлена реализация 1397 партий игр и игрушек (411242 единиц игрушек) на сумму 2,7 млн. рублей (из них на сумму 1,7 млн. рублей импортируемых игрушек и соответственно на сумму 1 млн. рублей отечественных игрушек).
Количество партий товаров детского ассортимента, реализация которых была приостановлена, составило 2028 партий на сумму более 9 млн. рублей (из них 6,8 млн. рублей приходилось на импортируемые товары детского ассортимента и 2,2 млн. рублей - на отечественные).
В Российской Федерации за 2012 год по выявленным нарушениям были назначены административные наказания - 2580 административных штрафов на сумму свыше 5,4 млн. рублей. В суд было направлено 235 дел.
В этой связи необходимо совершенствовать систему государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований. Механизмами решения этой задачи станут выборочность таможенного контроля в рамках системы управления рисками для импортеров детских товаров, а также создание условий для экспорта российских детских товаров путем оптимизации совершения таможенных операций.