2. Влияние государственных программ в сфере образования, культуры и здравоохранения на индустрию детских товаров

2. Влияние государственных программ в сфере образования,
культуры и здравоохранения на индустрию детских товаров

Стратегия взаимосвязана с достижением целей и задач, изложенных в стратегических документах и нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере социально-экономического и демографического развития, а также государственных программ в области культуры, образования, здравоохранения и социальной сферы.

В рамках типовой программы развития комплексной инфраструктуры детства необходимо синхронизировать потребности культуры, образования, здравоохранения и социальной сферы.

С 2013 года осуществляется реализация 1-го этапа государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р. В рамках этой программы предстоит обеспечить финансирование развития профессионального образования, общего образования и дополнительного образования детей, доступность образования и обновление качества образования.

Для решения задачи повышения доступности дошкольного образования для детей планируется развивать все формы дошкольного образования, включая семейные детские сады, службы ранней помощи и центры игровой поддержки ребенка. Кроме этого, предполагается развивать негосударственный сектор образовательных услуг. С формулировкой новых задач в системе организации дошкольного образования связана необходимость толкования целого комплекса понятий, таких, как "инфраструктура детства", "предметно-пространственная среда для детей", "предметно-развивающая среда". Параллельно необходимо уточнить требования к детским товарам, применяемым в указанной сфере, например требования к продукции для коллективного применения детьми, введение понятия "срок эксплуатации" для продукции коллективного применения в образовательных учреждениях в основном дошкольного звена. Такой подход создаст необходимые параметры при проектировании и производстве товаров (оборудования и игр) предприятиями индустрии детских товаров.

В сфере развития общего образования на индустрию детских товаров окажут влияние следующие мероприятия:

реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

формирование в общеобразовательных организациях современной технологической среды, включающей использование учебно-лабораторного, учебно-производственного и другого оборудования, мебели, учебных и учебно-наглядных пособий;

формирование безбарьерной среды для детей-инвалидов;

введение института школьной формы - детской деловой одежды.

Ожидается рост спроса на стандартизированную школьную форму. При обеспечении спроса на указанную школьную форму необходимо решить вопрос о ее безопасности в связи с тем, что детский организм обладает повышенной чувствительностью к воздействию внешних факторов. Для этого планируется создать информационные ресурсы с предложениями дизайнеров, разработчиков и производителей школьной формы.

Основной тенденцией ближайших лет является интеграция информационно-коммуникационных технологий в традиционную предметно-пространственную развивающую среду. Задачи развития системы дополнительного образования обусловлены тенденцией к формированию индивидуальных образовательных программ. Такие тенденции диктуют новые запросы общества и системы образования. Необходимо стимулировать использование национальных культурных образов (брендов) в электронном контенте для образования детей, а также стимулировать использование популярных героев мультфильмов и фильмов в социальной рекламе, учебниках и другого, в том числе в рамках лицензионной модели.

Необходимо также стимулировать субъекты Российской Федерации к использованию современных образовательных технологий.

Отдельным перспективным направлением сферы образования является поиск талантов и работа с ними. Для поиска талантов создается национальный ресурсный центр для работы с одаренными детьми. Целью центра является обеспечение разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и специализированных школах для одаренных детей. Задачами индустрии детских товаров являются создание на основе разработанных методик продукции и вывод ее на российский и по возможности международный рынок. Национальный ресурсный центр для работы с одаренными детьми будет одним из элементов системы подготовки кадров для индустрии детских товаров.

Таким образом, необходимо стимулировать кооперацию междисциплинарных команд в исследовательской и производственной сферах (в том числе в рамках ресурсного центра для работы с одаренными детьми), а также обеспечить информирование потребителей о новых образцах учебного оборудования и материалах и об опыте их эффективного использования.

Государственная политика в сфере культуры предполагает:

создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры, обеспечения максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства;

сохранение культурного наследия России;

повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;

совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов в сфере культуры.

Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р, выступает одним из факторов развития индустрии детских товаров и условием формирования культурной среды для детей, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Указанной государственной программой предусматриваются модернизация инфраструктуры и обеспечение организаций культуры современным оборудованием, расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов, осуществление мер государственной поддержки кинематографии, содействие развитию инфраструктуры киносети, в том числе путем создания сети электронных и цифровых кинозалов, прежде всего в малых городах и отдаленных регионах.

В этой связи для обеспечения координации государственной политики в сфере культуры с направлениями развития индустрии детских товаров необходимо реализовать следующие мероприятия:

разработать и реализовать проекты, направленные на создание и использование национальных культурных образов;

организовать поддержку детского культурно-познавательного туризма в субъектах Российской Федерации.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2511-р. В рамках этой программы предусматриваются меры:

по формированию у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни;

по организации обеспечения детей специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями;

по созданию и развитию медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов;

по совершенствованию социальной инфраструктуры, ориентированной на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Планируется поддержка предприятий в сфере разработки и производства реабилитационно-коррекционной продукции и изделий медицинского назначения для детей-инвалидов, обеспечивающих максимально полную реабилитацию и образование большинства детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индустрия детских товаров должна внести вклад в здоровый образ жизни в стране как в рамках обеспечения спортивно-игровым оборудованием и инвентарем образовательных учреждений и организаций, так и в рамках обеспечения доступности спортивного инвентаря и оборудования для семей с детьми.