3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2050 ГОДА
3. Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс, включающий нефтяную, газовую, нефтегазохимическую, угольную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, занимает существенное место в экономике, являясь основой формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и крупнейшим заказчиком для смежных отраслей. Доля топливно-энергетического комплекса в части инвестиций в основной капитал составляет около одной трети всего объема в Российской Федерации, в структуре доходов федерального бюджета - также около трети, а в российском экспорте (в стоимостном выражении) - 65 процентов. Доля напрямую занятых в отраслях топливно-энергетического комплекса составляет менее 4 процентов в общей численности занятого в экономике населения. Топливно-энергетический комплекс - это крупнейший сектор, обеспечивающий предсказуемый и долгосрочный заказ для промышленности и остальных секторов народного хозяйства в силу длинного и прозрачного инвестиционного цикла.
Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, региональные системы газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, магистральные и распределительные тепловые сети, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях - от арктической до субтропической зоны.
В ряду других стран Российская Федерация занимает уникальное место, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером энергетических ресурсов, и входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергетических ресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики. Среди крупнейших экономик мира топливно-энергетический баланс является одним из самых низкоуглеродных. По состоянию на 1 января 2023 г. в структуре установленной мощности Российской Федерации доля гидроэлектростанций составляла 20,8 процента, атомных электростанций - 11,7 процента и возобновляемых источников энергии - 1,9 процента.
По итогам 2023 года ключевые производственные показатели отраслей топливно-энергетического комплекса продемонстрировали разнонаправленную динамику согласно приложению N 2.
Объемы добычи и экспорта нефти были обусловлены действием соглашения ОПЕК+ по балансировке мирового рынка, составив по итогам 2023 года 531 млн. тонн (падение на 1 процент в годовом исчислении) и 234 млн. тонн (падение на 3 процента в годовом исчислении) соответственно.
Добыча газа снизилась до 637 млрд. куб. метров (снижение на 5 процентов в годовом исчислении). Экспорт сократился до 146 млрд. куб. метров (снижение на 18 процентов в годовом исчислении) из-за отказа Европейского союза от российских трубопроводных поставок в 2022 году.
Добыча угля осталась стабильной и составила 438 млн. тонн (снижение на 1,2 процента в годовом исчислении), экспорт сократился до 213 млн. тонн (снижение на 3,8 процента в годовом исчислении) в связи с эмбарго Европейского союза на российский уголь и по причине логистических ограничений в восточном направлении.
Производство электроэнергии в 2023 году продолжило рост, составив 1152 млрд. киловатт-часов (увеличение на 1,1 процента в годовом исчислении), потребление увеличилось до 1139 млрд. киловатт-часов (увеличение на 1,4 процента в годовом исчислении).
В то же время в 2023 году несмотря на неблагоприятные внешние условия отрасли топливно-энергетического комплекса показали устойчивость и остаются одними из ключевых отраслей для экономики и бюджета. В 2023 году доходы бюджета от отраслей топливно-энергетического комплекса составили 9,6 трлн. рублей (33 процента общего объема). Доля топливно-энергетического комплекса находится на уровне 20 процентов без учета влияния на смежные отрасли. Искусственный интеллект в 2023 году применяли 40,6 процента организаций топливно-энергетического комплекса (увеличение на 11,5 процента по сравнению с 2021 годом).
В сфере развития топливно-энергетического комплекса имеются как внешние вызовы, так и внутренние вызовы в нефтяной, газовой и угольной отраслях, внутренние вызовы в электроэнергетике, а также межотраслевые внутренние вызовы.
Внешние вызовы:
рост спроса на традиционные энергетические ресурсы (нефть, нефтепродукты, газ, уголь) на горизонте минимум до 2035 года на фоне недоинвестирования в проекты добычи из-за несбалансированной климатической политики в ряде стран, являющихся основными потребителями на мировом рынке углеводородов;
рост конкуренции экспортеров на мировом рынке углеводородов на фоне рисков сокращения спроса за горизонтом 2035 года;
потребность в снижении углеродоемкости российского экспорта в отраслях топливно-энергетического комплекса;
переориентация экспорта российских энергетических ресурсов ("разворот на Восток") и рост логистических издержек;
расширение связей с конструктивно настроенными странами и формирование условий для отказа недружественных государств от враждебной политики по отношению к России;
риски для развития и повышения эффективности (ресурсной, энергетической) и конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса из-за односторонних ограничительных мер и технологических санкций;
использование глобальной финансовой инфраструктуры для недобросовестной конкуренции на фоне отсутствия ее альтернативы;
развитие и повышение экономической эффективности энергетических технологий (возобновляемые источники энергии, водород, системы накопления электрической энергии, переработка отходов);
увеличение доли электро- и гибридного транспорта за счет снижения доли автомобилей с двигателями внутреннего сгорания;
увеличение конкуренции между поставщиками технологий как следствие роста спроса на строительство атомной и гидроэнергетики, включая малые атомные электростанции и гидроэлектростанции, в развивающихся странах.
Внутренние вызовы в нефтяной, газовой и угольной отраслях:
постепенное истощение наиболее качественных запасов в традиционных, хорошо изученных добывающих регионах с развитой инфраструктурой, увеличение доли сложных запасов в общей структуре запасов углеводородного сырья и значительная доля валовых рентных налогов по отношению к выручке;
потребность в развитии инфраструктуры для переориентации потоков на рынки дружественных стран и оптимизации издержек;
продолжение программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов и развитие нефтехимии для покрытия внутреннего спроса по приемлемым ценам;
экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса населения и промышленности на экологически чистые технологии, в том числе с использованием природного газа;
ограниченность доступа российских компаний к технологиям как для разработки, так и для разведки запасов;
повышение качества и расширение номенклатуры угольной продукции, интенсификация процессов переработки добываемого сырья;
удорожание добычи и транспортировки природного газа;
превышение расходов на добычу и транспортировку газа над регулируемой ценой на газ в ряде регионов Российской Федерации;
трансформация экспортно-сырьевой модели развития отраслей топливно-энергетического комплекса.
Внутренние вызовы в электроэнергетике:
потребность в значительных инвестициях в модернизацию и обеспечение надежности энергетической инфраструктуры;
не отвечающий современным требованиям уровень технического состояния и надежности объектов электроэнергетики и теплоснабжения;
не отвечающий современным требованиям уровень технического состояния объектов производства электроэнергии, недостаточность существующих программ модернизации мощностей тепловых электростанций;
необходимость ускорения внедрения современных технологий, в том числе с применением искусственного интеллекта, новых инструментов и бизнес-моделей, что требует своевременной адаптации действующей модели функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности;
высокая вероятность удорожания стоимости проекта.
Межотраслевые внутренние вызовы:
внедрение цифровых технологий и трансформация бизнес-процессов для повышения конкурентоспособности отраслей топливно-энергетического комплекса;
потребность в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах для развития технологий новой энергетики (хранение электроэнергии, возобновляемые источники энергии, водород, улавливание и захоронение диоксида углерода, энергоэффективность) в условиях ограниченности финансовых ресурсов;
достижение национальных целей Российской Федерации в области климатической политики, определенных государственными стратегическими документами, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. N 812 "Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации", с учетом приоритетов социально-экономического развития (далее - национальные цели в области климатической политики);
снижение материалоемкости производства востребованных видов продукции и ее углеродного следа;
необходимость снижения уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
необходимость разработки и внедрения в отраслях топливно-энергетического комплекса сквозных технологий, прежде всего российских;
развитие альтернативного транспорта - рост доли альтернативных видов топлива в общем топливопотреблении на всех видах транспорта и диверсификация внутренней инфраструктуры с учетом изменяющейся структуры парка транспортных средств;
дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров вследствие негативных демографического и миграционного трендов (сокращение численности трудоспособного населения и молодежи, отток населения из северных и восточных регионов страны), высокой конкуренции за кадры между работодателями, а также недостаточного уровня квалификации соискателей (в том числе выпускников образовательных организаций);
отсутствие долгосрочного заемного финансирования;
развитие беспилотных авиационных систем и иных автоматизированных беспилотных комплексов;
иностранное участие в деятельности и в управлении отечественными организациями топливно-энергетического комплекса;
потребность в развитии межотраслевой кооперации между организациями топливно-энергетического комплекса и организациями, осуществляющими деятельность в смежных отраслях экономики;
потребность в гарантированном обеспечении топливом и энергоснабжении потребителей.
Для минимизации рисков вышеуказанных вызовов государством и организациями топливно-энергетического комплекса в 2019 - 2023 годах реализован ряд мероприятий.
В нефтяной, газовой и угольной отраслях:
налажена межгосударственная координация для стабилизации мирового нефтяного рынка за счет гибкого управления добычей и экспортом;
проводится оптимизация налогового режима в нефтедобыче для ввода в разработку нерентабельных запасов и стимулирования инвестиций;
реализуются проекты по развитию инфраструктуры поставок нефти, газа и угля на рынки дружественных стран, в том числе с использованием Северного морского пути;
продолжается реализация проектов по производству, хранению и транспортировке сжиженного природного газа;
продолжаются газификация регионов Российской Федерации и развитие рынка газомоторного топлива;
осуществлены суммарные инвестиции в целях поддержки программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов и обеспечения внутреннего рынка, которые суммарно составили 1,4 трлн. рублей с 2018 года;
введены новые крупные нефтехимические проекты, которые позволили перейти от импорта к экспорту ряда марок крупнотоннажных пластиков с 2020 года и удовлетворить растущий внутренний спрос в этом направлении;
продолжается развитие крупных центров угледобычи с высоким экспортным потенциалом в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах;
осуществляется активное переориентирование экспорта нефти, нефтепродуктов, природного газа и угля с европейского на азиатское направление, растет экспорт угля в страны Африки и Ближнего Востока.
В сфере электроэнергетики:
усовершенствована централизованная система перспективного развития в электроэнергетике для всей территории Российской Федерации;
создан механизм по выводу из эксплуатации неэффективной генерации;
запущена деятельность по восстановлению и развитию объектов энергетики в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, а также в Херсонской и Запорожской областях;
созданы условия для развития в стране микрогенерации (до 15 киловатт), в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в частных домохозяйствах;
в удаленных и изолированных энергорайонах реализуется план мероприятий по модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации;
разработана и внедрена целевая модель рынка тепловой энергии.
В целях развития электроэнергетического комплекса Дальнего Востока:
завершен переход Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха (Якутия) на синхронную работу с Единой энергетической системой России;
ведется реализация проекта по энергоснабжению Восточного полигона железных дорог;
начата реализация проекта объединения для достижения параллельной и синхронной работы объединенной энергосистемы Сибири и объединенной энергосистемы Востока.
Обеспечено развитие и усовершенствование модели оптового рынка электрической энергии и мощности:
завершена реализация программы внедрения договоров поставки мощности, в рамках которой введено в эксплуатацию 136 энергоблоков теплоэлектростанций суммарной мощностью 30 гигаватт;
запущена программа модернизации тепловой генерации, в рамках которой отобраны для реализации проекты по замене (модернизации) 46,2 гигаватта устаревшего и отработавшего свой ресурс оборудования;
запущен механизм проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности электроэнергии;
продлена программа поддержки возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности на период 2025 - 2035 годов с применением отбора по критерию минимизации комплексного показателя эффективности генерирующих объектов возобновляемых источников энергии (аналог плановой одноставочной цены поставки электрической энергии) с принятием стимулирующих мер для поддержки локализации на территории Российской Федерации производства соответствующего генерирующего оборудования, а также экспортных поставок оборудования и услуг в сфере возобновляемых источников энергии;
введены и успешно апробированы в пилотной модели механизмы агрегированного управления спросом на электроэнергию (объем управления потреблением электроэнергии в максимальном значении составил более 1 гигаватта);
запущена национальная система координации "зеленых" инструментов в электроэнергетике, начаты проведение расчетов и публикация значений коэффициента выбросов парниковых газов, образуемых при производстве электроэнергии;
внедрены и усовершенствованы процедуры конкурсных отборов проектов возобновляемых источников энергии на розничных рынках.
Обеспечено развитие новых технологий в атомной генерации (начата реализация проекта атомной станции малой мощности на базе реакторной установки РИТМ-200, ведется разработка технологий возможности замыкания ядерного топливного цикла на базе реакторов на быстрых нейтронах).
Портфель зарубежных заказов Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на весь жизненный цикл составляет порядка 200 млрд. долларов США. Портфель проектов по сооружению атомных электростанций за рубежом составил 33 энергоблока большой мощности и 6 энергоблоков малой мощности в 11 странах мира.
В 2023 году начаты работы по созданию Всероссийского испытательного центра для проведения комплексных исследований и испытаний высоковольтного электротехнического оборудования класса напряжения до 750 киловольт (в перспективе до 1150 киловольт). Ввод всех лабораторий запланирован на 2035 год, а первая очередь строительства - на 2029 год, что позволит проводить исследования и испытания оборудования постоянного тока, крупных силовых трансформаторов до 160 мегавольт-ампер, генераторных выключателей до 190 килоампер, а также исследования и испытания высоковольтной коммутационной аппаратуры до 750 киловольт и 50 килоампер включительно.
В 2023 году организовано производство российских газовых турбин большой мощности в диапазоне 100 - 130 мегаватт и 150 - 190 мегаватт. В 2025 году завершатся работы по организации производства газовых турбин большой мощности в диапазоне 40 - 80 мегаватт.
В 2022 году начато создание двух водородных полигонов для апробации водородных технологий и демонстрации пилотных проектов в сфере водородной энергетики, один из них в Сахалинской области уже открыт в 2024 году.
Начато строительство двух "гигафабрик" - в Калининградской области и г. Москве суммарной мощностью 8 гигаватт-часов в год, которые в 2025 - 2026 годах соответственно начнут выпускать литийионные аккумуляторы, батареи и системы накопления электроэнергии.
В 2023 году принято решение о создании производства ветроэнергетических установок мультимегаваттного класса. В 2024 году заключен специальный инвестиционный контракт, в рамках которого будет создано серийное производство ветроэнергетических установок мощностью более 6 мегаватт.
В 2021 году началось строительство двух импортозамещающих производств в сфере солнечной энергетики - кремниевых пластин мощностью 1,3 гигаватта и фотоэлектрических преобразователей мощностью 1 гигаватт. Промышленный комплекс введен в эксплуатацию в 2024 году.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р, и с учетом иных межотраслевых вопросов:
осуществляются координация и реализация мероприятий "дорожной карты" развития высокотехнологичного направления "Развитие водородной энергетики" на период до 2030 года в рамках соглашений о намерениях между Правительством Российской Федерации и заинтересованными организациями;
осуществляются координация и реализация мероприятий "дорожной карты" развития высокотехнологичного направления "Системы накопления электрической энергии" на период до 2030 года в рамках соглашений о намерениях между Правительством Российской Федерации и заинтересованными организациями;
осуществляется реализация инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Электроавтомобиль и водородный автомобиль";
осуществляется реализация инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Чистая энергетика";
в области цифровой трансформации в 2022 - 2023 годах в рамках индустриальных центров компетенций "Электроэнергетика" и "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" отобраны и реализуются 36 особо значимых проектов по импортозамещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений;
ежегодно увеличивается объем инвестиций отраслевых компаний в персонал, в частности для его обучения и развития;
разрабатываются и реализуются отраслевыми компаниями стратегии продвижения бренда работодателя для повышения привлекательности на рынке труда и сокращения кадрового дефицита;
ежегодно увеличивается количество профессиональных стандартов по основным видам деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса, образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в отраслевых советах по профессиональным квалификациям, профессиональных экзаменов с независимой оценкой квалификации специалистов;
ежегодно увеличивается потребность отраслевых компаний в целевой подготовке кадров по образовательным программам высшего образования;
в рамках социального партнерства реализуются отраслевые соглашения во всех отраслях топливно-энергетического комплекса, участниками которых являются крупнейшие работодатели, обеспечен ежегодный рост среднемесячной заработной платы работников топливно-энергетического комплекса;
реализуются отраслевые и корпоративные молодежные проекты по профориентации школьников, по привлечению и удержанию молодых специалистов в топливно-энергетическом комплексе, включая их социальную поддержку.
Ключевыми задачами топливно-энергетического комплекса являются продолжение работы по его адаптации к обозначенным выше вызовам и развитие с учетом баланса между обеспечением внутреннего рынка и эффективной реализацией экспортного потенциала, достижением национальных целей в области климатической политики, а также технологическим суверенитетом и конкурентоспособностью отраслей топливно-энергетического комплекса.
Детализация задач и мероприятий по отдельным направлениям представлена в разделе IV настоящей Стратегии.
