III. Целевое состояние услуг. Возможности для заявителя

III. Целевое состояние услуг. Возможности для заявителя

Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено предоставление государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме, реализация реестровой модели, возможность участия в организации предоставления государственных и муниципальных услуг коммерческих и некоммерческих организаций, а также внедрение административных регламентов, основанных на машиночитаемом описании процедур предоставления соответствующих услуг (далее - цифровой административный регламент).

Предоставление абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг для заявителя в непрерывном режиме, в том числе в многофункциональном центре, предполагает оптимизацию государственных и муниципальных услуг по следующим направлениям:

персонализированное информирование, посредством которого заявитель может по электронному каналу в непрерывном режиме моментально получить сведения о порядке обращения и предоставления государственной или муниципальной услуги в его индивидуальном случае (необходимые документы и сведения, размер государственной пошлины или иной платы, доступные каналы обращения, срок и состав процедур);

навигация по жизненным ситуациям, по которой заявитель может по электронному каналу в непрерывном режиме моментально получить сведения о том, какие государственные и муниципальные услуги доступны и могут быть полезны в его жизненной ситуации, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем;

автоматическое начало упреждающего (проактивного) предоставления государственной или муниципальной услуги и исчисление срока предоставления государственной или муниципальной услуги начинается с момента появления сведений, являющихся основанием для предоставления государственной или муниципальной услуги, в распоряжении органов власти и организаций и органов местного самоуправления;

обращение в непрерывном режиме, по которому заявитель может обратиться за государственной или муниципальной услугой по электронному каналу круглосуточно с регистрацией запроса и исчислением срока предоставления такой услуги с момента подачи соответствующего запроса;

электронное взаимодействие с заявителем в ходе получения государственной или муниципальной услуги, по которому в течение всего процесса предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе при обмене любыми сведениями, заявитель передает или получает сведения в непрерывном режиме;

получение заявителем по своему желанию результата предоставления государственной или муниципальной услуги в непрерывном режиме по электронному каналу, в постамате, многофункциональных центрах, с использованием почтовой связи или курьерской доставки (в случае невозможности предоставления результата государственной или муниципальной услуги в цифровом виде);

доступность пользователям цифровых сервисов по удобным им каналам, в том числе в омниканальном режиме, быстродействующих (где возможно, мгновенных), интуитивно понятных, соответствующих современному уровню развития информационных технологий;

заявитель должен иметь возможность получения 2 и более государственных и муниципальных услуг при подаче единого заявления, а также возможность получения государственных и муниципальных услуг при подаче единого (комплексного) заявления с использованием единого портала;

роботизация процессов и сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, которые предусматривают:

предоставление государственных и муниципальных услуг на основании цифрового административного регламента, содержащего структурированные критерии принятия решений и конечный перечень оснований для отказа в предоставлении, позволяющий принимать решения автоматически на основании данных, предоставленных заявителем и полученных в результате межведомственного взаимодействия;

возможность направления с использованием единого портала, в том числе в автоматическом режиме, межведомственных запросов в ведомственные информационные системы в целях получения документов (сведений), необходимых для предзаполнения интерактивных форм заявлений на едином портале;

возможность получения государственных и муниципальных услуг, а также сведений из государственных информационных систем, в том числе с использованием коммерческих информационных систем, интегрированных с единым порталом посредством программного интерфейса, предназначенного для интеграции внешних информационных систем с единым порталом;

обеспечение возможности разработки федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления макетов интерактивных форм заявлений посредством сервиса по конструированию макетов интерактивных форм заявлений на едином портале из набора готовых типовых библиотечных решений.

Фиксация направлений оптимизации государственных и муниципальных услуг осуществляется в форме унифицированных описаний целевых состояний услуг. Такие описания должны отражать как будущий пользовательский опыт, так и опыт, обеспечивающий его ведомственный и межведомственный процессы, содержать этапность и план перехода к предоставлению оптимизированной государственной или муниципальной услуги, а также предложения по изменению правовых актов. Описания целевых состояний услуг должны учитывать ситуации, в рамках которых происходит обращение за услугами всех категорий пользователей и использование ими результатов государственных и муниципальных услуг.

Процессы предоставления государственных и муниципальных услуг фиксируются в виде цифровых административных регламентов, соответствующих описаниям целевых состояний услуг, одобренных подкомиссией по совершенствованию процессов предоставления государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Правительственная подкомиссия) или региональным коллегиальным органом.

Для целей настоящей Концепции перечень государственных и муниципальных услуг, подлежащих оптимизации и составляющих абсолютное большинство услуг, предоставляемых в непрерывном режиме (далее - перечень большинства услуг), целесообразно разрабатывать Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с последующим одобрением Правительственной подкомиссией.