3. Грузовые автомобили

3. Грузовые автомобили

Объем рынка грузовых автомобилей в Российской Федерации в 2012 году составляет 127 тыс. штук, в 2017 году - 78,2 тыс. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем рынка грузовых автомобилей достигнет 89 тыс. автомобилей к 2020 году и 110,6 тыс. автомобилей к 2025 году, что меньше максимальных значений 2012 года.

Производство грузовых автомобилей в 2017 году составляет 71 тыс. штук. Прогнозируется увеличение общего объема производства грузовых автомобилей в России на 18,8 процента к 2020 году (до 84,4 тыс. автомобилей в год) и дополнительно на 31,4 процента к 2025 году (до 110,9 тыс. автомобилей в год).

Наряду с восстановлением объема продаж российских производителей будет постепенно расти объем импорта, который может быть ограничен из-за сохранения и повышения экономических и регуляторных барьеров для импорта. Это должно сохранить привлекательность производства грузовых автомобилей в Российской Федерации и понизить долю импорта в потреблении к 2025 году - до 14,3 процента (15,8 тыс. штук) по сравнению с уровнем 2017 года - 16,9 процента (13,9 тыс. штук).

Текущих объемов экспорта грузовых автомобилей (около 6 тыс. автомобилей в 2017 году) недостаточно для обеспечения необходимого эффекта масштаба, а также для защиты отрасли от будущих негативных внешних воздействий. Таким образом, приоритетным направлением Стратегии, как и в других сегментах, должна стать реализация стратегии экспорта. Доля экспорта в общем объеме производства грузовых автомобилей составит не менее 11 процентов (9,2 тыс. автомобилей) к 2020 году и 14,6 процента (16,2 тыс. автомобилей) к 2025 году.

Концентрация производства является критически важным фактором в целевом видении сегмента грузовых автомобилей. Сегмент грузовых автомобилей характеризуется недостаточными текущими объемами выпуска на платформу, что не обеспечивает достаточной экономии от масштаба. Максимальный масштаб производства грузовых автомобилей на одну платформу в Российской Федерации даже в годы с наибольшим объемом спроса (16 - 56 тыс. автомобилей на платформу в 2007 и 2008 годах) существенно меньше, чем масштаб производства грузовых автомобилей в зарубежных странах.

Анализ данных производителей грузовых автомобилей в Российской Федерации и за рубежом демонстрирует, что безубыточный выпуск, позволяющий инвестировать в развитие собственного продукта, достигается на уровне не менее 65 - 70 тыс. автомобилей на одну платформу в год.

Один из возможных вариантов увеличения объема производства грузовых автомобилей на одну платформу, позволяющего производителям инвестировать в развитие продукта в 2020 и 2025 годах, предполагает достижение следующих объемов:

для сборочных производств глобальных производителей:

в 2020 году и 2025 году - 10 - 15 тыс. штук;

для локальных производителей:

в 2020 году - 55 - 60 тыс. штук;

в 2025 году - 65 - 75 тыс. штук.

Для достижения целевых объемов внутреннего рынка, концентрации производства и экспорта необходимо в рамках Стратегии осуществить:

укрепление позиций локальных производителей за счет новых продуктов;

повышение конкурентоспособности по себестоимости и по продукту;

реализацию мероприятий стратегии экспорта;

гармонизацию требований отраслевых стандартов требованиям международных стандартов, применяемых за пределами Евразийского экономического союза.

Конкурентоспособность российского производства по себестоимости постепенно ослабевает по мере укрепления рубля и инфляционного повышения цен внутри страны, однако в целом производство остается дешевле, чем в Соединенных Штатах Америки и других развитых странах. Учитывая высокую стоимость логистики и наличие серьезной конкуренции со стороны дешевых грузовиков из развивающихся стран в массовом сегменте, достижение значительного объема экспорта маловероятно без снижения производственных затрат.

Большая часть потенциала по снижению себестоимости производства может быть реализована только при условии развития производства автокомпонентов в России, снижения стоимости сырья и повышения эффективности производства как автомобилей, так и автокомпонентов. Развитие производства компонентов происходит только благодаря возросшему масштабу производства грузовых автомобилей на платформе. Наличие достаточного масштаба на локальных платформах позволит обеспечить высокий уровень локализации (не менее 70 процентов), который позволит в ближайшие 5 - 10 лет пользоваться преимуществом относительно низкой стоимости факторов производства.

Как и в остальных сегментах, уровень локализации грузовых автомобилей также зависит от уровня развития инжиниринга в стране. Потенциал локализации для продуктов с глобальным инжинирингом может быть ниже, чем для локально разработанных продуктов.

Понижающее воздействие на себестоимость окажет отрасль производства автокомпонентов, развитие которой связано с ростом объема производства грузовых автомобилей, а также с возможной синергией между грузовыми автомобилями и другими сегментами.

Развитие собственного локального продукта (локальной платформы) становится возможным за счет инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы исключительно при наличии достаточного масштаба производства, высокой степени локализации и наличии развитой компонентной отрасли.

Для повышения конкурентоспособности продукции необходимо:

сохранение и развитие продуктов на локальных платформах;

развитие локальных компетенций по созданию и доработке продуктов;

развитие компетенций в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для компонентов грузовых автомобилей;

контроль соблюдения требований всеми импортерами и производителями;

постепенное ужесточение требований к транспортным средствам, эксплуатируемым в России.

Таким образом, целевое видение сегмента грузовых автомобилей характеризуется наличием ряда платформ-лидеров (среднетоннажной и тяжелой) со значительным объемом сбыта на внутреннем рынке, конкурентоспособных на отдельных экспортных рынках, с возможностью инвестировать в развитие продукта при наличии достаточного масштаба производства, высокой степени локализации и развитой автокомпонентной отрасли.