4. Автобусы

4. Автобусы

Объем рынка автобусов в Российской Федерации в 2012 году составляет 20,1 тыс. штук, в 2017 году - 12 тыс. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем рынка в 2020 году составит 14,75 тыс. штук, в 2025 году - 18,43 тыс. штук.

Восстановление рынка автобусов возможно при условии сохранения его относительной устойчивости к макроэкономическим факторам в связи с тем, что большая часть автобусов приобретается на средства бюджетов различного уровня для внутригородских нужд, а также введения документальной регламентации предельного срока эксплуатации автобусов, что может обеспечить увеличение потенциального спроса из-за высокой текущей изношенности автобусного парка как корпоративных, так и муниципальных потребителей.

По данным Федеральной службы государственной статистики, производство автобусов в 2017 году составляет 12,1 тыс. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем производства в 2020 году составит 15,07 тыс. штук, в 2025 году - 19,3 тыс. штук. Доля импорта на внутреннем рынке в 2017 году составляет 4,2 процента, к 2025 году прогнозируется снижение доли импорта до уровня 3,9 процента.

В 2017 году доля экспорта в объеме производства составляет 5,6 процента. Предполагается рост экспорта до 6,1 процента к 2020 году и 8,3 процента к 2025 году.

Комбинация роста производства для внутреннего рынка и дополнительных экспортных объемов обеспечит необходимый эффект масштаба, а также защиту отрасли от будущих негативных внешних воздействий.

Анализ данных локальных и зарубежных производителей демонстрирует, что для достижения безубыточности производителю автобусов необходимо выпускать не менее 5 - 7 тыс. автобусов при условии получения максимальной синергии в производстве на средних коммерческих платформах (для "малого" и "среднего" классов) и грузовиков (для "крупного" класса).

Конкурентоспособность по себестоимости в сегменте автобусов характеризуется относительно высоким уровнем локализации в "малом" и "среднем" классах - 60 - 70 процентов, обусловленным более существенными объемами производства и в некоторых случаях компонентной синергией с коммерческими грузовиками. Указанный уровень локализации позволяет получать выгоды от девальвации рубля, а также от низкой относительной стоимости факторов производства в Российской Федерации. "Крупный" класс автобусов в Российской Федерации не извлекает существенную синергию из платформ других сегментов, поэтому средний уровень локализации таких автобусов сравнительно невысок - менее 50 процентов, что негативно отражается на конкурентоспособности этого класса на зарубежных рынках. Необходимо продолжение инициатив по увеличению глубины локализации для всех классов автобусов, а также по достижению межсегментной синергии с остальными сегментами автомобильной отрасли в целях расширения использования отечественной компонентой базы.

Современные технологические тренды предопределяют основные направления развития продуктов в целевом видении сегмента и включают:

применение технологий по снижению удельной массы транспортных средств (позволяет улучшить показатели топливной эффективности и экологические характеристики);

использование современных материалов (позволяет сократить массу транспортного средства, улучшить эксплуатационные характеристики и увеличить износостойкость);

использование современных отечественных систем помощи водителю;

сокращение срока разработки продукта (позволяет ускорить запуск продукта на рынок и улучшает финансовые показатели эффективности производителя);

применение новых силовых агрегатов, в том числе на электротяге и природном газе (позволяет соответствовать требованиям топливной экономичности и экологичности на целевых рынках сбыта, усиливает локальные компетенции в области электрификации для отрасли в целом). В перспективе возможна замена троллейбусов электробусами в качестве наиболее экологичного вида транспорта.

Таким образом, в целевом видении сегмента автобусов предусмотрен достаточный объем производства для обеспечения необходимого масштаба, достижения относительной конкурентоспособности по себестоимости и возможности инвестирования в новый продукт, отвечающий современным технологическим трендам. При этом обязательным условием для реализации целевого видения является введение технического регламента на ограничение срока эксплуатации изношенного парка автобусов как муниципальных, так и корпоративных операторов, не отвечающего современным экологическим требованиям.