2. Легкие коммерческие автомобили

2. Легкие коммерческие автомобили

Объем рынка легких коммерческих автомобилей в Российской Федерации в 2012 году составляет 178 тыс. штук, в 2017 году - 147,7 тыс. штук. Прогнозируется, что объем рынка легких коммерческих автомобилей составит 170 тыс. автомобилей к 2020 году и 220 тыс. автомобилей к 2025 году, что соответствует самым высоким значениям докризисного периода 2005 - 2008 годов (205 - 209 тыс. автомобилей).

Доля импорта на внутреннем рынке увеличивается под действием макроэкономических факторов и в результате изменения потребительских предпочтений, не достигая, однако, докризисных уровней. Экономические и административные условия обеспечивают сохранение привлекательности производства легких коммерческих автомобилей в Российской Федерации и сдерживают рост импорта к 2025 году на уровне 12 процентов (26,3 тыс. автомобилей) по сравнению с уровнем 2017 года - 14 процентов (22,3 тыс. автомобилей). Прогнозируется увеличение общего объема производства легких коммерческих автомобилей в России на 21,4 процента к 2020 году до 170 тыс. автомобилей в год и дополнительно на 29,4 процента к 2025 году - до 220 тыс. автомобилей в год.

Постепенный рост доли импорта, а также незначительность текущих объемов экспорта легких коммерческих автомобилей (8,3 тыс. автомобилей в 2016 году) обусловливают необходимость роста присутствия на экспортных рынках для обеспечения необходимого масштаба производства, а также для защиты этого сегмента отрасли от будущих негативных внешних воздействий. Таким образом, одним из приоритетных направлений является реализация стратегии экспорта.

Определяющим фактором, влияющим на масштаб производства, является концентрация производства. Текущего объема производства в расчете на платформу, несмотря на значительную долю рынка, занимаемую отдельными участниками в сегменте легких коммерческих автомобилей, недостаточно для полноценного использования эффекта масштаба, что приводит к тому, что текущее производство в Российской Федерации для большинства производителей недостаточно прибыльно для инвестиций в разработку собственного продукта.

Анализ данных производителей легких коммерческих автомобилей в Российской Федерации и за рубежом демонстрирует, что безубыточный выпуск, позволяющий инвестировать в развитие собственного продукта, достигается на уровне не менее 70 тыс. автомобилей на одну платформу в год.

Один из возможных вариантов изменения объема производства легких коммерческих автомобилей на одну платформу, позволяющий производителям инвестировать в развитие продукта в 2020 - 2025 годах, предполагает достижение:

для платформ глобальных производителей:

в 2020 году - 25 - 30 тыс. штук, в 2025 году - 30 - 40 тыс. штук;

для локальных платформ с немодернизированным продуктом:

в 2020 году - 20 - 30 тыс. штук, в 2025 году - 20 - 30 тыс. штук;

для локальных платформ-лидеров:

в 2020 году - 80 - 90 тыс. штук, в 2025 году - 85 - 100 тыс. штук.

Для достижения целевых объемов внутреннего рынка, концентрации производства и экспорта необходимо в рамках Стратегии осуществить:

естественную консолидацию объемов за счет оптимизации количества платформ;

укрепление позиций локальных платформ за счет нового продукта;

реализацию мероприятий стратегии экспорта.

С учетом существующих масштабов производства на одну платформу (28 - 48 тыс. автомобилей) потенциал дальнейшей локализации достаточно ограничен. Развитие производства компонентов может происходить только благодаря возросшему масштабу производства легких коммерческих автомобилей на одну платформу и целенаправленным действиям игроков рынка по достижению межсегментной синергии для производства автокомпонентов, в результате чего средний уровень локализации в рамках сегмента легких коммерческих автомобилей достигнет 75 - 85 процентов к 2025 году.

Технические, экологические нормы и требования по безопасности к легким коммерческим автомобилям в Российской Федерации изменяются в темпе развивающихся стран, в результате чего продукт, удовлетворяющий требованиям в Российской Федерации, соответствует среднему уровню требований на целевых зарубежных рынках. Следовательно, необходимо проведение последовательной государственной политики в области регулирования требований к уровню технических характеристик для увеличения количества доступных экспортных рынков.

Для повышения конкурентоспособности продукции необходимо:

сохранение и развитие продуктов на локальных платформах;

развитие локальных компетенций в создании и доработке легких коммерческих автомобилей и их компонентов;

постепенное ужесточение требований к транспортным средствам, эксплуатируемым в Российской Федерации.

Целевое видение сегмента легких коммерческих автомобилей характеризуется наличием оптимизированного количества платформ при наличии локальных платформ-лидеров со значительным объемом сбыта на внутреннем рынке, конкурентоспособных на экспортных рынках с возможностью инвестировать в развитие продукта благодаря масштабу и межсегментной синергии в производстве компонентов.