1. Легковые автомобили
Объем рынка легковых автомобилей в Российской Федерации в 2012 году составил 2,8 млн. штук, в 2017 году - 1,51 млн. штук, прогнозируется, что объем рынка легковых автомобилей в 2020 году составит 1,72 млн. штук, в 2025 году - 2,23 млн. штук, что меньше исторически максимального значения 2012 года.
По данным Федеральной службы государственной статистики, производство легковых автомобилей в 2017 году составляет 1,34 млн. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем производства в 2020 году составит 1,6 млн. штук, в 2025 году - 2,21 млн. штук.
Доля импорта на внутреннем рынке в 2017 году составляет 17,5 процента. Совокупность инвестиционного и таможенного регулирования поможет сохранить привлекательность производства автомобилей в Российской Федерации и обеспечить дальнейшее снижение доли импорта до 13,3 процента в 2025 году.
Текущие объемы экспорта легковых автомобилей, составляющие 83,4 тыс. штук в 2017 году, с ожидаемым ростом до 269 тыс. автомобилей к 2025 году, недостаточны для обеспечения необходимого эффекта масштаба, а также для защиты отрасли от будущих негативных внешних воздействий. В связи с этим в сегменте легковых автомобилей необходима реализация приоритетных направлений стратегии экспорта.
Текущий объем производства в расчете на платформу не позволяет получать экономию от количества и увеличивает долю постоянных затрат в себестоимости. В странах с развитой автомобильной промышленностью более 70 - 80 процентов всего объема производства легковых автомобилей приходится на 6 - 8 платформ, что является оптимальным и устойчивым уровнем, обеспечивающим объем производства на одну платформу на уровне не менее 100 - 150 тыс. автомобилей.
Анализ данных производителей легковых автомобилей, локализованных в Российской Федерации, показывает, что достижение безубыточного выпуска достигается также на уровне не менее 100 - 150 тыс. автомобилей на одну платформу в год. Для локального автопроизводителя отечественных платформ безубыточный объем выпуска определяется в размере не менее 370 - 500 тыс. автомобилей в год с учетом расходов на разработку собственного продукта.
Прогнозируемых объемов продаж для большинства локализованных производителей (0,2 - 0,3 млн. автомобилей в год) недостаточно для окупаемости разработки собственной платформы (0,7 - 1 млн. автомобилей в год). Для обеспечения необходимого масштаба производства требуется увеличение объема экспортных продаж до целевого уровня с одновременной оптимизацией количества платформ до 6 - 8 штук. Соответствующая оптимизация обеспечит средний уровень выпуска на одну платформу в размере более 200 тыс. легковых автомобилей при наличии 1 - 2 российских платформ.
Производство на глобальных платформах позволяет продуктам локализованных производителей являться конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках, но ограничивает потенциал дальнейшей локализации и возможность создания конкурентоспособных продуктов собственной разработки в будущем.
Разработка локального продукта дает больше возможностей с точки зрения развития производства компонентов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но может потребовать значительных масштабов производства и инвестиций.
Для достижения целевых объемов внутреннего рынка, концентрации производства и экспорта легковых автомобилей необходимы:
стимулирование внутреннего спроса и обновления автопарка преимущественно немонетарными мерами;
естественная консолидация объемов производства за счет оптимизации количества платформ;
специализация автопроизводителей на отдельных платформах в рамках глобальных цепочек поставок;
реализация мероприятий стратегии экспорта.
С учетом существующих масштабов производства на одну платформу (127 тыс. автомобилей) потенциал локализации ограничен. В связи с этим консолидация производства в сегменте легковых автомобилей критически необходима и позволит не только реализовать потенциал по сокращению постоянных издержек на один автомобиль, но и увеличить уровень локализации платформы за счет большего объема выпуска на один компонент, позволяющего добиться развития локального производства приоритетных групп компонентов (поставщики компонентов 1-го, 2-го и 3-го уровней, локализация сырья и материалов).
Для достижения необходимого технического уровня продукции отрасли следует осуществить:
постепенное сворачивание производства старых локальных моделей и их замещение на глубоко локализованные глобальные платформы и модели;
разработку современных локальных платформ (моделей) и развитие инжиниринговых компетенций на их базе;
поддержку и специализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
ужесточение требований к транспортным средствам, продаваемым и эксплуатируемым в Российской Федерации;
опережающее внедрение отдельных требований и технологий посредством технического регулирования.
Таким образом, целевое видение сегмента легковых автомобилей характеризуется постепенной интеграцией автомобильной промышленности Российской Федерации в глобальную отрасль (с учетом принятия решения о наличии оптимального количества локальных платформ), комбинацией действий участников рынка и государства по повышению и углублению локализации, развитию производства компонентов и снижению стоимости факторов производства, сохраняющих устойчивое преимущество отрасли в Российской Федерации по себестоимости, что, в свою очередь, позволит обеспечить масштаб производства за счет комбинации продаж глобального продукта на внутренний рынок и на экспорт.