3. Ликвидация аварийного жилищного фонда
Целью государственной политики в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда является создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда.
Для достижения поставленной цели необходимо завершить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г., а также создать новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г.
Площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г. и требующего расселения до 1 сентября 2017 г., составляет 11,4 млн. кв. м.
В 2014 году плановый показатель был выполнен на 113 процентов - расселено 2,96 млн. кв. м аварийного жилищного фонда, в новые квартиры переехали 191 тыс. человек.
Эффективное решение поставленной задачи обеспечивается за счет реализованных в 2014 году следующих мер:
утверждены четкие показатели общей площади и количество граждан, подлежащих переселению, для каждого субъекта Российской Федерации;
создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения - с момента подачи регионом заявки в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и до переселения;
снижен уровень долевого финансирования расходов со стороны субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
оптимизирован порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
усилена ответственность субъектов Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях повышения эффективности ликвидации аварийного жилищного фонда планируется:
усилить контроль за качеством жилья, строящегося в рамках программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, путем:
введения обязательного наличия допуска саморегулируемой организации при осуществлении проектирования и строительства многоквартирных домов с количеством этажей не более чем 3 этажа (малоэтажное строительство);
введения экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в отношении объектов малоэтажного жилья, строящихся в рамках государственных и муниципальных контрактов;
установления субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов, возникшим вследствие ненадлежащего исполнения государственных и (или) муниципальных контрактов на осуществление инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выявления несоответствия разработанной проектной (сметной) документации установленным требованиям;
утверждения и применения унифицированных типовых государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ по строительству многоквартирного дома и на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия соответствующего муниципального образования в долевом строительстве многоквартирного дома;
усилить контроль за безусловным достижением субъектами Российской Федерации целевых показателей реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе увеличить количество выездных проверок;
усилить контроль за обеспечением со стороны субъектов Российской Федерации уровня софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
В целях решения задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г., будут созданы новые механизмы переселения. Долгосрочный прогноз темпов выбытия из эксплуатации жилищного фонда показывает, что до 2035 года будут признаны аварийными многоквартирные дома площадью около 100 млн. кв. м, на расселение которых потребуется более 4 трлн. рублей (в текущих ценах строительства жилья - около 33 тыс. рублей за кв. м).
Важнейшим вопросом, который необходимо решить в рамках реализации новых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, является вопрос создания системы достоверного учета аварийного жилищного фонда и формирования соответствующего реестра на федеральном уровне.
Кроме того, будет разработана и внедрена в эксплуатацию система формирования реестра аварийного жилищного фонда, в рамках которой будет обеспечено получение на системной основе актуальной и достоверной информации о состоянии жилищного фонда. Отдельным вопросом в этой части является проведение ревизии и формирование актуального реестра аварийного жилищного фонда в целях его восстановления. Будет проработана новая целевая модель переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г.
Предлагается целевая модель переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающая безусловное обеспечение жильем граждан, у которых нет иного жилого помещения для проживания.
Кроме того, в рамках реализации Стратегии необходимо проработать вопрос о государственной поддержке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием ресурсов единого института развития в жилищной сфере, в том числе проработать вопросы условий предоставления средств (платность (безвозмездность), возвратность (невозвратность), процентная ставка и др.).
В краткосрочной перспективе (до 2020 года) разработанные механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г., должны обеспечивать недопущение его роста.