4. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства

4. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства

В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства будут решены следующие задачи:

обеспечение благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

ликвидация неэффективного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемого унитарными предприятиями;

внедрение новых механизмов государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе учитывающих специфику реализации инвестиционных проектов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в "малых городах";

переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;

принятие и реализация мер, направленных на повышение платежной дисциплины и ответственности неплательщиков, в том числе посредством проработки вопросов введения прямых договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов (предоставлению коммунальных услуг) между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме, по развитию систем расчетов за жилищно-коммунальные услуги, в том числе посредством совершенствования правового регулирования деятельности расчетных центров, развития сервисов дистанционной оплаты;

переход на долгосрочное тарифное регулирование в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе в условиях действия требования об обязательном учете при формировании тарифа гарантирующей организации, оказывающей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, расчетной предпринимательской прибыли в размере 5 процентов (за исключением унитарных предприятий, для которых этот размер может быть установлен на более низком уровне);

обеспечение работы механизма долгосрочного регулирования совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги, исключающего необоснованный рост платы граждан за коммунальные услуги и обеспечивающего предсказуемость для регулируемых организаций и частного инвестора принятия на федеральном уровне решений, ограничивающих размер устанавливаемых в регионе тарифов;

совершенствование механизма выявления и оформления прав на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе стимулирование к этой деятельности органов местного самоуправления, на территории которых выявляются такие объекты.

Необходимо отметить, что положения Стратегии распространяются на сферы электроснабжения и газоснабжения в части обеспечения потребителей качественными коммунальными ресурсами (услугами) по электроснабжению и газоснабжению, а также в части развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в этих сферах. Иные вопросы развития электроснабжения и газоснабжения регулируются Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р.

Указанный подход обусловлен тем, что эти сферы в отличие от сфер теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не являются отраслями, деятельность которых связана преимущественно с обеспечением населения коммунальными ресурсами (услугами). Так, по данным Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний, доля потребления электрической энергии населением составляет 13 - 15 процентов, газа - 13 процентов. Эти сферы являются прежде всего инфраструктурными для всей экономики страны в целом, соответственно стратегия их развития в большей степени определяется не столько нуждами жилищно-коммунального хозяйства, сколько необходимостью обеспечения потребностей всех отраслей экономики и отдельных территорий.

В целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства обеспечено создание необходимой законодательной базы, основанной на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию, развитию концессионной модели государственно-частного партнерства.

В целом для создания условий для привлечения в сферу жилищно-коммунального хозяйства частных инвестиций приняты более 30 нормативных правовых актов (в том числе в рамках совершенствования законодательства о концессионных соглашениях).

Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, предусматривающие создание правового механизма для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, учитывающие в том числе такие особенности заключения соглашений на передачу в долгосрочную аренду или концессию объектов коммунальной инфраструктуры, как установление обязательных требований к собственникам, концессионерам и арендаторам в части необходимости достижения ими целевых показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов.

Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации":

введено требование, согласно которому частный оператор не сможет получить в эксплуатацию коммунальную инфраструктуру без принятия на себя обязательств по модернизации имущества за счет привлеченных средств. Обязательства определяются концедентом по результатам проведенного технического обследования передаваемых объектов, а также с учетом развития, предусмотренного схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения;

расширен перечень существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении. К ним отнесены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, расходы концессионера на создание и (или) реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся предметом концессионного соглашения, значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов, а также порядок возмещения расходов концессионера.

Таким образом, при заключении концессионного соглашения определяются такие основные условия, как обязательства оператора по обеспечению качества услуг, за невыполнение которых предусматривается имущественная ответственность, а также прогнозная стоимость услуг (на срок действия концессионного соглашения).

При этом создаются условия для инвесторов, определяющие гарантии возврата вложенных ими средств, а также порядок возмещения указанных средств при досрочном расторжении концессионного соглашения.

Одновременно внесены изменения в отраслевое законодательство, синхронизирующие нормы Федерального закона "О концессионных соглашениях" и положения, касающиеся тарифного регулирования. Так, размер тарифа будет зависеть от обязательств по достижению качества предоставляемых потребителям услуг, установленных в инвестиционных и производственных программах организаций.

При этом утверждение инвестиционных программ будет происходить с учетом планов по развитию коммунальных систем, определенных в схемах тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были приняты нормативные правовые акты, предусматривающие:

уточнение рекомендуемой (примерной) формы концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения (постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2015 г. N 27 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации");

определение порядка предоставления антимонопольным органом (Федеральная антимонопольная служба) согласия на изменение условий концессионного соглашения (постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения");

установление требований к форме и содержанию вычислительной программы, применяемой для расчета дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 октября 2013 г. N 563);

определение порядка дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 510 "Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").

При этом особое внимание уделяется регулированию вопросов ответственности концессионера за исполнение обязательств в рамках концессионных соглашений.

Основными мероприятиями, реализация которых должна быть обеспечена в целях создания благоприятных условий, направленных на привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства, являются:

завершение в 2015 году разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

По итогам первого полугодия 2015 г. в Российской Федерации утверждено 88 процентов общего количества схем теплоснабжения, необходимых к утверждению, 81 процент общего количества схем водоснабжения и водоотведения, а также 82 процента общего количества программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

осуществление долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечивающего долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств.

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" введено долгосрочное тарифное регулирование в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, которое создаст долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств при реализации проектов по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства.

При использовании долгосрочных методов тарифного регулирования экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, связанная в том числе с сокращением потерь ресурсов, будет учитываться в составе необходимой валовой выручки в течение последующих 5 лет;

реализация субъектами Российской Федерации утвержденных во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональных комплексов мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации, предусматривающих реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, с целью проведения оценки эффективности работы субъектов Российской Федерации по привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и реализации принятых федеральных решений, разработан рейтинг субъектов Российской Федерации с точки зрения инвестиционной привлекательности сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Рейтинг составлен по основным показателям, характеризующим реализацию регионами принятых на федеральном уровне решений, направленных на создание условий по привлечению частных инвестиций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечение функционирования координационного и совещательного органа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Центр государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в целях методического сопровождения подготовки инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сопровождения их реализации, определения лучших практик инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство, а также выработки в составе мер государственной поддержки специального механизма льготного финансирования инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

завершение разработки и обеспечение практического функционирования общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры, путем разработки и утверждения справочников о наиболее эффективных технологиях в сферах теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, лифтового хозяйства, а также справочника для инвестора, осуществляющего капитальные вложения в предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства. Разработка и создание указанного банка данных предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 961 "Об организации работы по созданию общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры".

При этом основной задачей является переход к 2020 году к использованию исключительно перспективных или современных технологий, содержащихся в банке данных, при осуществлении модернизации (строительства) объектов коммунальной инфраструктуры;

передача имущества государственных и муниципальных предприятий, управление которыми признано неэффективным (далее - неэффективные унитарные предприятия), в концессию на базе утвержденных критериев эффективности унитарных предприятий. По итогам проведенной оценки эффективности по состоянию на май 2015 г. неэффективными признана почти треть таких предприятий.

В 2015 году в соответствии с утвержденными графиками организованы процедуры проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства неэффективных унитарных предприятий;

организация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства частному инвестору на основании концессионных соглашений.

С 2015 года начат активный процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию по новым правилам. В результате реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, к 2020 году можно обеспечить передачу около 80 процентов объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении унитарных предприятий, частным операторам.

В целях упрощения процедуры проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений и минимизации при этом злоупотреблений предполагается осуществление методологической и правовой поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в том числе путем утверждения примерной формы конкурсной документации, а также разработки методических рекомендаций по подготовке концессионных конкурсов;

в отношении инвестиционно непривлекательных предприятий планируются специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов таких предприятий, контролируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам.

Такие меры позволят увеличить оборот предприятий, снизить текущие расходы и повысить привлекательность указанных предприятий для инвесторов;

создание и запуск постоянно действующего механизма государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе в малых городах);

совершенствование механизма формирования и контроля исполнения инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, в том числе в части фактически привлеченных инвестиций и реализованных мероприятий. При этом успешность государственной политики в сфере привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства измеряется именно через объем фактически привлеченных инвестиций;

разработка и запуск новых форм оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов в целях модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, включая предоставление средств путем субсидирования процентной ставки, а также путем прямого финансирования инвестиционных проектов либо путем использования механизма льготного финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целях реализации указанных мер предлагается проработать вопрос использования на государственном уровне институтов развития в целях поддержки инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Общий объем средств в соответствии с утвержденными в установленном законодательством порядке инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в 2014 году составил 125,84 млрд. рублей, в том числе заемных средств - 32,08 млрд. рублей, или 25,5 процента. В 2015 году в рамках инвестиционных программ запланировано привлечение 129,47 млрд. рублей, в том числе заемных средств - 32,45 млрд. рублей, или 25,07 процента;

выработка мер, направленных на совершенствование порядка технологического подключения к коммунальным системам, в том числе в части расчета соответствующей платы, упрощения правил и сроков подключения, исключения злоупотреблений при решении вопроса о подключении, а также унификации законодательства для подключения к различным системам коммунальной инфраструктуры вне зависимости от вида ресурса, включая введение понятия "технологические коридоры", которые должны формироваться в обязательном порядке при организации строительства и обеспечивать инженерной инфраструктурой новые объекты;

проработка предложения о переходе к определению платы для всех потребителей исходя из экономически обоснованных затрат теплоснабжающей организации на подключение;

выработка дополнительных мер, направленных на борьбу с бесхозяйными объектами жилищно-коммунального хозяйства, стимулирующих органы местного самоуправления к скорейшему оформлению прав на выявленные бесхозяйные объекты;

проработка предложений, касающихся осуществления газоснабжения, направленных на развитие рынка технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", а также устранение избыточных административных барьеров в сфере подключения новых потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям в том числе путем принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям. Также разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающего введение уведомительного порядка начала осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

анализ и актуализация в случае необходимости правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг с учетом современных особенностей моделей потребления коммунальных ресурсов (услуг) населением, в том числе актуализация значений нормативных показателей, используемых при расчете нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов и расчетным методом;

проработка вопроса о необходимости определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за установлением нормативов потребления коммунальных услуг, а также на создание механизма рассмотрения на федеральном уровне разногласий по вопросам установления таких нормативов;

анализ качества исполнения органами местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению схем теплоснабжения и определения единой теплоснабжающей организации, а также проработка вопроса об условиях передачи указанных полномочий на уровень субъекта Российской Федерации и формирования специальных комиссий по контролю за качеством утверждаемых схем;

продолжение реализации мер, направленных на повышение платежной дисциплины при поставке коммунальных ресурсов (услуг), в том числе введение санкций за неплатежи по всей цепочке поставки ресурса (услуги) от производителя до конечного потребителя (жителя), включая всех посредников и перепродавцов;

проработка вопроса развития иных финансовых инструментов поддержки коммунального сектора и, наряду с вопросом использования банковского кредита, проработка вопроса использования такого инструмента, как облигационные займы, в том числе облигации концессионеров. Это позволит простимулировать привлечение средств негосударственных пенсионных фондов;

проработка вопроса использования иных форм государственно-частного партнерства в целях привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Осуществление оценки выполнения задачи по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства предусматривается на основании следующих показателей:

доля долгосрочных тарифных решений в общем количестве тарифных решений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

доля переданных частным операторам, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляет не более 25 процентов, на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех неэффективных унитарных предприятий.

В среднесрочной перспективе (до 2017 года) необходимо обеспечить увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений.

Одной из важнейших задач Стратегии является практическая реализация всех принятых решений, завершение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления утверждения схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, регистрации прав государственной (муниципальной) собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, передача объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении неэффективных унитарных предприятий, частным операторам, а также планомерная и системная работа с потенциальными инвесторами.

Холодное водоснабжение и водоотведение

В сфере холодного водоснабжения целью государственной политики является обеспечение всех граждан России независимо от их благосостояния качественной питьевой водой в количестве, необходимом для удовлетворения базовых бытовых потребностей человека.

Целью государственной политики в сфере водоотведения является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет очистки сточных вод населенных пунктов и утилизации осадка сточных вод.

В отношении всех организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, будут применяться долгосрочные тарифы. При этом реформирование регулирования отношений в сфере водоотведения будет осуществляться в условиях, исключающих неопределенность в части обязанностей абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, по нормированию сбрасываемых ими сточных вод и соблюдению установленных нормативов в том числе путем установки локальных очистных сооружений, а также по реализации одного из ключевых международных принципов, в соответствии с которым за загрязнение объектов окружающей среды (в указанном случае - за загрязнение, образующееся в результате сброса сточных вод) платить должен сам загрязнитель.

Развитие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Для повышения качества инвестиционного планирования предусматривается разработка справочников о наиболее эффективных технологиях в сфере водоснабжения и водоотведения.

Планируется доработка нормативно-правовой базы в сфере водоотведения, регулирующей сбросы сточных вод и отношения между организациями, осуществляющими водоотведение, и их промышленными абонентами.

Учитывая, что обеспечение водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах (численностью менее 250 тыс. человек) во многих случаях нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения, организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в таких населенных пунктах, будет оказываться государственная поддержка. В целях повышения инвестиционной привлекательности указанных организаций необходимо проработать возможные механизмы поддержки и стимулировать их консолидацию (объединение) на уровне субъектов Российской Федерации.

Реализация этих мер позволит:

увеличить объем подачи качественной питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам;

увеличить долю сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях, отвечающих установленным требованиям;

снизить технологические потери воды и сточных вод при их транспортировке по сетям;

снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах холодного водоснабжения и водоотведения (исключение составляют ситуации природного характера).

В целях совершенствования государственной политики в сфере тарифного регулирования целесообразно проработать вопрос о реализации принципа "снижение издержек в обмен на тариф". В частности, предлагается в целях развития конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ и услуг, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также вопрос о порядке определения и применения референтных цен на товары, работы и услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.

Горячее водоснабжение

В сфере горячего водоснабжения целью государственной политики является обеспечение населения горячей водой, температура которой предусмотрена санитарно-эпидемиологическими нормами, при минимальных расходах и потерях холодной воды и тепловой энергии.

Для достижения этой цели необходимо отказаться от использования открытых систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, снизить потери воды и тепловой энергии в многоквартирных домах при обеспечении горячего водоснабжения.

Применение открытых систем горячего водоснабжения из-за добавления в воду технологических присадок не позволяет обеспечить соответствие горячей воды санитарным нормам и правилам. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в статью 29 Федерального закона "О теплоснабжении" внесены изменения, согласно которым запрещено подключение новых потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения путем отбора теплоносителя, а с 1 января 2022 г. - использование всех таких систем.

Одновременно предусматривается поэтапный переход от использования открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения к использованию закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Снижение потерь воды и тепловой энергии в многоквартирных домах достигается в том числе за счет модернизации и реконструкции внутридомовых инженерных систем (обеспечение циркуляции горячей воды, утепление стояков, устранение несанкционированных врезок и др.).

Реализация этих мероприятий планируется в рамках программ повышения энергосбережения и повышения энергетической эффективности и программ капитального ремонта многоквартирных домов, а также в рамках энергосервисных договоров. Вместе с тем необходимо отметить, что работы по энергосервисным договорам должны проводиться при обязательном наличии приборов учета энергетического ресурса. Учитывая высокую стоимость таких программ, их реализация потребует государственной поддержки.

Реализация этих мер позволит:

снизить технологические потери горячей воды при их транспортировке по сетям;

снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах горячего водоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера).

В целях совершенствования государственной политики в сфере тарифного регулирования целесообразно проработать вопрос о реализации принципа "снижение издержек в обмен на тариф". В частности, предлагается в целях развития конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также проработать вопрос порядка определения и применения референтных цен на товары, работы, услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.

Теплоснабжение

В сфере теплоснабжения целью государственной политики является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения, достигаемого за счет эффективности производства, передачи и распределения (потребления) тепловой энергии.

Основой системы государственного регулирования в сфере теплоснабжения являются Федеральный закон "О теплоснабжении" и принятые в его исполнение нормативные правовые акты.

Развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется на принципах эффективной загрузки мощностей на основании схем теплоснабжения, которые должны соответствовать документам территориального планирования поселений.

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" установлены правовые основы введения долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.

Будут определены на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее 3 лет, показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих теплоснабжение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы. В отношении всех организаций, осуществляющих теплоснабжение, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, будут применяться долгосрочные тарифы.

В целях создания экономических стимулов для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения будут осуществлены меры, направленные на:

повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;

реализацию теплоснабжающими организациями мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и надежности энергопринимающих объектов потребителей тепловой энергии;

предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;

стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;

обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения;

стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей (в том числе на основе местных возобновляемых источников энергии);

повышение управляемости систем теплоснабжения;

проработку предложений о переходе в сфере теплоснабжения к учету привлекаемых заемных средств исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;

скорейшее внесение изменений, направленных на возможность нормативного закрепления размера гарантированной предпринимательской прибыли при расчете тарифов на тепловую энергию.

Оценка реализации указанных мер осуществляется с использованием следующих показателей:

уровень технологических потерь тепловой энергии при транспортировке по сетям;

количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах теплоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера);

удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии.

Важнейшими целями в сфере теплоснабжения являются:

модернизация тепловых сетей с переходом на независимые схемы теплоснабжения, со снижением температуры теплоносителя до 100 градусов Цельсия и ниже, а также с оптимизацией гидравлических режимов. При регулировании тарифов на транспортировку тепловой энергии планируется широкое применение методов сравнительного анализа, которые в долгосрочной перспективе позволят перейти к нормированию расходов на транспортировку тепловой энергии;

загрузка наиболее эффективных источников тепловой энергии и вывод из эксплуатации менее эффективных источников (в том числе на основании схем теплоснабжения).

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1949-р, которым утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии", в 2015 году осуществлена разработка нормативных правовых актов, направленных на формирование новой модели рынка тепловой энергии.

Одним из возможных вариантов регулирования рынка тепловой энергии является метод расчета "альтернативной котельной".

Установление цены производства тепловой энергии при использовании такого метода предполагается на уровне, не превышающем стоимости тепловой энергии, производимой современной и технологически эффективной котельной.

На основании решений, принятых Правительством Российской Федерации, внедрение метода расчета "альтернативной котельной" для теплоснабжающих организаций на территории отдельных муниципальных образований на начальном этапе станет возможным при соответствии их следующим критериям:

наличие согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на внедрение метода расчета "альтернативной котельной" в муниципальном образовании, которое расположено на территории такого субъекта Российской Федерации;

наличие согласия главы администрации муниципального образования на внедрение метода расчета "альтернативной котельной";

наличие утвержденных в установленном порядке в муниципальном образовании схем теплоснабжения;

производство в муниципальном образовании более 50 процентов тепловой энергии на источниках комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

Для муниципальных образований, на территории которых отсутствуют источники комбинированной выработки тепловой энергии, для внедрения метода расчета "альтернативной котельной" достаточно наличия согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого такое муниципальное образование расположено, на внедрение этого метода.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 24 плана мероприятий ("дорожной карты") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1949-р, должны быть приняты правила, целью которых является совершенствование механизмов, обеспечивающих недискриминационный доступ к услугам в сфере теплоснабжения при подключении к системам теплоснабжения, а также упрощение процедуры технологического присоединения к системам теплоснабжения.

Также организован процесс передачи субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления объектов теплоснабжения в концессию, что должно обеспечить привлечение частных инвестиций в эту сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективности.