Приложение 3. ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДО 2030 ГОДА

Приложение N 3
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
до 2030 года

ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДО 2030 ГОДА

Бенефициар
Негативный сценарий
Результат
1. Организации топливно-энергетического комплекса
пересматриваются решения по реализации отдельных инвестиционных проектов в отдельных организациях топливно-энергетического хозяйства;
снижается качество продукции, производительность труда, прибыль, показатели рентабельности и эффективности основных фондов, повышается себестоимость сырья и продукции;
снижаются технико-экономические показатели работы организаций топливно-энергетического хозяйства;
присутствуют сложности для внедрения современных и эффективных производственных методов в организациях топливно-энергетического комплекса;
в случаях уникальности производственных процессов и архитектуры информационных систем возникают высокие издержки при внедрении отечественных аналогов;
в отдельных случаях происходит прекращение технической поддержки и обновлений иностранного программного и программно-аппаратного комплексов, не удается обеспечить бесперебойную работу сложного иностранного программного обеспечения, содержащего иностранные интегрированные компоненты, которые перестали функционировать;
решения по реализации инвестиционных проектов в области информационно-коммуникационных технологий не пересмотрены и успешно реализованы;
организации топливно-энергетического комплекса сохранили и повысили качество продукции, показатели рентабельности и эффективности основных фондов, наблюдается снижение себестоимости сырья и продукции;
повышены технико-экономические показатели работы организаций топливно-энергетического комплекса;
осуществлены импортозамещение и переход на преимущественное использование организациями топливно-энергетического хозяйства отечественных решений в области информационно-коммуникационных технологий, в рамках инициатив стратегического направления исключены высокие издержки организаций топливно-энергетического комплекса при внедрении отечественных решений в области информационно-коммуникационных технологий;
исключено использование нелицензионного программного обеспечения;
обеспечена непрерывность производственных процессов по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов;
организациями топливно-энергетического комплекса в отдельных случаях используется нелицензионное программное обеспечение;
возникают случаи остановки производственных процессов по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов;
осуществлена частичная переориентация импорта, что не решило проблему зависимости российского топливно-энергетического комплекса от иностранных решений в области информационно-коммуникационных технологий;
присутствуют барьеры для автоматизации процессов и обмена информацией, дополнительные трудозатраты на ручной ввод и адаптацию данных;
увеличивается длительность выполнения операций в рамках процессов, связанных с информационным обменом;
в отдельных случаях присутствуют нарушение целостности информации при передаче между системами, а также ее потеря и искажение;
наблюдается неэффективность аналитических процессов из-за необходимости обработки и интеграции несогласованных данных из разных источников;
наблюдается сложность интеграции новых решений в области информационно-коммуникационных технологий;
присутствуют затруднения при совместной работе организаций топливно-энергетического комплекса и реализации совместных проектов;
исключены барьеры для автоматизации процессов и обмена информацией;
обеспечено быстрое выполнение операций в рамках процессов, связанных с информационным обменом;
исключены случаи нарушения целостности информации при передаче между системами, а также ее потери и искажения;
обеспечен высокий уровень аналитических процессов;
обеспечены оптимизация интеграции новых решений в области информационно-коммуникационных технологий;
обеспечена оптимизация совместной работы организаций топливно-энергетического комплекса и реализация совместных проектов;
для упрощения процесса разработки, интеграции и обновления программного обеспечения сведены к минимуму разработка и поддержка специализированных решений в области информационно-коммуникационных технологий для каждой организации топливно-энергетического комплекса;
обеспечено применение единых стандартов для архитектуры информационных систем организаций топливно-энергетического комплекса;
сведены к минимуму незапланированные остановки на производствах и аварийные события;
обеспечена высокая эффективность затрат на информационную безопасность;
присутствует необходимость разработки и поддержки специализированных решений в области информационно-коммуникационных технологий для каждой организации, что также усложнило процессы разработки, интеграции и обновления программного обеспечения;
отсутствуют единые стандарты архитектуры программного обеспечения организаций топливно-энергетического хозяйства, что приводит к несовместимости разрабатываемого программного обеспечения и невозможности его тиражирования;
учащаются незапланированные остановки и аварийные события на производствах;
в организациях топливно-энергетического комплекса наблюдается повышение затрат на информационную безопасность и на восстановление объектов информационной инфраструктуры;
наблюдается недостаточная эффективность принятых мер для защиты от компьютерных атак в отношении объектов критической информационной инфраструктуры организаций топливно-энергетического хозяйства и обрабатываемой в них информации, растет количество компьютерных атак, снижается скорость реагирования на них;
возникают случаи нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей;
затрачиваются финансовые ресурсы на реинжиниринг (реструктуризацию) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью;
сведено к минимально возможному уровню влияние негативных факторов на объекты критической информационной инфраструктуры организаций топливно-энергетического комплекса, успешно и своевременно осуществляется реагирование на компьютерные инциденты;
обеспечено активное использование методологии безопасной разработки программного обеспечения, применяемого в топливно-энергетическом хозяйстве;
сведены к минимуму случаи нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей;
обеспечена высокая эффективность реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью;
сохранена высокая финансовая устойчивость организаций топливно-энергетического комплекса;
сохранены и повышены объемы экспорта нефти и газа;
снижена себестоимость добычи нефти и газа;
обеспечена высокая конкурентоспособность российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке;
обеспечена подготовка специалистов в области информационно-коммуникационных технологий с компетенциями, соответствующими потребностям организаций топливно-энергетического комплекса, что привело к расширению инновационных возможностей и прогрессу в топливно-энергетическом комплексе;
наблюдается снижение доходов и финансовой устойчивости организаций топливно-энергетического хозяйства;
сокращены объемы экспорта нефти и газа;
повышена себестоимость добычи нефти и газа;
ослаблена конкурентоспособность российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке;
наблюдается недостаток специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и ограничение инновационных возможностей и прогресса в топливно-энергетическом хозяйстве;
произошло замедление процессов цифровой трансформации;
недостаток специалистов привел к проблемам внутренних разработок программного обеспечения, обслуживания и обновления технической инфраструктуры
обеспечено ускорение процессов цифровой трансформации;
организации топливно-энергетического комплекса обеспечены высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий, успешно осуществляются внутренние разработки программного обеспечения, обслуживание и обновление технической инфраструктуры
2. Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для топливно-энергетического комплекса
ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения, зависимости в большой степени от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья затруднено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий в особенности "сквозных" цифровых технологий;
увеличен производственный цикл в связи с незапланированными остановками на производстве, влияющими также на ритмичность производства в смежных отраслях;
затруднено использование иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение и продление лицензий на них;
производители сталкиваются с отсутствием спроса на свою продукцию;
сокращается доля затрат организаций топливно-энергетического хозяйства на внешние разработки в области информационно-коммуникационных технологий;
затруднено тиражирование отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;
присутствует широкое использование электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также рост объема теневой экономики
обеспечено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий;
обеспечена непрерывность производственных процессов;
производители обеспечены отраслевым спросом;
сокращены затраты на внутренние разработки организаций топливно-энергетического комплекса в области информационно-коммуникационных технологий;
обеспечен высокий уровень тиражирования отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;
обеспечены низкий уровень использования электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также снижение объема теневой экономики;
обеспечено активное использование методологии безопасной разработки программного обеспечения, применяемого в топливно-энергетическом комплексе
3. Научные организации (организации высшего образования, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и субъекты инновационной деятельности)
наблюдается низкий уровень окупаемости научных исследований и разработок, а также внедрения результатов научной деятельности в реальный сектор экономики;
выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах негативно повлиял на уровень отечественных научных разработок;
ограничивается доступ к международным ресурсам и экспертизе, а также к новейшим знаниям и технологиям;
присутствуют проблемы в области применения и защиты объектов интеллектуальной собственности;
в отдельных случаях наблюдается отсутствие электронной компонентной базы, необходимой для проведения исследований и разработок
наблюдается высокий уровень окупаемости научных исследований и разработок, а также высокий уровень внедрения результатов научной деятельности в реальный сектор экономики;
выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах негативно не повлиял на уровень отечественных научных разработок;
отсутствует проблема доступа к международным ресурсам и экспертизе, к новейшим знаниям и технологиям;
обеспечена высокая эффективность в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности;
исключены случаи отсутствия электронной компонентной базы, необходимой для проведения исследований и разработок
4. Федеральные органы исполнительной власти
наблюдается низкая эффективность информационного и аналитического сопровождения работ в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование;
присутствуют сбои работы государственных систем мониторинга и управления;
учащаются случаи прерываний энергоснабжения;
возникает дефицит государственного бюджета;
присутствуют неоптимизированные процессы в топливно-энергетическом комплексе, связанные с предоставлением (получением) услуг, что негативно влияет на эффективность организаций топливно-энергетического комплекса, уровень жизни и условия труда работников организаций топливно-энергетического комплекса;
увеличиваются сроки обработки заявок и запросов;
увеличиваются административные издержки;
наблюдается низкая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса;
происходит снижение показателей национальной экономики и отсутствует развитие социальной сферы;
увеличивается операционная нагрузка на систему государственного управления;
снижается прозрачность и контроль предоставления услуг
обеспечена высокая эффективность информационного и аналитического сопровождения работ в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование;
обеспечена высокая эффективность работы государственных систем мониторинга и управления;
сведены к минимуму случаи прерываний энергоснабжения;
отсутствует дефицит государственного бюджета;
обеспечена высокая эффективность процессов в топливно-энергетическом комплексе, связанных с предоставлением (получением) услуг;
обеспечена быстрая обработка заявок и запросов;
сокращены административные издержки;
обеспечена высокая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса;
обеспечено повышение показателей национальной экономики и развития социальной сферы;
обеспечено снижение операционной нагрузки на систему государственного управления;
обеспечена высокая степень прозрачности и контроля предоставления услуг
5. Потребители топливно-энергетических ресурсов
присутствует некачественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях;
наблюдается медленный процесс предоставления услуг;
отсутствует адресное удовлетворение потребностей в сложившихся жизненных ситуациях граждан;
отсутствуют проактивные сервисы предоставления услуг
обеспечено качественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях;
обеспечен быстрый процесс предоставления услуг;
обеспечено адресное удовлетворение потребностей в сложившихся жизненных ситуациях граждан;
внедрены проактивные сервисы предоставления услуг