Приложение 2. ФОРМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕНЕФИЦИАРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДО 2030 ГОДА И ПРОБЛЕМАТИКИ, СВЯЗАННОЙ С УЧАСТНИКАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
до 2030 года

ФОРМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
БЕНЕФИЦИАРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ДО 2030 ГОДА И ПРОБЛЕМАТИКИ, СВЯЗАННОЙ С УЧАСТНИКАМИ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Бенефициар
Группа
Краткая характеристика
Проблематика
Как проблематика влияет на бенефициара
1. Организации топливно-энергетического комплекса
бизнес
организации, указанные в статье 5 Федерального закона "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса"
нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала
пересмотр решений по реализации отдельных инвестиционных проектов;
снижение качества продукции, производительности труда, прибыли, показателей рентабельности и эффективности основных фондов, повышение себестоимости сырья и продукции;
негативное влияние на технико-экономические показатели работы организаций топливно-энергетического комплекса;
снижение возможностей организаций топливно-энергетического комплекса для внедрения современных и эффективных производственных методов;
высокие издержки при внедрении отечественных аналогов в области информационно-коммуникационных технологий в случаях уникальности производственных процессов и архитектуры информационных систем;
прекращение технической поддержки и обновлений иностранного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов приводит к критическому снижению уровня информационной безопасности;
учащение случаев использования организациями нелицензионного программного обеспечения;
остановка производства по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов;
возникновение необходимости переориентации импорта в области информационно-коммуникационных технологий
низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно-энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно-энергетического комплекса стандартов в области информационно-коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей
возникновение барьеров для автоматизации процессов обмена информацией;
возникновение дополнительных трудозатрат на ручной ввод и адаптацию данных, что увеличивает время выполнения операций и повышает вероятность ошибок;
возникновение рисков нарушения целостности информации при передаче между системами, а также ее потери и искажения;
сложность и неэффективность аналитических процессов из-за необходимости обработки и интеграции несогласованных данных из разных источников;
несовместимость систем, что может усложнять интеграцию новых решений в области информационно-коммуникационных технологий;
возникновение затруднений при совместной работе организаций топливно-энергетического комплекса и реализации совместных проектов;
необходимость разработки и поддержки специализированных решений в области информационно-коммуникационных технологий для каждой организации, что также приводит к усложнению процессов разработки, интеграции и обновления программного обеспечения;
отсутствие единых стандартов архитектуры информационных систем организаций топливно-энергетического комплекса, что приводит к несовместимости разрабатываемого программного обеспечения и невозможности его тиражирования
увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки
возникновение незапланированных остановок на производстве и аварийных событий;
необходимость импортозамещения информационно-коммуникационных технологий, повышения затрат на информационную безопасность и на восстановление объектов информационной инфраструктуры;
повышение рисков несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;
повышение рисков нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей;
необходимость реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью
выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложность выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек
необходимость увеличения затрат на разведку новых месторождений;
снижение доходов и негативное влияние на финансовую устойчивость организаций топливно-энергетического комплекса;
сокращение объемов экспорта нефти и газа;
повышение себестоимости добычи нефти и газа;
ослабление конкурентоспособности российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке
недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-энергетического комплекса
ограничение инновационных возможностей и прогресса в топливно-энергетическом комплексе;
замедление процессов цифровой трансформации;
замедление процессов в рамках внутренних разработок программного обеспечения, обслуживания и обновления технической инфраструктуры
отсутствие системного подхода к тиражированию (распространению) в организациях отрасли показавших эффективность отечественных технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, и отсутствие механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта
отставание в темпах роста производительности труда, рентабельности производства и других показателей эффективности;
недостаточное использование возможностей новых методов и средств автоматизации с применением искусственного интеллекта;
возникновение риска технологического отставания российских организаций топливно-энергетического комплекса
2. Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для топливно-энергетического комплекса
бизнес
организации сектора информационно-коммуникационных технологий, а также производители радиоэлектронного и телекоммуникационного оборудования, применяемого в топливно-энергетическом комплексе
нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала
сложность производства (разработки) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий;
осуществление незапланированных остановок на производстве (затягивается производственный цикл), что также влияет на ритмичность производства в смежных отраслях;
возникновение дополнительных сложностей использования иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получения и продления лицензий на них
несоответствие разработок в области информационно-коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки (в области информационно-коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях
отсутствие спроса на отечественную продукцию в области информационно-коммуникационных технологий;
снижение затрат организаций топливно-энергетического комплекса на внешние разработки в области информационно-коммуникационных технологий;
затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;
повышение показателей использования электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также рост объема теневой экономики
недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-энергетического комплекса
снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
возникновение дополнительных затрат для найма иностранных специалистов
3. Федеральные органы исполнительной власти
государство
органы государственной власти
низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно-энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно-энергетического комплекса стандартов в области информационно-коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей
негативное влияние на обеспечение информационного и аналитического сопровождения работ федеральных органов исполнительной власти по повышению эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, в том числе в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование
увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки
повышение рисков сбоев работы государственных систем мониторинга и управления, что может вызвать также каскадные эффекты и распространение проблем на другие секторы экономики и инфраструктуру;
прерывание энергоснабжения, транспортировки энергоносителей и других критически важных процессов
выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек
возникновение риска дефицита федерального бюджета в связи со значительной долей доходов федерального бюджета от экспорта энергоносителей;
вынужденная переориентация на альтернативные рынки сбыта нефти и газа;
необходимость пересмотра федерального бюджета
несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг; наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления (получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти;
неоптимизированные клиентские пути и бизнес-процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью организаций топливно-энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-энергетических ресурсов
неоптимизированные процессы в топливно-энергетическом комплексе, связанные с предоставлением (получением) услуг и негативно влияющие на эффективность организаций топливно-энергетического комплекса, уровень жизни и условия труда работников организаций топливно-энергетического комплекса;
длительные сроки обработки заявок и запросов;
возникновение высоких административных издержек;
низкая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса;
снижение показателей национальной экономики и отсутствие развития социальной сферы;
возникновение высокой операционной нагрузки на систему государственного управления;
отсутствие роста уровня прозрачности и контроля предоставления услуг
4. Научные организации (организации высшего образования, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и субъекты инновационной деятельности)
наука
юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность, общественное объединение научных работников
несоответствие разработок в области информационно-коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки (в области информационно-коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях
снижение уровня окупаемости научных исследований и разработок, а также уровня внедрения результатов научной деятельности в реальный сектор экономики;
выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах, что может негативно сказаться на уровне отечественных научных разработок;
возникновение сложностей доступа к международным ресурсам и экспертизе, ограничение доступа к новейшим знаниям и технологиям;
возникновение сложностей в области применения и защиты объектов интеллектуальной собственности;
возникновение случаев необеспеченности научных организаций электронной компонентной базой, необходимой для проведения исследований и разработок
5. Потребители топливно-энергетических ресурсов
население, бизнес
физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование топливом, электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью)
несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг; наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления (получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти;
неоптимизированные клиентские пути и бизнес-процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью организаций топливно-энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-энергетических ресурсов
некачественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях;
медленные процессы предоставления услуг;
отсутствие адресного удовлетворения потребностей в сложившихся жизненных ситуациях;
отсутствие проактивных сервисов предоставления услуг