IV. Решение основных системных проблем пищевой и перерабатывающей промышленности и индикаторы ее развития

IV. Решение основных системных проблем пищевой
и перерабатывающей промышленности и индикаторы ее развития

Решение задачи увеличения поставок сельскохозяйственного сырья на переработку будет осуществляться в рамках реализации Государственной программы на 2013 - 2020 годы, а поставок рыбной продукции - в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса". Предусматривается увеличение производства:

зерна - до 115 млн. тонн;

подсолнечника - до 7,5 млн. тонн;

сахарной свеклы - до 40,9 млн. тонн;

картофеля - до 32 млн. тонн;

овощей - до 16,5 млн. тонн;

плодов и ягод - до 3,8 млн. тонн;

скота и птицы на убой (в живом весе) - до 14,4 млн. тонн, в том числе крупного рогатого скота - до 3,15 млн. тонн, свиней - до 4,53 млн. тонн, птицы - до 5,8 млн. тонн, прочих - до 127,5 тыс. тонн;

молока - до 38,2 млн. тонн;

муки - до 10,3 млн. тонн;

крупы - до 1,4 млн. тонн;

рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных - до 5,2 млн. тонн;

хлебобулочных изделий диетических и хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, - до 300 тыс. тонн;

сахара из сахарной свеклы - до 5,4 млн. тонн;

цельномолочной продукции - до 13,5 млн. тонн;

сливочного масла - до 280 тыс. тонн;

сыра и сырных продуктов - до 546 тыс. тонн;

плодоовощных консервов - до 11597 муб;

подсолнечного масла - до 3,3 млн. тонн;

кондитерских изделий - до 3175 тыс. тонн;

соли поваренной - до 1290 тыс. тонн.

В результате решения задачи модернизации производства и наращивания мощностей за счет проведения технического перевооружения, реконструкции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и нового строительства на основе инновационных технологий и ресурсосберегающего оборудования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экологии индекс физического объема инвестиций к 2020 году должен возрасти по отношению к 2010 году на 0,7 процента.

Для этого потребуется привлечение инвестиций в 2013 - 2020 годах в размере 1036,9 млрд. рублей, в том числе на:

производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности - 40,2 млрд. рублей;

производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения - 54,2 млрд. рублей;

производство мяса и мясопродуктов - 233,4 млрд. рублей;

переработку и консервирование рыбо- и морепродуктов - 22,1 млрд. рублей;

производство молочных продуктов - 197,7 млрд. рублей;

производство сахара - 94,2 млрд. рублей;

переработку и консервирование картофеля, фруктов и овощей - 36,4 млрд. рублей;

производство растительных и животных масел и жиров - 152,3 млрд. рублей;

производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, а также какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий - 158,4 млрд. рублей;

производство кукурузного масла, крахмала и крахмалопродуктов - 43,3 млрд. рублей;

добычу и производство соли - 4,8 млрд. рублей.

Для перехода к модели инновационного развития и создания нового технологического уклада пищевой промышленности предполагается использовать новые формы государственно-частного партнерства на базе технологических платформ региональных территориальных кластеров пищевой и перерабатывающей промышленности (далее - территориальные кластеры), развитие которых включает:

формирование и реализацию субъектами Российской Федерации политики, направленной на согласованное развитие;

адресную поддержку инициатив (программ и проектов) по развитию территориальных кластеров федерального уровня, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность аграрного сектора страны в целом.

Реализация указанных мер позволит не только привлечь прямые инвестиции в развитие аграрных регионов, но и существенно увеличить темпы экономического роста страны.

Адресная поддержка приоритетных кластерных инициатив в области пищевой и перерабатывающей промышленности на федеральном уровне, а также кластерная политика субъектов Российской Федерации будут способствовать расширению доступа участников территориальных кластеров к технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижению трансакционных издержек, а также реализации совместных кооперационных проектов в этой сфере.

Для решения задачи повышения конкурентоспособности продукции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, создания условий для обеспечения импортозамещения в отношении социально значимых продуктов питания и наращивания экспортного потенциала необходимо осуществить:

разработку государственных мер по проведению разумной протекционистской политики с целью обеспечения импортозамещения в отношении продукции, имеющей социальное значение, в том числе с использованием механизмов государственной социальной (продовольственной) помощи населению, определенных Концепцией развития внутренней продовольственной помощи;

выстраивание приоритетов для проведения модернизации промышленности;

внедрение современных методов управления и системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортировки и хранения;

внедрение биотехнологий, технологий замкнутого цикла с более эффективной выработкой целевого продукта, с сокращением потерь сырья, производством пищевых и кормовых продуктов с различными функциональными свойствами, что позволит повысить степень переработки сырья, расширить ассортимент выпускаемой продукции и нарастить кормовую базу для животноводства и птицеводства, решить экологические проблемы;

обеспечение продукции упаковкой, которая позволит сохранить ее качество и безопасность, создание и внедрение в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, которые продлевают срок годности продукции, в том числе биоразлагаемой упаковки;

подготовку современного квалифицированного промышленно-производственного персонала с учетом требований инновационной экономики.

Выполнение задачи развития инфраструктуры и логистического обеспечения продовольственной группы товаров позволит повысить к 2020 году уровень товарности сельскохозяйственной продукции на 5 процентов. Организация оптовых распределительных центров позволит создать условия для развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продовольственных товаров. Развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров, переработки и сбыта продукции животноводства и растениеводства позволит создать условия для использования отечественной продукции в системе внутренней продовольственной помощи.

Осуществление мероприятий, направленных на снижение вредных выбросов в окружающую среду и охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения, снижение расходов речной и артезианской воды на технологические нужды, предусматривается при реконструкции, техническом перевооружении организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и новом строительстве.

Внедрение оборотных систем водоснабжения для очистки сточных вод на предприятиях сахарной, молочной и мясной промышленности позволит высвободить земельные участки, занимаемые очистными сооружениями, для возобновления сельскохозяйственного производства.

В настоящее время значительная часть вторичных ресурсов, образуемых в результате промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, используется неэффективно, нередко идет в отвалы или выливается в водоемы, что наносит природе большой экологический ущерб.

При ежегодной переработке 110 - 115 млн. тонн сельскохозяйственного сырья образуется более 50 млн. тонн побочных продуктов, которые являются значительным резервом для получения полноценного растительного и животного белка. За счет переработки сырьевых ресурсов, которые содержат до 20 процентов белка, с использованием биотехнологий можно получать ежегодно до 5 млн. тонн кормового и пищевого белка, решить проблему дефицита полноценного пищевого белка и его импортозамещения.

К 2020 году предусматривается:

доведение производства жмыхов и шротов маслосемян всех видов до 5,6 млн. тонн, жома - до 12 млн. тонн, кормовой рыбной муки - до 240 тыс. тонн;

повышение степени переработки водных биоресурсов за счет внедрения безотходных технологий - до 80 процентов;

увеличение глубины переработки скота (доведение съема продукции с 1 тонны живого веса убойного скота) - не менее 90 процентов;

вовлечение в хозяйственный оборот молочной сыворотки - до 1 млн. тонн.

К 2020 году планируется увеличение кормовой базы для животноводства:

на 705 тыс. тонн кормов - из отходов крупяной промышленности;

на 500 тыс. тонн сушеного жома - из отходов сахарной промышленности;

на 7870 тыс. тонн шротов маслосемян всех видов - из отходов масложировой промышленности.

Кроме того, в молочной промышленности использование сыворотки на пищевые цели достигнет 1 млн. тонн.

Индикаторы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности приведены в приложении N 1. Объемы инвестиций в развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности приведены в приложении N 2.