1. Основные положения

1. Основные положения

Перед Российской Федерацией стоит задача структурной трансформации экономики, что требует масштабных инвестиций и вовлечения финансового рынка в их финансирование. Решая эту задачу, важно сохранить устойчивость финансовых организаций, системную финансовую стабильность, стабильно низкую инфляцию вблизи целевого уровня. Только при этих условиях возможно нормальное выполнение российским финансовым рынком своих функций и устойчивое развитие экономики в целом. Стабильные макроэкономические условия необходимы для структурной трансформации российской экономики. Правительство Российской Федерации и Банк России будут обеспечивать такие условия.

Правительство Российской Федерации продолжит проводить последовательную и взвешенную бюджетную политику на основе бюджетных правил, устойчивости государственных финансов и снижения зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых рынков.

Банк России в рамках режима таргетирования инфляции и плавающего валютного курса будет поддерживать ценовую стабильность, а также применять меры макропруденциального регулирования для обеспечения системной финансовой стабильности.

Поддержание уровня инфляции вблизи целевого уровня, финансовая стабильность, а также устойчивость государственных финансов необходимы для формирования предсказуемых макроэкономических условий, доверия к национальной валюте и уменьшения рисков экономической деятельности. Это, в свою очередь, снижает неопределенность, способствует удлинению горизонта и облегчает планирование для граждан и бизнеса, уменьшает премии за риск в процентных ставках и ценах. Стабильные макроэкономические условия важны для устойчивого функционирования российского финансового рынка и экономики в целом.

Правительство Российской Федерации и Банк России будут содействовать формированию оптимальных конкурентных условий на финансовом рынке, обеспечивая равный доступ к данным и инфраструктуре финансовым организациям и потребителям финансовых продуктов и услуг, в том числе благодаря внедрению инновационных сервисов и платформ, а также своевременной настройке правовых норм, защищающих конкурентную среду, с учетом быстро меняющихся условий.

Банк России, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, федеральные методические центры повышения финансовой грамотности населения во взаимодействии с заинтересованными организациями продолжат образовательно-просветительскую и информационную работу, направленную на создание системы и инфраструктуры непрерывного образования и просвещения населения в сфере финансовой грамотности.

Банк России продолжит способствовать повышению доверия к финансовому рынку, обеспечивая устойчивость финансовых организаций и оказание ими финансовых услуг высокого качества, развивая корпоративные отношения и внедряя этические принципы, противодействуя недобросовестным практикам, создавая стимулы для финансовых организаций для выстраивания долгосрочных отношений с клиентами и бизнес-партнерами, защищая права потребителей, а также обеспечивая информационную открытость и проводя разъяснительную работу.

Конкуренция и доверительная среда принципиально важны для эффективного функционирования российского финансового рынка в целом, справедливого ценообразования, скорости внедрения инноваций, снижения транзакционных издержек поставщиков и потребителей финансовых услуг, а также полноценного выполнения финансовым рынком своей ключевой функции по трансформации сбережений в долгосрочные инвестиции. Развитию конкуренции будут способствовать меры, направленные на снижение барьеров переключения потребителей финансовых услуг (граждан и бизнеса) между различными поставщиками, создание условий для обмена данными между гражданами, бизнесом, финансовыми и иными организациями, в том числе внедрение открытых программных интерфейсов (Application Programming Interface, API). Развитие экосистем и платформенных решений требует модернизации антимонопольного регулирования и введения специального регулирования, направленного на сохранение конкурентной среды, в том числе на финансовом рынке.

Далее в настоящем разделе представлены направления и задачи развития российского финансового рынка, которые являются приоритетными на горизонте до 2030 года и потребуют усилий не только в среднесрочном периоде, но и после 2025 года. При этом основные задачи обозначены рамочно, что соответствует долгосрочному стратегическому планированию, которое должно быть гибким в условиях быстрых изменений. Более детальное описание основных задач развития финансового рынка на ближайшие 3 года будет подробно изложено в Основных направлениях развития финансового рынка на 2023 год и на период 2024 и 2025 годов, одобренных Советом директоров Банка России, и соответствующих планах мероприятий ("дорожных картах") по их реализации, в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации в части налоговых стимулов, а также в иных документах, затрагивающих среднесрочные перспективы развития финансового рынка.