2. Развитие инструментов долгосрочного финансирования и рынка капитала

2. Развитие инструментов долгосрочного финансирования
и рынка капитала

Для обеспечения трансформации российской экономики необходимы в первую очередь долгосрочные ресурсы. Долгосрочные инструменты формируются в основном на рынке капитала. Поэтому его развитие станет приоритетной задачей на рассматриваемом в настоящей Стратегии горизонте.

Учитывая, что восстановление и развитие рынка капитала требуют продолжительного времени, на среднесрочном горизонте временно может возрасти роль банковского сектора в финансировании экономики. Вместе с тем банковский сектор ограничен в возможности на постоянной основе быть поставщиком долгосрочных ресурсов, что учитывалось при подготовке настоящей Стратегии.

Высокая неопределенность развития экономической ситуации и повышенные риски для инвестиций на среднесрочном горизонте могут привести к возрастанию роли государственной поддержки и стимулов для развития российской экономики и российского финансового рынка. Вместе с тем положения настоящей Стратегии исходят из того, что постепенно должна возрасти роль частных источников финансирования трансформации экономики.

Государственные стимулы развития долгосрочных
сбережений и инвестиций

В условиях масштабных вызовов и потребностей в финансировании развития бизнеса и российской экономики в целом необходимы приоритизация мер поддержки и четкие критерии их применения.

Одним из инструментов обеспечения транспарентности и адресности мер поддержки станет таксономия приоритетных направлений деятельности, в том числе устойчивого развития, которые вносят основной вклад в обеспечение технологического суверенитета и структурную модернизацию российской экономики.

На основе указанной таксономии будут применяться стимулы и меры поддержки как для повышения доступности банковского финансирования, так и для финансирования бизнеса через рынок капитала. Данная таксономия также может применяться институтами развития для приоритетной поддержки компаний и реализуемых такими компаниями проектов.

Для вовлечения банков в финансирование трансформационных компаний Банк России готов применять риск-ориентированное стимулирующее регулирование. При этом расширению банковского финансирования будет способствовать совершенствование института государственных гарантий.

Вместе с тем даже с учетом мер поддержки банки как рыночные участники могут кредитовать компании и проекты только на условиях возвратности, срочности, платности. Те проекты, которые не могут быть реализованы на рыночных условиях, но имеют большое значение для развития российской экономики, будут финансироваться при участии институтов развития, которые будут обеспечены для этого необходимым капиталом и встроенными механизмами докапитализации. Институты развития также могут применять указанную таксономию реализуемых компаниями проектов для приоритетной поддержки таких компаний и проектов.

Институты развития будут предоставлять доступ экономическим субъектам к своим продуктам на открытой основе и преимущественно таким образом, чтобы избежать негативного влияния на конкурентную среду. При этом использование институтами развития рыночных инструментов и инфраструктуры должно ограничиваться необходимостью решения их целевых задач и не может быть направлено на реализацию статусного преимущества для достижения коммерческих целей на конкурентном рынке.

Учитывая задачу обеспечения технологического суверенитета и развития российской экономики, Правительство Российской Федерации и Банк России будут уделять повышенное внимание поддержке выхода на рынок капитала быстрорастущих высокотехнологичных компаний. Будут разработаны критерии таких компаний, а также использован опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для его распространения на эту группу компаний. Планируется также придать сквозной характер мерам поддержки таких быстрорастущих высокотехнологичных компаний для применения указанных мер на разных этапах жизненного цикла быстрорастущих высокотехнологичных компаний.

Правительство Российской Федерации также продолжит применять налоговые стимулы для формирования долгосрочных сбережений и инвестиций. Конкретные налоговые стимулы для субъектов и отдельных инструментов финансового рынка определяются в соответствии с основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период. Использование налогового стимулирования исторически показало смешанную эффективность для того или иного вида деятельности на финансовых рынках. Налоговое стимулирование должно применяться временно и только в тех обстоятельствах, когда это действительно необходимо. Налоговое стимулирование будет соответствовать целям и задачам государственной политики по развитию финансового рынка. Стимулирование развития финансового рынка целесообразно по следующим направлениям:

поддержка минимальных сбережений (средства, размещаемые гражданами в кредитных организациях (финансовые подушки безопасности);

стимулирование долгосрочных инвестиций граждан в российскую экономику, в том числе с использованием механизма индивидуальных инвестиционных счетов, а также вовлечение граждан в долгосрочные сбережения с использованием пассивных инвестиционных стратегий при посредничестве управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и страховщиков, долгосрочных безотзывных вкладов и сберегательных сертификатов;

финансирование с помощью инструментов финансового рынка, прежде всего рынка капитала, трансформационных проектов и высокотехнологичных компаний;

поддержка и развитие новых финансовых инструментов, включая цифровые финансовые активы, а также инструменты устойчивого развития, в том числе "зеленого" финансирования;

адаптация налогового режима для работы нерезидентов через российских финансовых посредников в целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка на международном уровне.

По указанным приоритетным направлениям при необходимости будет осуществляться корректировка установленных механизмов налогового стимулирования развития финансового рынка.

Механизмы субсидирования процентных ставок для отдельных финансовых инструментов и групп заемщиков будут применяться Правительством Российской Федерации в основном в качестве временных мер, направленных на поддержание отдельных отраслей экономики, а также на повышение привлекательности инструментов финансового рынка, имеющих приоритетное значение с точки зрения достижения национальных целей развития.

В иных случаях формирование экономически привлекательного и выгодного уровня процентных ставок будет обеспечиваться путем создания новых и повышения эффективности уже действующих рыночных механизмов.

При этом по отдельным направлениям и в отношении социально уязвимых слоев населения и отдельных категорий хозяйствующих субъектов возможна реализация адресных мер поддержки, прежде всего социальной направленности.

Правительство Российской Федерации и Банк России готовы оказывать поддержку системам коллективной ответственности участников финансового рынка при страховании и (или) гарантировании сбережений граждан в кредитных организациях, негосударственных пенсионных фондах и страховых организациях. Коллективные формы защиты сбережений представлены на российском финансовом рынке в части защиты банковских вкладов (1,4 млн. рублей основного долга и начисленных процентов) и пенсионных накоплений (средства пенсионных накоплений, включающие инвестиционный доход, отраженный по результатам 5-летнего фиксинга). Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" управляет коллективными фондами ответственности. Банк России в случае дефицита средств соответствующего фонда при наступлении страхового случая готов предоставлять кредиты государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на закрытие разрывов ликвидности по ставкам денежного рынка, обеспечивая тем самым состоятельность модели гарантирования вне зависимости от складывающейся на финансовом рынке ситуации. При этом государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" может фондировать такие кассовые разрывы и рыночными инструментами, например облигациями.

Продолжится работа по совершенствованию системы страхования вкладов. Планируется настроить механизм взносов в фонд страхования вкладов для обеспечения соразмерности нагрузки на банки в зависимости от уровня принимаемых ими рисков. Ставки страховых взносов могут быть дифференцированы не только для справедливой оценки их вклада в коллективное страхование ответственности, но и в целях стимулирования банков к поддержанию за счет розничных продуктов устойчивых долгосрочных пассивов.

Расширение использования института коллективной ответственности участников рынка перед клиентами будет направлено на иные формы долгосрочных сбережений граждан, в том числе на инвестиционное и накопительное страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение. Указанный институт защиты повышает доверие граждан к сбережениям, стирая различия между поставщиками и предоставляя гражданину возможность выбора финансового продукта по простым характеристикам, что отчасти оправдывается невозможностью для массового потребителя самостоятельно проводить экономический анализ для оценки надежности поставщика финансового сервиса.

Развитие российского рынка капитала с акцентом
на долевое финансирование

В части развития российского рынка капитала основной акцент будет сделан на обеспечение возможностей долгосрочного финансирования экономики, проектов ее структурной трансформации, а также деятельности предприятий на всех стадиях развития бизнеса. При развитии рынка капитала особая роль будет отводиться инструментам и институтам, которые способствуют достижению целей модернизации и ускоренного развития российской экономики. Наряду с продолжением развития долгового финансирования особый акцент будет сделан на развитие долевого финансирования, которое является наиболее долгосрочным.

В предыдущие годы в Российской Федерации были в основном созданы регуляторные условия и инфраструктура для привлечения финансирования через инструменты рынка капитала. Хотя первичное публичное размещение (Initial Public Offering, IPO) через биржу (организованный рынок) пока не приобрело в Российской Федерации массовый характер, у этого источника есть потенциал роста. Планируется стимулировать развитие первичного публичного размещения капитала через снижение регуляторных барьеров для участия в них институциональных инвесторов, а также повышение доступности гибридных инструментов для настройки корпоративного управления.

Наряду с этим будет поддерживаться развитие комплексной консалтинговой инфраструктуры для эмитентов, учитывая, что отсутствие осведомленности о возможностях рынка капитала или непонимание всех необходимых процедур для организации размещения ценных бумаг являются одними из барьеров.

Важной составляющей устойчивого функционирования рынка капитала является присутствие на нем национальных институциональных инвесторов (страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний). Государство будет создавать условия для содействия их развитию и расширения инвестиционных возможностей при сохранении финансовой устойчивости. Доверие населения и бизнеса к институциональным инвесторам будет формироваться и в значительной степени зависеть от результатов их деятельности, способности приносить клиентам доход на предоставленный им в управление капитал сверх инфляции и безрискового пассивного инвестирования в облигации федерального займа.

Необходимо также восстановить и повысить доверие частных инвесторов к рынку капитала в целом, чему в том числе будет способствовать поэтапное решение проблемы заблокированных активов. Будет проводиться дальнейшее повышение инвестиционной и финансовой грамотности, а также будут приниматься меры по повышению осведомленности граждан о возможностях вложений в российскую экономику с помощью инструментов рынка капитала. Кроме того, рынок капитала должен предлагать гражданам соответствующие их жизненным планам и потребностям продукты.

Важно также создание стимулов для всех групп инвесторов для вложения средств именно в российскую экономику, в том числе для предприятий, имеющих накопленные средства, а также состоятельных частных инвесторов.

Возможно возрастание на рынке капитала и роли институтов развития, которые могут оказывать содействие бизнесу в привлечении долгового и долевого финансирования.

Банк России и Правительство Российской Федерации также будут создавать условия для развития новых форм взаимодействия на финансовом рынке, в том числе с использованием современных цифровых инструментов партнерского финансирования.

Российскому рынку также предстоит оценить потенциал привлечения инвестиций в частные компании через утилитарные цифровые права.

Для выстраивания эффективного корпоративного управления в непубличных компаниях, привлекающих капитал на рынке, необходимо поддерживать доступность для бизнеса актуальной линейки гибких или гибридных финансовых инструментов, позволяющих создавать правильный баланс интересов между учредителями (участниками, акционерами), ключевым персоналом и различными категориями инвесторов. К таким инструментам относятся, например, акции с разным набором прав, конвертируемые долговые инструменты и опционные программы.

Еще одним важным направлением развития институционального бизнеса является развитие сегмента фондов прямых инвестиций. Специфика управления такими фондами требует тесного сотрудничества управляющих фондами и менеджмента портфельных компаний, глубокого анализа инвестиций, а часто и доступа к внутренней информации компаний, не желающих выбирать публичный статус.

Для работы финансового рынка и особенно рынка капитала нужны оперативные, заслуживающие доверия информация и индикаторы финансового и товарного рынков. Наряду с возвращением к раскрытию финансовой отчетности финансовых и нефинансовых организаций Банк России и Правительство Российской Федерации будут проводить работу по созданию отечественной системы таких индикаторов и их администраторов, а также регулированию данной деятельности. Наличие качественных и надежных индикаторов будет способствовать развитию рынка производных финансовых инструментов. Это предоставит участникам рынка более широкие возможности для хеджирования рисков. Распространение культуры хеджирования в Российской Федерации, в свою очередь, позволит повысить устойчивость российской экономики к возможным шокам на финансовых и товарных рынках, а также будет способствовать развитию института риск-менеджмента.

Кроме того, в этом направлении также важно продолжение развития российской рейтинговой индустрии и более широкое использование национальных рейтингов участниками российского финансового рынка.

Важной задачей для обеспечения доступности привлечения долевого финансирования частными компаниями является создание инструментов оценки инвестиционных перспектив российских предприятий на основе объективных данных. Активная цифровизация процессов, появление экосистем и развитие электронной коммерции, а также планы по упорядочиванию оборота данных на рынке способствуют формированию условий для появления на рынке скоринговых сервисов, решающих указанную задачу (Банк России совместно с Правительством Российской Федерации приложат необходимые усилия для формирования среды доверия к таким сервисам по аналогии с работой, проделанной в отношении рейтингов кредитного качества заемщиков). На основе данных скорингов можно ожидать интенсификации вложений гражданами и институциональными инвесторами капитала в предприятия с высокими темпами роста или стабильным дивидендным потоком.

Развитие венчурного финансирования

Отдельное внимание будет уделяться развитию венчурного финансирования. Для содействия росту его доступности планируется уделить внимание развитию инструментов структурирования сделок венчурных инвестиций. Важными элементами настоящей Стратегии также станут повышение уровня финансового образования предпринимателей и инвесторов, развитие финансовой культуры в секторе венчурных инвестиций.

В целях повышения инвестиционной привлекательности российской юрисдикции для венчурных инвестиций необходимо совершенствование существующей организационно-правовой формы инвестиционного товарищества, являющейся аналогом международной практики (Limited Partnership, ограниченное партнерство).

Ключевым условием успешности стартапов является формирование спроса на производимые ими продукцию и услуги, снижение барьеров для их выведения на российский рынок применительно к публичным закупкам государства, государственных компаний и компаний с государственным участием. В указанной области могут быть применены административные требования, устанавливающие минимальные уровни вложений государственных компаний в инновационные продукты новых предприятий. Важным элементом доступности венчурного финансирования является работа соответствующих институтов развития, которые могут выполнять функции управляющих партнеров для государственных и частных предприятий по вложениям в капитал инновационных компаний.

Необходимо также создать условия для формирования конкурентного рынка венчурных инвестиций, который должен обеспечивать стратегию выхода для первоначальных инвесторов из реализованных проектов и сделок. Этому могут способствовать меры стимулирования российских государственных и крупных частных организаций к участию в сделках с венчурными инвестициями на всех стадиях развития компаний.

Для якорных инвесторов публичное привлечение капитала должно стать стандартной стратегией выхода из проектов, что также окажет положительное влияние на развитие высокотехнологичного сектора экономики в целом.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения

Негосударственное пенсионное обеспечение является важным элементом системы пенсионного обеспечения Российской Федерации, а также одним из финансовых инструментов долгосрочного инвестирования в Российской Федерации.

На протяжении последних 10 лет негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации продолжает стагнировать - общее число участников и объем средств увеличиваются незначительно.

Как представляется, помимо общих социально-экономических причин и недоверия граждан к пенсионной системе долгосрочная стагнация негосударственного пенсионного обеспечения может быть связана в том числе с определенной сложностью предлагаемых продуктов по негосударственному пенсионному обеспечению, отсутствием достаточных финансовых стимулов к участию, а также недостаточной информированностью граждан о таких программах.

Таким образом, требуются существенные изменения в системе негосударственного пенсионного обеспечения, направленные на повышение доверия граждан к данной системе и их стимулирование к участию в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

В этой связи необходимо создание программы долгосрочного накопления с государственной поддержкой и налоговым стимулированием, в качестве операторов которой будут выступать в том числе и негосударственные пенсионные фонды, а средства граждан в этой программе смогут пополняться, в частности, за счет их накоплений, сформированных в системе обязательного пенсионного страхования. Участие в данной программе позволит обеспечить развитие культуры добровольных долгосрочных накоплений и формирование понимания гражданами необходимости сберегать часть доходов.

Важными задачами для увеличения доходности участников системы негосударственного пенсионного обеспечения являются расширение горизонта инвестирования негосударственных пенсионных фондов и совершенствование системы вознаграждения негосударственных пенсионных фондов. В контексте создания и предоставления комплексных продуктов негосударственными пенсионными фондами также представляется приоритетной реализация возможности совмещения негосударственными пенсионными фондами деятельности, связанной с негосударственным пенсионным обеспечением, с иными видами деятельности, например с агентской и дилерской.

В целях повышения уровня доверия граждан к негосударственному пенсионному обеспечению и развития добровольных пенсионных программ планируется создать систему гарантирования прав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Последующее развитие корпоративных программ долгосрочного накопления позволит максимально увеличить охват работающих граждан, у которых при участии работодателей будет формироваться дополнительный доход к будущей пенсии независимо от уровня финансового обеспечения.

Указанные меры в дальнейшем окажут благоприятное влияние на уровень пенсионного обеспечения граждан, а также на привлечение значительных дополнительных долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику Российской Федерации.