4. Механизмы развития российского финансового рынка

4. Механизмы развития российского финансового рынка

Для развития российского финансового рынка Правительство Российской Федерации и Банк России используют различные механизмы. Они могут применяться как отдельно, так и в комбинации. При необходимости Правительство Российской Федерации и Банк России координируют свои шаги по разработке и применению механизмов воздействия на российский финансовый рынок. К основным механизмам относятся следующие:

разработка законов и законодательных инициатив, которые являются одним из ключевых инструментов реализации настоящей Стратегии. Важными направлениями законодательной деятельности являются совершенствование существующей законодательной базы финансового рынка и создание законов, регулирующих принципиально новые сферы и направления деятельности;

подзаконное нормотворчество и иные меры регулирования, которые влияют на правила функционирования участников финансового рынка. Органы государственного регулирования устанавливают требования к поднадзорным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывая непосредственное влияние на их деятельность. Возрастает роль мягких и косвенных мер регулирования в форме рекомендаций, писем с разъяснениями, стандартов саморегулируемых организаций, кодексов и других форм;

надзор и надзорные меры, которые позволяют обеспечивать законность и защиту участников финансового рынка. Такой инструмент позволяет прогнозировать возможные риски и обеспечивает обратную связь между регуляторами и субъектами регулирования, помогая определить направление законодательной и регуляторной деятельности;

противодействие недобросовестным практикам и нелегальной деятельности, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами;

создание инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней, что особенно важно в условиях, когда объекты инфраструктуры не могут быть созданы исключительно рыночными силами, но при этом имеют критическое значение для развития российского финансового рынка;

налоговые стимулы и субсидирование, которые направлены на создание экономических стимулов для населения и бизнеса для формирования пенсионных накоплений и иных форм долгосрочных сбережений, повышение доступности сберегательных и кредитных инструментов для социально уязвимых слоев населения и бизнеса, находящегося под давлением форс-мажорных обстоятельств, а также для запуска сложных, масштабных инвестиционных проектов и повышения конкурентоспособности российского рынка капитала на международном рынке капитала;

создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан в банковском секторе, на рынке страхования и в секторе негосударственных пенсионных фондов также является важным инструментом;

взаимодействие Правительства Российской Федерации и Банка России с участниками российского финансового рынка снижает неопределенность, влияет на поведение и ожидания финансовых организаций, граждан и предприятий. В мире повышается значимость информационных функций регуляторов финансового рынка. Важным элементом взаимодействия является не только обсуждение с участниками российского финансового рынка планов по его развитию, но и продвижение интересов российских участников в иностранных государствах благодаря сотрудничеству с иностранными регуляторами и международными организациями;

повышение финансового образования и финансовой грамотности, которое проводится в целях формирования осознанного выбора финансовых продуктов и услуг, ограничения рисков потерь и снижения уязвимости граждан к недобросовестным практикам;

подготовка кадров для финансовой отрасли, которые критически необходимы для ее развития.