II. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ И РОССТАТА ДО 2030 ГОДА
II. Характеристика государственной статистики в Российской Федерации и мире
Развитие государственной статистики - одно из необходимых условий устойчивого социально-экономического развития любой отрасли, территории, страны и общества в целом. Именно государственная статистика является основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Официальная статистическая информация представляет собой сводную агрегированную документированную информацию о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемую субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.
Официальную статистическую информацию отличает достоверность, научная обоснованность, полнота охвата, прозрачность и достаточность для принятия управленческих решений.
Главная задача официальной статистической информации состоит в удовлетворении потребностей государства и общества в оценке социально-экономического развития страны через целостную и непротиворечивую картину данных.
Система государственной статистики включает следующие процессы:
выявление потребностей пользователей в официальной статистической информации и планирование статистической деятельности;
сбор первичных статистических данных у объектов федерального статистического наблюдения;
обработка административных и первичных статистических данных;
формирование официальной статистической информации;
хранение официальной статистической информации;
предоставление официальной статистической информации пользователям;
нормотворческая деятельность в сфере официального статистического учета;
научно-методическое обеспечение официального статистического учета;
информационно-технологическое обеспечение официального статистического учета;
кадровое обеспечение системы государственной статистики. Участниками официального статистического учета являются:
респонденты - объекты федерального статистического наблюдения;
пользователи официальной статистической информацией;
субъекты официального статистического учета.
Вследствие развития практики использования альтернативных источников данных к объектам федерального статистического наблюдения также относятся органы публичной власти и иные организации, обладающие административными и большими данными.
Стратегия охватывает основные процессы официального статистического учета и участников системы государственной статистики.
Во всем мире государственная статистика является незаменимым инструментом в деле формирования государственной политики и управления. Она обеспечивает получение демографических, экономических, социальных и экологических данных, которыми руководствуются государства и межгосударственные органы при принятии решений. Данные государственной статистики играют важную роль в обеспечении устойчивого развития и поддержании мира и безопасности в обществе.
Ключевой ценностью Статистической комиссии Организации Объединенных Наций, высшего директивного органа глобальной системы сбора данных и статистики, объединяющего национальные статистические службы и профильные международные организации и ответственного за установление статистических стандартов и рекомендаций, являются обеспечение и продвижение надежных, доступных, своевременных и сопоставимых данных.
В современную эпоху, отличающуюся разнообразием источников данных, государственная статистика во многих странах сталкивается с необходимостью преобразований. В связи с этим важное значение приобретают адаптация к использованию новых источников и типов данных, быстрым технологическим изменениям, а также конкуренция с различными негосударственными участниками процесса сбора и обработки данных. В этих условиях государственная статистика должна и дальше отвечать Основополагающим принципам официальной статистики, одобренным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Это позволит обеспечить достоверность, точность и беспристрастность официальных статистических данных.
За последние 10 лет национальные статистические службы многих стран перешли к сбору более широкого спектра данных, в том числе из частного сектора. Хотя использование новых источников данных имеет свои преимущества, сохраняются проблемы, связанные с соблюдением конфиденциальности таких сведений, организацией доступа к ним, интеграцией негосударственных данных с административными и первичными статистическими данными. Сотрудничество национальных статистических служб с организациями государственного и частного секторов будет иметь решающее значение для использования всего потенциала новых источников данных.
Переход национальных статистических служб к роли ведущих центров в области технологий и качества данных замедлен из-за ограниченности кадровых и финансовых ресурсов.
Можно выделить несколько следующих ключевых направлений развития государственной статистики в мире:
внедрение моделей статистического производства, обеспечивающих унификацию подходов к работе с данными, внедрение единых моделей, повышающих эффективность и скорость статистического производства (типовая модель производства статистической информации (GSBPM), типовая модель статистической информации (GSIM), общая архитектура статистического производства (CSPA), типовая модель работы статистических организаций (GAMSO);
координация национальной статистической системы через курирование данных национальными статистическими службами - обеспечение этичного и ответственного создания, сбора данных, управления ими, использования и повторного использования данных;
расширение сотрудничества с национальными ведомствами по геопространственной информации в целях обеспечения интеграции геопространственной и статистической информации в рамках реализации решения Статистической комиссии Организации Объединенных Наций N 54/118, принятого в 2023 году в ходе 54 сессии Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
использование административных данных, широкое внедрение административных регистров при производстве статистических данных через внедрение стандартов отчетности для обмена информацией;
одновременное развитие базовых административных регистров, выступающих основным источником информации для органов публичной власти (регистр населения, регистр собственности, бизнес-регистр), и специализированных регистров, которые служат источниками данных в отдельных отраслях;
использование больших данных и веб-аналитики для верификации официальной статистической информации, экспериментальных расчетов на основе новых источников данных (данные сотовых операторов и геопозиционирования в статистике туризма, данные сторонних платежных систем в статистике розничной торговли);
цифровизация статистического производства, выраженная, прежде всего, в использовании единых норм при сборе данных от объектов федерального статистического наблюдения через систему личных кабинетов, внедрение потокового сбора данных, развитие системы предоставления данных пользователям в виде готовой визуализации, датасетов, применение облачных технологий;
обеспечение информационной безопасности данных пользователей от угроз несанкционированного доступа, использования и искажения;
формирование оперативных статистических показателей, в том числе прокси-показателей.
Степень и скорость реакции национальных статистических служб на появление и развитие новых трендов в статистике зависят в том числе от уровня их вовлеченности в работу на международных площадках.
Росстат осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В соответствии с Федеральным планом в 2024 году 61 субъектом официального статистического учета выполнялись 1789 работ, в том числе Росстатом - 675.
Для сбора административных и первичных статистических данных в 2024 году использовалось 498 форм федерального статистического наблюдения, по 204 из которых сбор и обработка осуществлялась Росстатом.
Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
По данным Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2024 г. федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении 7,9 млн. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их обособленных подразделений.
Кроме того, Росстат осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
4. Итоги реализации Стратегии развития Росстата
и системы государственной статистики Российской Федерации
на период до 2024 года
С 2019 года Росстат реализует Стратегию развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденную Министром экономического развития Российской Федерации, в которой были определены следующие приоритеты:
цифровизация предоставления статистических данных;
снижение отчетной нагрузки на респондентов;
усиление координации статистической деятельности;
удовлетворение потребностей пользователей и повышение доверия к официальной статистике;
совершенствование статистической методологии;
активизация международного сотрудничества;
внедрение новых методов управления кадрами;
оптимизация административных процессов в Росстате;
реализация проектов национального значения.
Реализация указанной стратегии происходила в непростой для российской и мировой экономик период. Серьезными вызовами стали пандемия коронавируса COVID-19 и санкционное давление со стороны недружественных стран в условиях проведения специальной военной операции. Ответом на эти вызовы стала трансформация работы органов публичной власти, включая Росстат. Несмотря на негативное влияние внешних факторов, практически по всем приоритетным направлениям удалось достичь поставленных целей или добиться значительного прогресса.
Достижениями в сфере интеграции международных стандартов в систему государственной статистики являются:
внедрение системы национальных счетов Организации Объединенных Наций 2008 года на уровне более 96 процентов;
внедрение системы природно-экономического учета Организации Объединенных Наций;
внедрение системы показателей мониторинга целей устойчивого развития (по состоянию на начало 2024 г. внедрено 125 глобальных индикаторов, охватывающих все 17 целей устойчивого развития);
внедрение стандарта комплексной статистики благосостояния Организации экономического сотрудничества и развития.
В 2019 году впервые за 20 лет были полностью модернизированы официальные сайты Росстата и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Это позволило существенно облегчить пользователям поиск необходимой официальной статистической информации. Важным достижением стала публикация большей части статистических данных в машиночитаемом виде. Вместе с тем сохраняется задача создания единой точки публикации официальной статистической информации, которая позволит обеспечить интеграцию существующих баз статистических данных между собой.
В сложных условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2021 году проведены Всероссийская перепись населения, сельскохозяйственная микроперепись и экономическая перепись малого и среднего бизнеса. При этом переписи прошли с применением современных технологий электронного сбора и автоматизированной обработки данных, с использованием административных данных и данных дистанционного зондирования Земли. Активное внедрение инноваций было обеспечено в условиях строгого соблюдения методологических рекомендаций Организации Объединенных Наций.
Также в 2021 году Росстат приступил к реализации проекта "Понятная статистика", позволяющего получить доступ широкому кругу пользователей не только к "сложной" классической методологии, но и разъяснениям в доступной для неподготовленного пользователя форме.
В 2022 году удалось завершить переход к сбору статистической отчетности исключительно в электронном виде. Настроено взаимодействие Росстата с другими органами публичной власти по использованию административных данных, разработана концепция использования в официальной статистике больших данных с учетом международного опыта.
С 2023 года идет поэтапное внедрение государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" (далее - платформа ГИС ЦАП), обеспечивающей цифровое взаимодействие участников системы государственной статистики на основе единой методологии и информационно-технологической инфраструктуры. При этом к 2024 году разработаны не все ключевые компоненты платформы ГИС ЦАП, что повлияло на выполнение задач по снижению нагрузки на бизнес, ускорению статистического производства и созданию единой точки распространения статистической информации. Данные приоритеты остаются актуальными и на период до 2030 года.
За период реализации Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года формы международного сотрудничества эволюционировали от простого заимствования лучших практик и международной методологии до продвижения в международном сообществе достижений российской статистики. Например, в 2021 году начал работу Международный центр статистической экспертизы "Центростат" в рамках совместной инициативы Росстата, Всемирного банка, Экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана и Статистического института для Азии и Тихого океана.
В связи с внешнеполитической ситуацией реализовать поставленные задачи в полной мере не удалось, однако Международный центр статистической экспертизы "Центростат" успешно реализовал ряд инициатив совместно с комиссиями и учреждениями Организации Объединенных Наций.
Кроме того, в 2023 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 3489-р стартовала программа по развитию статистики в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
Органы государственной статистики столкнулись в последние годы с проблемой кадрового дефицита. На среднесрочном горизонте в системе государственной статистики возможен "кадровый голод", средний возраст государственных служащих в Росстате - около 50 лет. Наблюдается тенденция старения коллектива и отток молодежи как в центральном аппарате Росстата, так и в его территориальных органах.
Повышенная "текучесть" кадров Росстата (в центральном аппарате - до 15 процентов, в территориальных органах - около 9 процентов) связана в большей степени с неудовлетворенностью размером заработной платы и отсутствием эффективных социальных мер поддержки. При этом в последние годы "текучесть" кадров в территориальных органах Росстата несколько снизилась благодаря увеличению гарантированной части денежного содержания в рамках совершенствования системы материального стимулирования государственных гражданских служащих (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 749 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих").
Работа в системе государственной статистики остается малопривлекательной для молодежи. Доля молодежи до 35 лет в центральном аппарате Росстата с 2019 по 2023 год сократилась с 38 до 34 процентов, а в территориальных органах - с 25 до 18 процентов.
В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки "Статистика" реализуются в 23 образовательных организациях высшего образования, статистика изучается в рамках области образования "Математические и естественные науки". Усиливается конкуренция Росстата с негосударственными организациями за специалистов с компетенциями, связанными со сбором, обработкой и распространением больших данных, обработкой административных данных, проведением экспериментальных и макроэкономических расчетов, программированием, визуализацией данных.
Росстат активно сотрудничает с образовательными организациями высшего образования. В настоящее время 142 "дорожные карты" по развитию взаимодействия Росстата с образовательными организациями высшего образования утверждены в 53 субъектах Российской Федерации. Однако, несмотря на то, что ежегодно 3,7 тыс. студентов проходят практику в органах государственной статистики, в дальнейшем только 3 процента прошедших практику трудоустраиваются в Росстат.
Социально-экономические изменения, происходящие в Российской Федерации и в мире в последние годы, определяют ряд тенденций развития системы сбора и обработки первичных статистических и административных данных, а также публикации официальной статистической информации в Российской Федерации.
Среди ключевых факторов развития государственной статистики в Российской Федерации обозначены:
трансформация потребностей и практики использования официальной статистической информации со стороны государства и общества;
изменение возможностей и методов сбора и обработки статистических данных субъектами официального статистического учета и негосударственными организациями;
трансформация системы государственной статистики под влиянием внешних геополитических факторов и потребности снижения нагрузки на экономику.
Важнейшие тенденции, определяемые изменениями потребностей в официальной статистической информации:
рост спроса на статистические данные, в том числе повышение спроса на оперативность, разнообразие и уровень детализации статистической информации;
расширение числа пользователей официальной статистической информацией;
изменение востребованности существующих статистических показателей, сокращение спроса на устаревшие статистические показатели.
Ключевыми трендами, проявившимися в результате расширения возможностей сбора и обработки статистических данных, стали:
повышение доступности цифровых технологий для сбора и обработки статистических данных, в том числе для негосударственных организаций;
появление и развитие инструментов анализа информации на базе искусственного интеллекта, в том числе у негосударственных организаций и частных лиц;
развитие новых источников микроданных - широкого спектра систем сбора и обработки данных, формирование массивов больших данных в органах публичной власти (среди таких данных - реестры, данные ведомственной и налоговой отчетности, данные государственных информационных и геоинформационных систем);
расширение практики сбора, обработки и публикации негосударственных статистических данных финансовыми организациями, телекоммуникационными компаниями, поставщиками услуг, компаниями по найму персонала, общественными объединениями и организациями.
В результате влияния геополитических факторов на состояние системы государственной статистики выявлены следующие тенденции:
необходимость ограничения доступа к официальной статистической информации для предотвращения негативных последствий внешнего санкционного давления со стороны недружественных стран;
ухудшение возможностей для взаимодействия органов публичной власти с международными организациями.
Дальнейшие перспективы развития государственной статистики в Российской Федерации связаны с преодолением сложившихся ограничений в условиях растущего спроса на официальную статистическую информацию.
Перед государственной статистикой Российской Федерации на ближайшие годы стоят масштабные вызовы:
отставание темпов развития методологии сбора и обработки первичных статистических и административных данных от динамики расширения возможностей поставщиков статистической информации отражается на показателе уровня удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией;
неконтролируемое расширение практики сбора, обработки и публикации неофициальных статистических данных ведет к снижению достоверности и сопоставимости данных, снижению обоснованности выводов, базирующихся на данных из разных источников;
высокая нагрузка на объекты федерального статистического наблюдения за счет постоянного расширения числа собираемых разными органами публичной власти показателей и их дублирования;
несоответствие скорости обработки данных и публикации официальной статистической информации потребностям пользователей статистической информацией;
отставание сроков публикации официальной статистической информации от сроков публикации данных и микроданных органами публичной власти и поставщиками негосударственных данных;
недостаточный уровень подготовки значительного числа пользователей официальной статистической информацией как в органах публичной власти, так и в бизнесе, в научных и экспертных организациях, средствах массовой информации, касающийся обработки и интерпретации статистических данных, недостаточное знание состава статистических показателей, методологии сбора и обработки информации;
отставание уровня технологического оснащения, в том числе уровня цифровизации, федеральных органов государственной власти, являющихся субъектами официального статистического учета, по сравнению с негосударственными структурами, и отсутствие у них аналитических инструментов на базе искусственного интеллекта;
отсутствие рынка государственных данных, который мог бы стать источником дополнительных доходов для бюджета страны;
использование консервативной методологии на всех этапах работы с данными при ограниченных и устаревающих технологиях федеральных органов государственной власти, являющихся субъектами официального статистического учета;
недостаточное использование федеральными органами государственной власти, являющимися субъектами официального статистического учета, цифровых каналов и новых технологий получения информации от респондентов, приводящее к замедлению обработки первичных статистических данных;
недостаточный уровень текущего кадрового потенциала федеральных органов государственной власти, являющихся субъектами официального статистического учета, для удовлетворения растущих потребностей в официальной статистической информации;
необходимость обеспечения баланса между открытостью официальной статистической информации и интересами национальной безопасности Российской Федерации в условиях внешнего санкционного давления;
продолжение практики соблюдения международных стандартов статистического учета для обеспечения достоверности международных сопоставлений и продвижения официальных статистических данных Российской Федерации на международные статистические платформы даже в условиях внешнего санкционного давления.
Необходимость ответа на указанные вызовы определяет важнейшие направления трансформации системы государственной статистики в целях повышения оперативности предоставления официальной статистической информации пользователям, удовлетворения растущей потребности в актуальной официальной статистической информации.
В то же время необходимо обеспечить сохранение накопленных достижений с учетом соблюдения и дальнейшего внедрения в систему государственной статистики международных стандартов, а также текущего уровня открытости данных для предотвращения негативных последствий внешнего санкционного давления.